Древние печати ближнего востока. Цилиндрические печати История и развитие

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Напишите отзыв о статье "Цилиндрическая печать"

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984 .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Цилиндрическая печать

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Галерея

    Сравнение размеров печатей с их отпечатками полос (современные/текущие отпечатки)

    Ассирия. Печати, показывающие способ установки; Архивы Бруклинского музея, архивная коллекция Goodyear

Примечания

Литература

  • Nijhowne J. D. Политика, религия и цилиндрические печати: исследование месопотамской символики во втором тысячелетии до нашей эры. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. -

Печати с давних пор использовались народами разных древних цивилизаций, выполняя важные функции в жизни общества. В разных древних культурах существовали разные формы и виды таких изделий, позволяющих осуществлять контроль и учет, вести документооборот. расскажет о том, какие эти изделия были в древней Месопотамии.

Цилиндрические печати древних шумеров

Обитавшие на территории двуречья, расположенного между Тигром и Ефратом племена древних шумеров создали развитую цивилизацию, оставившую большое количество уникальных исторических памятников, среди которых и знаменитые цилиндрические печати, впервые появившиеся в древней столице шумерского царства городе Уруке, упоминающемся в знаменитом шумерском эпосе о Гильгамеше.

Археологов удивил размер печати изготовленной из гипса или известняка с вкраплениями ляпис-лазурита. Такие печати вероятно в большом количестве еще делали из более мягких материалов, таких как дерево и кость, которые не смогли сохраниться до нашего времени. Но об их хождении свидетельствует большое количество оттисков, которые находили ученые во время раскопок. Они отличались от геометрических изображений, нанесенных на известняковые образцы.

Шумеры создали оригинальные конструкции оттисков, позволявших наносить длинную полосу изображений, в то время как круглая печать обеспечивала создание изображения, ограниченного своим размером и формой. Большая потребность в изделиях такого типа свидетельствовала о развитых товарно-денежных отношениях и торговле в древнем Шумере. С помощью цилиндрических печатей с индивидуальными надписями и изображениями производили учет, заверяли свои торговые и иные соглашения, обозначали принадлежность вещей конкретному собственнику, вели активный документооборот в государственном управлении. цилиндрического типа и глиняные таблички позволяли наладить сложную систему учета и контроля, существовавшую в древнем Шумере в III тысячелетии до н.э.

Судя по количеству оставшихся оттисков с надписями различного типа, сделать печать из мягкого камня, кости или дерева могли представители различных социальных слоев, активно вовлеченные в экономические отношения. Позднее цилиндрические печати шумеров стали более короткими и широкими. Внутри у них появилось продольное отверстие в III тысячелетии до нашей эры они получили широко распространение по всей территории Месопотамии в результате освоения технологии выплавки меди стали делать цилиндры из металла. Вероятно, купить печать, изготовленную из бронзы, могли позволить себе только очень состоятельные люди и представители государственной бюрократии, так как бронза, в состав которой входила медь, была очень дорогим материалом. Бронзовые сверла позволяли быстрее обрабатывать камень или бронзовый сплав, чем использующийся до этого корунд.

Сегодня можно заказать печать онлайн с любым изображением на ней каждому желающему. Благодаря использованию цифровых технологий можно быстро создать печать самому с любым оригинальным оттиском и любой формы. Для этого следует использовать онлайн конструктор печатей и штампов , с помощью которого подбирается оригинальный эскиз печати. Разнообразные оригинальные оттиски требуются не только для ведения деловой документации. Оригинальное изображение поможет выделить авторские работы из массы иных изделий, представленных на рынке, проштамповать собрание книг в личной библиотеке, наносить свою именную печать на поверхность различных изделий, чтобы указать на их принадлежность конкретному человеку. После составления оригинального дизайн-проекта, можно будет скачать печать на свой носитель и использовать разработанный эскиз для изготовления оригинального оттиска.

Древняя Месопотамия. Сцена аудиенции у богини Иштар.

Главная, трехфигурная, сцена изображает поклонение сидящей богине, а дополнительная - сбор фиников с пальмы. Сюжет печати - аудиенция у сидящего божества - один из типичных для переднеазиатской глиптики III тыс. до н.э., начиная с аккадского времени. Богиня сидит на троне, выполненном в виде высокого кресла с небольшой спинкой. На боковой панели этого кресла изображены два вздыбленных льва, фигуры их перекрещены. Под ногами сидящей богини расположена небольшая подставка. Богиня изображена в профиль, в длинном одеянии, состоящем из множества оборок, на голове ее рогатая тиара 1 , которую резчик показал анфас. Видны также длинная «коса» волос, спускающаяся по спине, и шесть булав - с каждой стороны по три, - «растущие» из плеч богини. Перед ней мы видим двоих «посетителей»: человека, одетого в длинное гладкое одеяние с бахромой по краю полы, и бога в плиссированном платье. Персонаж в одеянии с оборкой, предстоящий прямо перед богиней, держит в левой руке посох, а правую поднимает в приветственном жесте. Он бородат, носит характерную мужскую прическу - длинные волосы, вероятно, сплетенные в косу и уложенные в аккуратный, перехваченный лентой пучок на затылке. Человека сопровождает мужское божество. Бог одет в длинное платье, оставляющее открытым левое плечо. Его волосы убраны таким же образом, как и у сопровождаемого им персонажа. Он сложил руки на талии, на голове его - высокая рогатая тиара, изображенная анфас, весьма отличная от тиары сидящей богини - рога на ней собраны вокруг длинного конусообразного «колпака» и отстоят друг от друга, в то время как на тиаре богини рога плотно сложены друг над другом.

Дополнительная сцена показывает двоих мужчин, тянущихся к плодам на финиковой пальме.

Благодаря атрибутам, представленным на печати, можно отождествить сидящую богиню с аккадской Иштар в ее воинственном аспекте: вздыбленные львы - ее священные животные, воинственные атрибуты за плечами и в руках богини - булавы и трезубец.

Надпись сообщает, что владельцем печати был некий Магага, торговый агент по должности.

1 Такие одеяние и головной убор типичны для изображения божеств не только в глиптике, но и в других видах искусства Месопотамии - рельефе, скульптуре, прикладном искусстве.

Публикации:

  • Тарасова А.А. Сцена аудиенции у богини Иштар // Мир в миниатюре. Геммы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2012. С. 24-25.
  • R.M. Boehmer, Entwicklung der Glyptik während der Akkad-Zeit. Berlin, 1965, Kat. Nr. 952, Abb.383.
  • G. Colbow, "Die Kriegerische Ištar". Zu den Erscheinungsformen bewaffneter Gottheiten zwischen der Mitte des 3. und der Mitte des 2. Jahrtausends. Münchener Vorderasiatische Studien 8, München, 1991, Abb. 23, Taf. 4, Kat. Nr. 19.
  • D.O. Edzard, Die Inschriften der altakkadischen Rollsiegel // Archiv für Orientforschung, Band 22. 1968/1969. S. 12-20, Nr. 22.

Печати, выполненные в форме цилиндра, являются одними из самых древних идентификаторов подписи владельца, а также визирования документов и маркировки частной собственности. Наибольшую популярность такие печати получили в Месопотамии, Египте, Ассирии, Вавилоне и на Древнем Востоке. Они были выполнены в форме небольшого цилиндра, высеченного из камня и имеющего отверстие вдоль продольной оси. Их украшали графическими изображениями или текстом, используемым в качестве штампа. Нужный оттиск получали в результате горизонтального прокатывания печати по сырой глине. Изредка можно было встретить печати в виде выпуклых цилиндров. С их помощью на папирус или пергамент наносили краску

В Месопотамии цилиндрические печати делали из твердого камня, как правило темных цветов. В ход шли природные минералы: аметист, гематит, халцедон, известняк, мыльный камень. А вот в Египте цилиндрические печати в основном делали из стекла или фаянса. Государственные же печати изготавливались из полудрагоценных камней. Если современные печати хранятся, к примеру, в сейфах, то в старину их всегда носили с собой, как важнейший знак собственности владельца

Цилиндрические печати получили наибольшую популярность в Месопотамии, где они использовались при оформлении сделок, зафиксированных на глиняных табличках. На этих документах ставились личные печати продавца, покупателя и свидетелей. Что касается оттисков цилиндрических печатей, то их можно было встретить на одежде и амулетах. Кроме того, их использовали для опечатывания сосудов и дверей, защищая свое имущество от несанкционированного проникновения и краж. В случае утери горожанином своей печати, он нанимал специальных глашатаев, которые ходили по городу и кричали об утрате печати и о ее дальнейшей недействительности
Старинные цилиндрические печати представляют собой одно из лучших творений Древнего Востока. Если самые первые печати были украшены простым геометрическим узором, то более поздние экземпляры декорировались сложными сюжетами и композициями. Иногда это был текст, а порой - непрерывные фризы с сюжетами из религии или мифологии с участием множества персонажей: богов, известных воинов, животных, птиц, цветов и растений

В Месопотамии печати были как отличительным знаком владельца, так и его талисманом. После смерти их клали к умершему вместе с его личными вещами. В отличие от больших скульптур и барельефов маленькие цилиндрические печати не были разрушены и уничтожены вандалами и завоевателями. Они хорошо сохранились до наших дней, практически не имея существенных повреждений. И сегодня благодаря этим старинным образцам со сложными изображениями, подписями прежних владельцев и другой бесценной информацией, специалисты имеют возможность по крупицам воссоздать древнейшую историю мира

Помимо своей уникальности в качестве источника знаний об экономике и истории Месопотамии, эти печати представляют собой высокохудожественные произведения лучших мастеров-резчиков по камню. Сегодня одна из самых крупных и хорошо сохранившихся коллекций цилиндрических печатей представлена в Британском музее

Прочитано 3051 раз

Статьи по теме