Классификатор кодов профессий и должностей. Какие профессии относятся к служащим а специалистам. Служащие профессии - это

Для чего предназначен классификатор должностей и профессий, что включает информационный блок ОКПДТР, какие связи установлены между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ, разберемся в статье.

Из статьи вы узнаете:

Для каких целей разработан классификатор должностей и профессий

Классификатор должностей и профессий предназначен для решения соответствующих задач, которые связаны с учетом состава, численности рабочих, служащих. С помощью классификатора производится распределение кадров по уровню квалификации, категориям, условиям труда и степени механизации. Решаются и вопросы обеспечения занятости, а также определяется дополнительная потребность в кадрах, проводится начисление пенсий и иные условия в условиях автоматизированных систем обработки информации и ведения статистики.

Общероссийский классификатор профессий и должностей рабочих и служащих, тарифных разрядов разработан в целях реализации Госпрограммы перехода РФ на общепринятую в международной практике систему учета и статистики.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Скачать документы по теме:

Кроме этого, учитывается соответствие с основными требованиями развития всей рыночной экономики и с учетом новейших производственно-экономических условий по развитию Российской Федерации, а также в использовании мирового опыта в разработке международных классификаторов.

ОК 016-94 был принят, введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года под № 367 с первого января 1996 года. Общероссийский классификатор должностей и профессий 2018, тарифных разрядов (ОКПДТР), считается составной частью Единой системы классификации, кодирования информации (ЕСКК) РФ. Документ подготовлен в рамках выполнения по переходу РФ на принятую международную систему учета и статистики согласно требованиям развития рыночной экономики.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановил:

  • принять Общероссийский классификатор специальностей рабочих, а также служащих, тарифных разрядов с указанной датой введения в действие с первого января 1996 года;
  • отменить действовавший на территории Российской Федерации Общесоюзный классификатор специальностей рабочих и служащих, а также тарифных разрядов (186 016) с первого января 1996 года.

ОКПДТР был разработан взамен устаревшего Общесоюзного классификатора специальностей, тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016, объектами классификации являются не только специальности рабочих, но и должности служащих, в ОКПДТР содержится два раздела:

  1. специальности рабочих;
  2. служащих.

Разделы классификатора должностей и профессий

В первый раздел классификатора должностей и профессий входят специальности рабочих, включенных согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и специальностей рабочих (ЕТКС). Кроме этого в разделе содержатся такие специальности рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, а также в специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих исчерпывающий состав специальностей в отраслях экономики.

Профессии рабочих

Зачем установлены связи между ОКПДТР и ОКЗ

Между объектами классификации ОКЗ и классификатором должностей и профессий (ОКПДТР) установлены связи, которые позволяют относить каждый объект ОКПДТР к определенной группировке ОКЗ. Каждая специальность рабочего или должность служащего в общем случае может быть отнесена однозначно к определенной группе занятий.

В связи с тем, что часто понятия «занятие», «профессия», «должность» могут различаться, то в отдельных случаях для установления однозначной связи ОКПДТР с ОКЗ следует воспользоваться пояснением к группировкам ОКЗ. Такие пояснения рекомендуется также применять и при кодировании производных специальностей рабочих или служащих.

Состав, а также и последовательность расположения фасетов в информационном блоке определяют спецификой конкретных задач, которые решают с помощью классификатора. В информационном блоке в качестве основных и дополнительных признаков можно использовать также и коды, наименования других разработанных общероссийских классификаторов технико-экономической информации.

В классификаторе должностей и профессий (ОКПДТР) принята следующая форма расположения материала: в разделе «Специальность рабочих»

В разделе «Должности служащих»

При проведении разработки унифицированных форм документов, где используют коды классификатора, необходимо обязательно предусмотреть ссылку на классификатор должностей и профессий (ОКПДТР). Система ведения такого классификатора предусматривает обеспечение взаимодействия НИИ труда и ЦБНТ Минтруда России с ВНИИКИ Госстандарта России.

А.В. Соловьев

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Пожалуйста, разъясните, кто относится к АУП (административно-управленческому персоналу), к ИТР (инженерно-техническим работникам)?
О.А. Волкова,
г. Сызрань, Самарская обл.

Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров - это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва

Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
- руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
- руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
- специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
- специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
- специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
- специалисты, занятые на работах по международным связям;
- специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
- технические исполнители, занятые учетом и контролем;
- технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
- технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий - «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к , а какие к служащим, расскажет эта статья.

Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  • административный персонал;
  • управленцы;
  • инженеры;
  • кадровики.
  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

О профессиях «государственный и муниципальный служащий»

Госслужащий — кто это?

Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи. Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу. В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами.

В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  1. Изучение достоверной информации.
  2. Ведение переписки с организационными структурами.
  3. Способность принимать важные решения.
  4. Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  5. Участие в общественных и иного характера мероприятиях.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией. Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники. Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители.

В чем разница между служащим и специалистом

Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать:

В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие. Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается «специалист». На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной. В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего.

Служащий - это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач. Главное его отличие - чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно.

У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

Форма для приема вопроса, напишите свой

УТРАТИЛ СИЛУ с 01 ноября 2017 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 4.10.2017 г. № 795

С изменениями в соответствии с приказом министра труда РУз №2-Б от 17 января 2017,
зарегистрированным МЮ РУз 27 января 2017 № 2855

Дата актуализации: 05.02.2017

I. Общие положения

1. Настоящий Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (далее - КОДП-2015) предназначен для систематизации основных должностей служащих и профессий рабочих, определения диапазона тарифных разрядов рабочих и категорий должностей служащих, а также требований к направлению и уровню образования.

КОДП-2015 разработан взамен Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих , утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2010 года № 181.

2. Настоящий КОДП-2015 используется для:

стандартизации и унификации наименований должностей служащих и профессий рабочих при составлении трудовых договоров и штатных расписаний предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций), внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы;

эффективной расстановки кадров с учетом уровня и направления образования и квалификационной категории работников;

целенаправленной подготовки кадров новой формации, отвечающих требованиям современной рыночной экономики, исходя из современного уровня и перспектив развития производства и управления;

составления учебных программ по подготовке и переподготовке кадров в организациях различных организационно-правовых форм;

ведения учета, анализа и статистики труда;

обработки информации в сфере организации работы с персоналом;

распределения занятого населения по видам деятельности (занятиям);

сопоставления статистических данных в социально-трудовой сфере на международном уровне.

Классификатор также служит основой для разработки в установленном порядке отраслевых тарифно-квалификационных справочников.

3. Объектами классификации КОДП-2015 являются профессии рабочих и должности служащих.

4. Настоящий КОДП-2015 в части:

использования наименований должностей служащих и профессий рабочих является обязательным при производстве записей в трудовые книжки работников, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;

минимального уровня образования при приеме на работу, установления тарифных разрядов по профессиям рабочих является обязательным для применения в государственных предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организации), органах хозяйственного управления, созданных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также организаций с долей государства в уставном капитале более 50 процентов, а для других организаций - носит рекомендательный характер;

5. В КОДП-2015 используются следующие основные термины с соответствующими определениями:

а) должность служащего - служебное положение служащего, обусловленное кругом его функциональных обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

б) профессия рабочего - вид трудовой деятельности рабочего, обусловленный совокупностью знаний и навыков, приобретенных в результате профессионального обучения или практики;

в) служащие - специалисты, замещающие должность в организации, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, распорядительные функции, а также хозяйственное обслуживание;

г) специалисты - работники, осуществляющие: планирование, проектирование и контроль производственных и административных процессов, обслуживание сложной техники, разработку документации, управление персоналом, регулирование процессов деятельности организации, в том числе без наделения их распорядительными полномочиями, обучение и оздоровление, творческую и научную деятельность, а также другие специфические функции. Специалисты могут относиться к управленческому и производственному персоналу, выполнять распорядительные и исполнительные функции;

д) рабочие - работники, занимающиеся преимущественно физическим трудом, которые воздействуют с помощью орудий труда на материалы, подлежащие обработке в процессе труда (предмет труда), создают продукцию, осуществляют наблюдение, наладку и уход за машинами, производят перемещение предметов труда, поддерживают нормальные условия труда, выполняют другие функции, обусловленные технологией производства товаров и услуг;

управленческий персонал - работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности организации, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения организацией поставленных целей и задач, выполнения возложенных функций и производственных программ. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов управленческого персонала;

производственный персонал - работники организации, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг) организации, а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;

технический персонал - персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению производственных и технологических процессов деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);

обслуживающий персонал - персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий, их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а также иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала организации, включая социально-бытовое обслуживание. В составе обслуживающего персонала могут быть представлены отдельные профессии рабочих. К обслуживающему персоналу также относятся работники бытового обслуживания населения, не относящиеся к категории специалистов и рабочих;

ж) требования к минимальному уровню образования - минимальный уровень образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», требуемый при приеме на работу на должность служащего или по профессии рабочего, как правило, исходя из специфики выполняемых работ и функциональных обязанностей. При приеме на работу требования к профилю образования могут быть установлены государственными органами, органами хозяйственного управления и организациями с учетом требований законодательства;

з) диапазон тарифных разрядов рабочих - интервал от минимального до максимального разряда работ, присущих конкретному виду деятельности, выполняемому рабочим. Конкретные тарифные разряды в установленном диапазоне тарифных разрядов определяют сложность работы и требуемую для ее выполнения квалификацию рабочего;

и) направление образования - набор базовых и фундаментальных знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником образовательного учреждения по образовательной программе соответствующего уровня и обеспечивающих выполнение им определенного вида профессиональной или должностной деятельности.

II. Структура КОДП-2015

6. Настоящий КОДП-2015 состоит из следующих разделов:

раздел 1 - «Основные профессии рабочих» - включает в себя наименования профессий рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также профессий рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики, указанных в приложении № 1 к настоящему КОДП-2015;

раздел 2 - «Основные должности служащих» - включает наименования должностей, применяемых в экономике и организационно-структурных схемах организаций, указанных в приложении № 2 к настоящему КОДП-2015.

7. Раздел 1 включает порядковые номера профессий рабочих по их возрастанию, наименования профессий рабочих по алфавиту и соответствующие им коды по Национальному стандартному классификатору занятий Республики Узбекистан (далее - НСКЗ), диапазоны тарифных разрядов (далее - ДТР), коды по Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования (далее - КНППСПО).

Таблица раздела 1 имеет следующий вид:

8. Раздел 2 включает порядковые номера должностей служащих по их возрастанию, наименования должностей служащих по алфавиту и соответствующие им коды НСКЗ, коды категорий персонала, минимальный уровень образования, а также коды по КНППСПО и Классификатору направлений и специальностей высшего образования (далее - КНСВО).

Таблица раздела 2 имеет следующий вид:

9. Коды профессий и должностей по НСКЗ соответствуют Международному стандартному классификатору занятий Международной организации труда ISCO-88 и состоят из 4 цифр:

первая цифра представляет собой укрупненную группу;

вторая цифра представляет подгруппу;

третья цифра представляет составную группу;

четвертая цифра представляет базовую группу.

Например:

10. Коды по КНППСПО и КНСВО основаны на Международной стандартной классификации образования и состоят из 7 цифр:

первая цифра определяет код уровня образовательной программы: код «3» - среднее специальное профессиональное образование, коды «5» и «5А» - соответственно для уровней академических степеней «бакалавр» и «магистр»; коды «2» и «1» - соответственно для уровня краткосрочной профессиональной подготовки, в том числе на производстве («2»), и не требующего специальной профессиональной подготовки («1»);

вторая цифра - код области знаний;

третья цифра - код области образования;

четвертая и пятая цифры - код направления образования;

шестая и седьмая цифры - код специальности (коды специальностей, не указанные в КНОССПО, обозначаются цифрами «00»).

Например:

Каждой профессии или должности, указанной в КОДП-2015 может соответствовать один или несколько кодов по КНППСПО и КНСВО.

По отдельным должностям служащих в разделе 2, в графе «Код по КНОССПО и КНСВО» указан код «5Ахххххх», который в соответствии с Классификатором направлений и специальностей высшего образования означает степень «Магистра».

Примечание: символы «хххххх» означают любое число от 0 до 9.

В случаях, если в графе «Код по КНППСПО, КНСВО» указан знак «–» - требования к направлению образования не предъявляются.

11. Диапазон тарифных разрядов (ДПР) профессий рабочих в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками профессий рабочих (ЕТКС) и отраслевыми тарифно-квалификационными справочниками, разработанными органами государственного и хозяйственного управления в установленном порядке, определяет минимальный и максимальный разряды работы по профессиям рабочих в зависимости от их сложности (без учета условий труда) в интервале от «1» до «8», где: «1»разряд - наиболее простые работы, требующие от работника низкой квалификации, а «8»разряд - особо сложные и уникальные виды работ, требующие от рабочего наивысшей профессиональной квалификации и опыта. В большинстве случаев максимальный квалификационный разряд рабочего не превышает шестой.

У - управленческий персонал;

С - специалисты-исполнители;

Т - технический персонал;

О - обслуживающий персонал;

П - производственный персонал.

13. Минимальный уровень образования обозначен следующими сокращениями:

В/О - высшее образование, включающее степени «бакалавр» и «магистр»;

ССПО - среднее специальное профессиональное образование;

НТ - требования к уровню образования не предъявляются.

III. Особенности применения КОДП-2015

14. Отдельные должности служащих в зависимости от предписанных функций могут относиться к управленческому и производственному персоналу.

Если в структуре органа государственного и хозяйственного управления не выделены производственные подразделения, то должности, отнесенные к категории персонала «Специалисты», приравниваются к управленческому персоналу, за исключением отдельных должностей, указанных в форме исключения в соответствующих нормативно-правовых актах.

15. При определении нормативной численности технического и обслуживающего персонала в органах государственного и хозяйственного управления отдельные должности и профессии технического и обслуживающего персонала могут относиться к производственному персоналу, если эти должности и профессии включены в штатную структуру производственных подразделений данного органа государственного и хозяйственного управления.

16. По должностям служащих и профессиям рабочих могут устанавливаться не указанные в КОДП-2015:

а) производные должности и профессии, в том числе:

по профессиям рабочих - «старший» и «помощник»;

по должностям служащих - заместитель, помощник, первый, второй, третий, четвертый, пятый, главный, ведущий, старший, младший, с высшим образованием, со средним специальным, профессиональным образованием, сменный, бригадный, областной, районный, участковый, горный и прочие.

Производные должности по отдельным должностям служащих в пределах одной должности устанавливаются руководителем организации.

При установлении производной должности (профессии) учитывается степень самостоятельности работников при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за правильность принимаемых решений, инициативность, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности.

К производным должностям и профессиям также относятся должности и профессии, образованные путем уточнения особенностей содержания деятельности по указанным в КОДП-2015 должностям и профессиям. В данном случае объектом классификации является должность (профессия), указанная в КОДП-2015, на основе которой образована данная производная должность (профессия);

в) классность и классные чины.

Перечень должностей, по которым устанавливаются классность и классные чины, а также порядок их установления, определяется законодательством.

17. В графе «Наименование должности» раздела 2 по отдельным должностям служащих в скобке указано дублирующее (эквивалентное) наименование.

Например:

В этом случае правильным наименованием должности при составлении трудовых договоров и штатных расписаний организаций, внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы, является как основное, так и дублирующее (эквивалентное) наименование.

18. При установлении минимального уровня образования требуемого при приеме на работу:

лица, окончившие высшие образовательные учреждения со степенью «бакалавр» и «магистр» относятся к работникам с высшим образованием;

лица, окончившие академические лицеи и профессиональные колледжи, техникумы, профессионально-технические, медицинские, педагогические или иные училища относятся к работникам, имеющим среднее специальное профессиональное образование;

лица, окончившие высшие образовательные учреждения до 2001 года включительно, приравниваются к лицам, получившим степень магистра.

19. В отдельных случаях работники, не имеющие установленного Классификатором минимального уровня или направления образования, но обладающие достаточным практическим опытом, выполняющие в полном объеме и качественно возложенные на них должностные обязанности, могут быть приняты на должность, требующую соответствующий уровень образования, либо другое направление образования, если иное не предусмотрено законодательством.

В законодательстве РФ принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок классификации рабочих профессий, а также должностей служащих. В чем заключается предназначение данных источников права? Какие из них относятся к самым востребованным на российских предприятиях?

9149 — данная цифра показывает, что речь идет о профессии токаря;

6 — данная цифра представляет собой контрольное число;

02 — соответствующий показатель обозначает, что профессия соотносится с 2-м выпуском Единого квалификационного справочника;

7223 — данная цифра отражает соответствие профессии базовой группе, имеющей отношение к Классификатору занятий;

5 — соответствующий показатель отражает тот факт, что человеку необходимо иметь 5-й тарифный разряд;

12 — данная цифра показывает, что применяется сдельно-премиальная схема начисления зарплаты сотрудникам;

1 — соответствующий показатель отражает, что для рабочей профессии характерны нормальные условия труда;

2 — данная цифра обозначает, что человек осуществляет свою трудовую деятельность посредством машин и механизмов.

Получается, что код профессии токаря, формируемый исходя из критериев, которые отражены в Классификаторе, будет выглядеть как 19149602722351212.

Аналогично фасетные коды перечень профессий РФ также предусматривает и при классификации позиций служащих. Рассмотрим их.

Фасетные коды для служащих по Классификатору

В данном случае речь идет о кодах, отражающих категорию должности — в них присутствует 1 знак, а также указывающих на конкретную позицию по Классификатору занятий, в котором фиксируется 4 знака.

Посредством 3 фасетов отражаются должности по таким признакам, как:

Производные позиции (фасет 11, представлен 2 знаками);

Можно отметить, что фасеты 11 и 12 выбираются исходя из специфики конкретной должности. Так, в производных позициях квалификация не фиксируется. Поэтому по соответствующим должностям выбирается только фасет 11.

Код должности служащего: пример

Например, такая должность, как заместитель начальника финансово-экономического департамента предприятия будет иметь код, складывающийся из таких показателей, как:

2 — обозначающего должность;

4695 — отражающего тот факт, что речь идет о должности начальника департамента;

1 — используемого в качестве контрольного числа;

1 — отражающего тот факт, что речь идет о категории руководителей на предприятии;

1231 — указывающего на связь позиции с соответствующей базовой группой в Классификаторе занятий;

03 — отражающего тот факт, что речь идет о производной позиции.

Взаимосвязь ОК 016-94 и Классификатора занятий

Можно отметить, что между объектами Классификатора, который был введен Постановлением Госстандарта об утверждении перечня профессий и должностей, и теми, что присутствуют в Классификаторе занятий, предполагается наличие связей, которые позволяют относить первые к той или иной группировке в рамках перечня, к которому принадлежат вторые. То есть, каждая позиция — рабочего или же служащего, как правило, может быть отнесена к определенной категории занятий.

Однако следует отметить: с учетом того, что такие понятия, как «занятие», «профессия», а также «должность» существенно различаются между собой, то сотруднику кадровой службы предприятия, который использует Классификатор, о котором идет речь, может потребоваться задействовать пояснения к отдельным группировкам Классификатора занятий — в целях определения однозначной связи с его объектами тех позиций, что предусмотрены рассматриваемым официальным перечнем профессий и должностей.

Статьи по теме