Характеристика на заведующую сельской библиотекой. Библиотекарь отдела обслуживания: профессиональные требования. Составные элементы бланка документа

С 2014 года является классным руководителем профильного физико-математического класса. На данный момент — это 11-Б. Елена Ивановна — учитель второй категории, инициативный, любящий детей и самоотверженный педагог. Благодаря своей активной жизненной позиции, творческому подходу и постоянному самообразованию ей удается находить общий язык учениками вверенного ей класса и их родителями. Обладает навыками разрешения конфликтных ситуаций, знаниями в психологии детей, применяет индивидуальный подход к их обучению. Владение теорией и практикой учебно-воспитательной деятельности, повышение уровня квалификации и самообразование позволяют делать выводы о Елене Ивановнек как о квалифицированном педагоге. Иванова Елена принимает участие в научной деятельности школы, публикует свои статьи в государственных периодических изданиях.

Образец характеристики на руководителя организации

Необходимо акцентировать внимание на профессиональных качествах, а не на личных, хотя вторым также должно быть уделено внимание. Можно включить следующие сведения:

  • где и когда родился руководитель;
  • какие учебные учреждения завершил, на каких курсах повышения мастерства и профессиональных семинарах побывал;
  • профессии, которыми обладает награждаемое лицо;
  • когда приступил к работе на предприятии и сколько времени проработал, где работал прежде;
  • семейное положение руководителя;
  • академические степени, стажировки за рубежом.

Однако переписывать автобиографию целиком также не рекомендуется. Характеристика на руководителя для вознаграждения – официальный документ, требования к которому предъявляются ГОСТом Р 6,30-2003, с которым лучше предварительно ознакомиться.

Характеристика руководителя на награждение

От того, насколько монументально и существенно описаны достижения руководителя на своем рабочем посту, будет зависеть мнение награждающих о нем. Это важно: повторной награды (которую можно получить уже спустя два года) в случае низкой популярности номинанта точно не будет. Ситуации В случае с предприятием, например, можно отметить, как руководитель провел фирму сквозь кризисные времена, не позволив обанкротиться.
Хорошим ходом будет указать в характеристике какие-либо конкретные показатели по аналогии с резюме. Для примера, под руководством директора предприятие повысило свою производительность с 4 тонн до 8 всего за один год. Расплывчатые формулировки не позволяют понять масштаб заслуг руководителя, так как предоставляют неизмеримые данные.

Образец характеристики директора

Комогорцева Людмила Михайловна работает в системе образования муниципального образования городской округ «Охинский» 29 лет, директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детства и юношества г. Охи – с 2000 года. Людмила Михайловна – творческий, инициативный и компетентный руководитель. Она умело, грамотно решает вопросы функционирования и развития образовательного учреждения.

Дом детства и юношества включен в реестр «Всероссийская Книга Почета», как учреждение, которое своей деятельностью способствует социально–экономическому развитию городского округа «Охинский», в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России — 2009 ». В 2010 году Дом детства и юношества стал победителем муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение в городском округе «Охинский».

Образец характеристики на директора предприятия для награждения

Для характеристики избрать лучше наиболее явные или те, которые проще всего наглядно показать с помощью былых заслуг. Приукрасить или не стоит? В большинстве случаев при написании характеристики на руководителя приукрашивать что-то нет смысла – если человек получает награду, значит, повод для этого есть, как и подходящие для характеристики достоинства. Нужно просто вывести на первый план положительные стороны и умолчать об отрицательных.
Если же приукрасить необходимо, нужно помнить об одном правиле: нельзя корректировать исчисляемые или проверяемые данные. Дополнению можно подвергнуть рассказ о личных качествах и успехах в установлении взаимовыгодных отношений с коллективом, но не факты относительно повышения уровня производительности или количества медалистов в школе.

Характеристика на директора библиотеки для награждения

Внимание

Вся продукция высокого качества, соответствует ГОСТу. В мае 2007г.Кондитерская фабрика принимала участие в выставке-ярмарке «Сибирь — Экспо», где было получено три диплома 1 степени, что свидетельствует о высокой организации производства. Цеха постоянно оснащаются новым современным оборудованием, за последнее время было приобретено и запущено: печи для выпечки с вращающимися тележками 3шт.


отсадочная машина для производства печенья и зефира, термоупаковочная машина, горизонтальная упаковочная машина, миксеры для взбивания теста 6 шт. комплект оборудования для глазирования, тестораскаточная машина, варочные котлы с мешалкой 2шт.,тарталетница, машина темперирующая. Были приобретены две грузовые машины марки «ISUZU» грузоподъемностью 2 тонны и 4 тонны для развоза готовой продукции и поставки сырья. В целом объем производства вырос на 60%. Выросло количество рабочих мест.
Характеристика трудовых и личностных качеств человека составляется не только на рядовых сотрудников. Руководитель также может быть описан с точки зрения его профессионализма, соответствия должности и качества выполнения своих функций. Как составить такую характеристику и чем отличаются такие документы в разных организациях, далее.
Составление характеристики Образец характеристики на руководителя — это пример, схема составления официального документа, в котором представляется отзыв о трудовой деятельности человека, его личностных качествах, которые позволили достигнуть успеха, особенностях организационной работы и влияния на трудовой коллектив. Образец характеристики удобно иметь при себе и использовать в случае необходимости.
  • личные данные: ФИО, дата рождения, сведения об образовании, предыдущих должностях (с датами);
  • наименование данной организации, которая выдает характеристику, занимаемые здесь должности, выполняемые обязанности и достижения;
  • сведения о работе человека на руководящей должности: описание деловых качеств, личностных характеристик, стиля управления, достижений (какие изменения произошли в организации за время его управленческой деятельности), влияния на коллектив;
  • данные о повышениях квалификации, наградах и поощрениях;
  • место, куда подается характеристика;
  • дата, подписи.

Деловые качества руководителя в характеристике Образец характеристики на руководителя организации — это план, который в обязательном порядке включает в себя описание деловых качеств человека.

Характеристика на директора библиотеки для награждения грамотой

Коммуникативные способности, деловая «хватка» Людмилы Михайловны способствуют вовлечению в деятельность учреждения общественности, руководителей предприятий и организаций, представителей иностранных компаний. Коллектив зарекомендовал себя в качестве надежного партнера. Заключено более 20 договоров о сотрудничестве с организациями, предприятиями, общественными организациями (образовательные учреждения городского округа «Охинский», градообразующие предприятия, СМИ, управление по культуре, спорту и делам молодежи, «Охинская ЦРБ», Охинский Центр занятости и др.).
В решении производственных вопросов оперативна, принципиальна, требовательна, проявляет настойчивость и упорство в достижении цели. Руководитель высшей категории, Людмила Михайловна является активным членом Совета директоров образовательных учреждений городского округа «Охинский».

Характеристика на руководителя библиотеки для награждения

Важно

Дом детства и юношества функционирует круглогодично: в течение учебного года – освоение образовательных программ, в каникулярное время – реализация программ «Каникулы», «Занятость детей и подростков», организация детей в лагерях дневного пребывания. Ежегодно коллектив Дома детства и юношества под руководством Людмилы Михайловны Комогорцевой проводит благотворительные акции и мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, опекаемых детей. Современное видение проблем дополнительного образования детей, умение реагировать на изменяющиеся потребности воспитанников и населения городского округа «Охинский» помогают педагогическому коллективу Дома детства и юношества быть востребованным и успешным на рынке образовательных услуг.

Работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.

Должностные обязанности

В культурно-просветительных учреждениях обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, быстрое выполнение их заявок. Выдает литературу по абонементу и в читальные залы, изучает запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов, в работе по учету и хранению фонда, в пропаганде книг, в научно-исследовательской и научно-методической работе библиотеки. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок и т.д., правила учета и обработки книжного фонда. Профессионально важные качества библиотекаря: высокие коммуникативные способности, такт, эмоциональная выдержка, хорошая память.

Квалификационные требования

Библиотечный техникум или соответствующий факультет института культуры.

История Школьного библиотекаря Краснодара интересен и необычен.
Школьному библиотекарю Краснодара повезло, она работает в самой лучшей школе №75 г. Краснодара. О её деятельности читайте

Характеристика
1. ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ:
Мусаева Сажие Сетовна работает в МБОУ СОШ №75 г. Краснодара заведующей библиотекой, где проработала 25 лет. Общий стаж в библиотечной деятельности составляет 36 лет.

2. ПО УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА:
Сажие Сеитовна постоянно совершенствует профессиональное мастерство, применяет инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний в процессе профессиональной деятельности и самообразования.

Под руководством Сажие Сеитовны учащиеся школы неоднократно становились призерами и дипломантами российских, областных и городских конкурсов.
За организацию мероприятий на высоком уровне, подготовку детей к различным конкурсам, творческий подход к работе, награждена грамотами, дипломами и сертификатами.

3. ПО УРОВНЮ ПРОДУКТИВНОСТИ:
Особое место в работе уделяет организации и проведению литературных салонов, вечеров поэзии, творческих конкурсов, мастер-классов, которые проходят с большим успехом.

Охотно делится с коллегами накопленным практическим материалом на городских семинарах: «Школа молодого специалиста», тренинг лидерства «Формы массовой работы – выставки»; «Анализ и планирование работы», "Информационные технологии".
Сажие Сеитовна, поддерживает положительный имидж библиотечного специалиста, формирует у детей и взрослых способность к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

4. ПО УРОВНЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
Мусаева Сажие Сеитовна наделена высоким уровнем профессиональной этики, способностью к диалоговым формам общения, доброжелательна, отзывчива и коммуникабельна в отношении с коллегами, пользуется авторитетом и уважением в коллективе.

Характеристика деятельности библиотеки

Педагогические работники 36

Прочие 6

Основные показатели работы

Количество читателей - 537
Количество посещений - 2589
Количество книговыдач - 7211
Читаемость - 14

Посещаемость - 5

Обращаемость - 1

Книгообеспеченность - 12

Сравнительный анализ систематического чтения

посещений

Посещаемость

книговыдач

Читаемость

Обращаемость

Анализ читательских формуляров показал, что учащиеся 1-4 классов регулярно посещали библиотеку, в основном читают детскую периодику. Библиотека остро нуждается в современных детских изданиях художественной и научно-популярной литературы . Читаклассов читают только программные произведения по литературе. Самая низкая посещаемость в 5-8 классах, это обусловливается тем, что учебники литературы , как правило, содержат тексты всех программных произведений и у многих детей имеются компьютеры и выход в Интернет.

Работа с библиотечным фондом

Характеристика базовых элементов библиотеки

Книжный фонд 13841 экз.

Учебный фонд 7321 экз.

Основной фонд 6520 экз.

Периодические издания 19 наименований наименований

Для учителей 15 наименований

Для учащихся 12 наименований

Для учителей 8

Для учащихся 12 наименований

Контингент пользователей

Для учащихся 11

Сравнительная характеристика базовых элементов библиотеки

Учебный год

Книжный фонд

Учебный фонд

Основной фонд

Периодические издания

для учителей

для учащихся

Основной фонд

Фонд библиотеки укомплектован учебной, программной художественной, отраслевой, справочной литературой и разделен на группы:

Для младшего школьного возраста (1-4 классы);

Для среднего школьного возраста (5-8 классы);

Для старшего школьного возраста (9-11 классы);

Фонд периодических изданий

Фонд учебной литературы с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса и ФП учебников.

Создается фонд медиа и видеотеки. Аудиовизуальные материалы выдаются только в читальном зале и учителям, т. к. при приеме этих документов от читателей необходима тщательная проверка сохранности качества материалов, на это уходит много времени.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется документация (инвентарные книги № 1-10, книга суммарного учета, тетрадь учета книг, принятых от читателей в дар, тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных, документы списания, папка приходных накладных). Записи в документах проводятся своевременно.

Фонд библиотеки расставлен в соответствии с новой ББК, технически обработан. Хочется отметить, что в последние три года основной фонд библиотеки незначительно (337 экз.), но все же пополнился. Стало хорошей традицией проводить акции «Подари книгу или учебник школе», выпускники школы дарят библиотеке книги. И все же художественный фонд библиотеки не удовлетворяет потребностям читателей. О качестве сформированности фонда говорит показатель - обращаемость, который очень низкий (1), достаточно далек от нормы.

Периодика

В библиотеке оформлена подписка периодических изданий на 2013 год. Выписано 19 наименования на сумму 19977,30 рублей:

8 наименований для учителей

11 наименований для учащихся

Из выписанных детских изданий: газета «Добрая дорога детства», журналы «Спасайкин», «Путешествие на зеленый свет», «Чудеса и приключения» и другие. На протяжении многих лет библиотека выписывает «Кубанские новости», «Свет Маяков», «Кубанская школа», «Учительская газета», «Справочник руководителя образовательного учреждения» и другие.

Учебный фонд

Работа с учебниками занимает большую часть рабочего времени школьного библиотекаря. Учебный фонд включает 7321 экз. на сумму 23 рублей.

Фонд учебной литературы комплектуется за средства краевых субвенций. Для 100 % обеспечения учащихся бесплатными учебниками на 2012/2013 учебный год школа приобрела за счет краевых субвенций 1022 экз. учебников на сумму 75 рублей.

Приобретение учебников за средства краевых субвенций

Учебный год

Количество

На начало нового 2013/2014 учебного года обеспеченность бесплатными учебниками по школе – 100%.

Учебный год

Количество

учащихся

Количество

учебников

обеспеченности

учебниками

Сравнительный анализ обеспеченности бесплатными учебниками

Важнейшим условием правильного выбора учебной литературы является своевременная совместная проработка «Бланка заказа ФП учебников» библиотекарем и учителями- предметниками. Для этого проанализировала имеющийся в наличии библиотеки учебный фонд с целью недопущения невостребованных учебников в новом учебном году, было проведено совещание в педагогическом коллективе по вопросу заказа ФП учебников. Предоставила полную информацию о перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в 2учебном году. Всю эту работу проделали в марте. В апреле было проведено повторное совещание, на котором библиотекарь довела до сведения учителей списки учебников за средства краевого бюджета.

На этом совещании постановили, что классные руководители должны довести до сведения родителей и учащихся списки бесплатных учебников. Был оформлен стенд «Информация об учебниках на учебный год», на котором указаны все сведения об учебниках на новый учебный год:

Список ФП учебников на учебный год, утвержденный директором школы;

Сведения об учебниках, приобретаемых на 20учебный год;

Сведения об учебниках библиотечного фонда;

Графики сдачи и выдачи учебников.

В мае были проведены классные родительские собрания, на которых библиотекарь довела до сведения родителей списки бесплатных учебников, а также списки учащихся, которые получают в первую очередь учебники (многодетные и малообеспеченные семьи, сироты, опекаемые).

В конце учебного года учебники по графику сдаются в библиотеку. После сдачи учебников, в последних числах мая, библиотекарь выдает имеющиеся учебники учителям 1-4 классов. Учащиеся 5-11 классов получают учебники с 5 июня . Количество выданных учебников отмечается в формуляре (на учебники отдельные), где за каждый учебник учащиеся расписываются.

Разработаны единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников. Каждую четверть проводятся рейды по классам с проверкой состояния школьных учебников. Результаты проверок учитываются при подведении общих итогов соревнования на лучший класс.

Процесс учета библиотечного фонда школьных учебников включает прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределение по классам, перемещение учебников, их выбытие, а также подведение итогов движения фонда и его проверку. Всю эту работу в школе ведет библиотекарь. Учет учебников осуществляется групповым способом и ведется в Книге учета библиотечного фонда школьных учебников, а также на каталожных карточках в Картотеке школьных учебников. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются по классам, а внутри классов – по предметам. Учебный фонд библиотеки весь внесен в электронный каталог. На резервный фонд учебников составлена картотека.

Справочно–библиографическая работа

В целях воспитания информационно-библиографической культуры проводятся библиотечные уроки согласно плану. Велась следующая справочно-библиографическая работа:

ознакомление пользователей с минимум библиотечно-библиографических знаний,

знакомство с правилами пользования библиотекой, с расстановкой фонда,

ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со

справочными изданиями и т. д. Проведено 11 библиотечных уроков, 1 массовое мероприятие.

Наиболее успешно прошли следующие: «Будь здорова, книжка!», «Как читать книги», «История создания книги».

В библиотеке имеется алфавитный и систематический каталоги. Продолжается работа по формированию электронного каталога.

Ведется работа с тематическими картотеками:

- «Прочти в газетах и журналах»;

- «Знай свой край»;

- «За страницами школьного учебника»;

- «Семья и школа»;

- «Библиотека любознательного читателя».

Воспитательная работа

Общее количество мероприятий 77

Книжные выставки 18

Обзоров 21

Библиотечные уроки 11

Викторин 9

Конкурсы рисунков 4

Громкие чтения 8

Утренников 1

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой» (утверждены 10.01.12г.) В целях учета библиотечно-библиографического обслуживания ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, количестве посещений, объеме книговыдач и распределение по отраслям знаний.

За год от читателей поступило 22 запроса различного характера. Учет запросов ведется в тетради. В большинстве своем справки выдавались при подготовке рефератов и докладов к урокам, внеклассных занятий, педсоветов.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки, которые оформлялись к юбилейным и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Внимание! Экзамены!», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы за здоровый образ жизни», «Край наш кубанский» и другие.

Наиболее значимыми и удачными мероприятиями, которые организовала библиотека, стали следующие:

Турнир знатоков родного края «Земля, на которой мы живем и которой мы гордимся» среди учащихся 6 классов . Лучшие знатоки – Логачев Д. 6 «А», Карапетян Л. 6 «А», Дмитрячкова В. 6 «Б».

- э кологическая игра «Сохраним планету голубой и зелёной» для 4 классов в рамках Года охраны окружающей среды . Победителями стали Клесунова Э. 4 «А», Караваев В. 4 «Б» и Пелих К. 4 «Б» класс.

Пушкинский турнир «На солнечной полянке Лукоморья» между ребятами 5-х классов. Лучшие знатоки сказок: ученики 5 «А» класса Берёзкин С., и Дрожжина В.

К 100-летию со дня рождения и дню рождения было приурочено мероприятие «Поэты из страны детства».Самые активные участники получили призы и грамоты: Башарина М. 1 «А», Шахян М. 1 «А», Андриянов В. 2 «А», Малых М. 2 «А», Шахян А. 2 «Б », Магомедова А. 3 «А».

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям умело использовали возможности библиотеки такие учителя, как, Волковская активно пропагандировали книжный фонд, давая ребятам задания, выполнение которых автоматически влекло за собой работу с книгой или другими источниками информации.

В течение всего учебного года библиотекарю большую помощь оказывал библиотечный актив. Активом библиотеки проводились рейды по сохранности учебников, была оказана

помощь в проведении Недели детской и юношеской книги, организована

Книжкина больница. Помогали ребята оформлять вновь поступившую литературу, расставлять фонд, подшивать газеты.

Информационная работа

Велась совместная работа с педперсоналом по составлению заказа на учебно-методическую

литературу. Делался подбор документов в помощь проведению предметных недель и других

общешкольных и классных мероприятий. Велись информационное обслуживание обучающихся

на абонементе, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений, подбор

литературы при подготовке к экзаменам.

Для всеобщего ознакомления составлен библиографический список учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, был сделан отчет перед родительской общественностью о новых учебниках, приобретенных за счет краевых субвенций.

Общие выводы: К сожалению, не все, что было запланировано, удалось выполнить. Библиотечные уроки были проведены, но часто их проведение не соответствовало срокам в плане, не всегда удавалось оказать помощь в выдаче литературы по программе из-за отсутствия в фонде.

Низкие количественные показатели выдачи книг объясняются тем, что у детей среднего и старшего звена снижается интерес к чтению. У детей начального звена формируется потребность к чтению, но библиотека не может удовлетворить в полной мере запросы читателей, т. к. остро нуждается в современных печатных изданиях художественной и научно-популярной литературы. Учащимся начальных классов не хватает ярких, красочных книг. Те, что имеются в библиотеке, находятся в неудовлетворительном состоянии. Также причинами снижения интереса к чтению являются увлечение компьютером и Интернет. Учебной литературой учащиеся обеспечены полностью.

Для повышения эффективности работы школьной библиотеки по привитию учащимся интереса к чтению и книге необходимо в учебном году:

1. Изучить читательские интересы учащихся 5-9 классов через анкетирование и анализ читательских формуляров школьной и сельской библиотеки.

2. Активизировать читательские интересы учащихся 5-8 классов.

3. Повысить роль классных руководителей, учителей-предметников, семьи в воспитании интереса к чтению и книге.

4. Комплектовать основной фонд библиотеки с учетом читательских спросов.

5. Для пропаганды библиотеки и книги оформить библиотечные стенды, обновить рекомендательные списки литературы.

6. Списать морально устаревшие и неиспользуемые учебники.

7. Обеспечить учащихся бесплатными учебниками на 100%.

Как написать характеристику. Что такое Характеристика работника

Характеристика - это официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности определенного человека. Характеристика представляет собой краткое описание трудового пути работника, его деловых и нравственных качеств, его трудовой и общественной деятельности. Любой соискатель, имея грамотно составленную характеристику с предыдущего места работы, может претендовать на высокооплачиваемую конкурентную вакансию. Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью.
Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью. Лицо, подписавшее
характеристику, несет ответственность за ее достоверность. Характеристика в основном состоит из следующих сведений:

1) имя, отчество и фамилия сотрудника;
2) дата рождения;
3) образование, полученное сотрудником, какие учебные заведения где и
когда окончил;
4) место работы, откуда предоставляется характеристика, с указанием
должностей, которые занимал сотрудник за время работы в данной
организации, и обязанности, которые должен был выполнять он на этих
должностях;
5) отображаются положительные качества работника (деловые и личные);
даются сведения о наградах и поощрениях;
6) сведения о курсах повышения квалификации, которые проходил сотрудник, а
также об участии его в проектах компании;
7) указывается, для каких целей и для какой организации дается
характеристика.

И тут следует отметить, что в зависимости от цели составления и использования, характеристика работника подразделяется на:
- внутренняя характеристика работника - предназначенная для использования внутри организации;
- внешняя характеристика работника - составляемая по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации.

Образец характеристики
Образец характеристики сотрудника (водитель)
Образец характеристики сотрудника (бухгалтер)
Образец характеристика работника (общий шаблон)
Производственная характеристика

Внутренняя Характеристика работника
Внутренняя характеристика работника составляется в определённых случаях и основания составления подобных характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах.

Внутренняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
при решении вопросов о переводах на вакантные должности,
о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия,
об определении соответствия работника занимаемой должности или
выполняемой работе (в ходе аттестации),
о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым
проектом),
о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Внутренняя характеристика работника оформляется и составляется исходя из общих правил и рекомендаций. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.
В зависимости от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.

Нередко внутренняя характеристика работника является составной частью других документов, например, представлений. Так как внутренняя характеристика работника составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.
В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Внешняя Характеристика работника
Внешняя характеристика работника составляется по просьбе самого работника (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Внешняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
решение бытовых вопросов - к ним можно отнести: поступление работника в
учебное заведение, получение кредита и прочее;
решение вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом
властного решения - к ним можно отнести: о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания) и прочее.

Наиболее сложным для сотрудника кадровой службы является составление внешней характеристики работника, затребованной адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях привлечения работника к административной или уголовной ответственности суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем - должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему внешнюю характеристику работника.

Как написать характеристику сотрудника
Как написать характеристику сотрудника? Что необходимо указать в характеристике сотрудника? Этими вопросом задаются многие кадровики при возникновении подобной необходимости.

Несмотря на то, что для написания характеристики не существует формальных, официальных бланков, не нужно "изобретать велосипед"! поскольку существует определённый стандарт, придерживаясь которого, можно составить грамотную характеристику сотрудника.

Во первых , необходимо решить: для каких целей составляется характеристика сотрудника?
Во вторых , не стоит забывать, что характеристика сотрудника при написании имеет ряд существенных отличий от написания того же самого рекомендательного письма, для потенциального работодателя сотрудника.

Как правило, в характеристике сотрудника приводится оценка работника как специалиста, оценка его профессиональной деятельности, деловых и личных качеств.

Характеристика сотрудника излагается от 3-го лица настоящего или прошедшего времени (окончил, работал, выполняет, имеет). Оформляется характеристика сотрудника на стандартных листах бумаги формата А4, подписывается, как правило, несколькими лицами, например руководителем (или заместителем) организации и руководителем службы персонала (или руководителем подразделения, в котором работает работник).

Характеристика сотрудника состоит из нескольких частей:
заголовочная часть;
анкетные данные о сотруднике;
данные о трудовой деятельности сотрудника;
оценка деловых и личных качеств сотрудника;
заключительная часть.

Итак, обо всём по порядку.

В заголовочной части характеристики сотрудника указывается:
название документа (ХАРАКТЕРИСТИКА),
название организации,
должность сотрудника,
фамилию, имя, отчество работника (полностью).

В анкетных данных характеристики сотрудника указывается:
фамилию, инициалы работника (имя и отчество полностью уже можно не повторять),
год рождения,
образование (при этом указывается, какие учебные заведения, где и когда
окончил работник), специальность (профессию), ученую степень и звание (если они имеются).
Как правило, эта часть характеристики оформляется как первый абзац текста.

В данных о трудовой деятельности сотрудника указывается характеристика трудовой деятельности работника:
с какого года и в какой должности начал свою трудовую деятельность
работник в данной организации (допускается указывать, в каких
организациях и на каких должностях работник работал до поступления в данную организацию),
указывается, на какие должности и в какие подразделения переводился работник, то есть дается краткая информация о его карьерном росте,
в этой же части содержится характеристика результатов трудовой деятельности работника: перечисляются наиболее значимые результаты его работы (какими работами руководил или в каких работах принимал участие,
какие работы выполнил самостоятельно), здесь же могут даваться сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, второй профессии, переквалификации и др.

В качестве деловых и личных качеств сотрудника указывается оценка профессиональной компетентности работника, его деловых качеств,
работоспособности, психологических и этических качеств:
Оценивая профессиональную компетентность работника, следует обратить внимание на наличие у него опыта, уровень его профессиональных знаний,
знание законодательных и иных нормативных правовых документов, эрудицию, наличие интереса к зарубежному опыту, способность к самообразованию, знание собственных прав и обязанностей и др.

Деловые качества работника проявляются в его способности устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством, сотрудниками других компаний; в способности осуществлять руководящие функции или вести аналитическую работу, заниматься планированием работы, осуществлять контроль за выполнением работ и др.

Работоспособность работника оценивается по тому, насколько активен он при выполнении порученных обязанностей, по умению организовывать трудовой процесс и выполнять работу качественно и в установленные сроки, по поведению в сложных ситуациях, по способности брать на себя
ответственность за результаты работы, по эффективности принимаемых решений или результатов работы.

Личные качества работника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (доброжелательность, коммуникабельность), в уровне общей культуры
работника, его психологических качествах. В этой же части характеристики дается информация о формах поощрения работника, имеющихся у него наградах или взысканиях.

Оценивая качества работника, очень важно правильно расставить акценты, по возможности точно определить уровень знаний и навыков работника.
Естественно, что в одном случае уровень знаний, опыта, навыков можно оценить как «очень хороший» или «высокий» (например, имеет большой опыт, имеет высокий уровень знаний, обладает глубокими знаниями), в другом случае как «достаточный» (например, имеет достаточный опыт, имеет
достаточные знания), в третьем случае как «не очень достаточный», «небольшой» (например, недостаточно хорошо знаком с вопросами…, имеет недостаточно глубокие знания…), в четвертом случае как «отсутствие знаний, опыта, навыков и т.д. (например, не имеет опыта в области…, не обладает навыками… и др.).

В заключительной части характеристики сотрудника указывается цель составления характеристики (характеристика составлена для представления в…).

Характеристика сотрудника может подписываться и одним лицом – руководителем организации, в этом случае необходимо, чтобы на экземпляре характеристики, остающемся в организации, были визы руководителя подразделения, в котором работает сотрудник, и руководителя службы персонала. Подписи удостоверяются печатью организации. Дата выдачи характеристики проставляется внизу, под подписями слева. Характеристика составляется в двух экземплярах: один для передачи (отправки) по назначению, второй (копия) остается в организации.

Статьи по теме