Борьба за арктику на современном этапе. Арктика — центр мировой геополитики. Арктика в фокусе внимания

Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.

Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.

Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.

Контекст

Новый российский экраноплан захватит Арктику

CAN News 26.07.2018

Зачем Китаю атомные ледоколы?

ИноСМИ 29.06.2018

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017

Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.

Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.

В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (), «Умереть за Шпицберген» (), «Ледяные войны» (), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Двусторонние контакты в международной практике являются делом обычным и постоянным. Вот и визит госсекретаря Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон 1-2 июня с.г в Норвегию, казалось бы, не был объявлен как нечто особенное. После пребывания в столице Норвегии городе Осло миссис Клинтон в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север этой страны в город Тромсё. Здесь состоялись переговоры, касавшиеся проблем Арктики, а если быть точнее — проблем борьбы за Арктику, которая постепенно входит в активную фазу. Переговоры проходили за закрытыми дверями, многое за этими дверями и осталось, и судить о них можно лишь по последовавшей пресс-конференции.

О чем конкретно шла речь? Первое, что обратило на себя внимание, – это неумеренная активность двух политиков в сферах, где полномочий представителей только двух арктических стран явно недоставало.

Речь шла в первую очередь о возможности «интернационализации» ресурсов Арктики и Северного морского пути. Американцы и норвежцы выразили намерение «устанавливать правила» для этого региона мира. По словам Х.Клинтон, «администрация президента Обамы настаивает на ратификации закона Конвенции о морях, который обеспечивает международную основу для изучения новых возможностей в Арктике. Конвенция устанавливает правила движения, которые защищают свободу судоходства, обеспечивают безопасность на море, служат интересам каждой нации, которая пользуется морскими путями для коммерции и торговли, а также устанавливает основу для разведки природных ресурсов, которые могут присутствовать в Арктике». Казалось бы, все выглядит гладко, но за этой благозвучной фразой кроется большая проблема – проект закона Конвенции существует давно, но он так и не предложил универсального варианта разделения международной и национальной компетенции ни в прибрежных, ни в экономических зонах арктических государств. Его следует «довести до ума», но как раз этого американцам и норвежцам не нужно. С теми «дырами», какие проект имеет сейчас, он позволит истолковывать интересы разных государств в Арктике по праву сильного.

Более того, в Арктике не достигнуто разделение шельфов по национальной принадлежности, и соваться туда со «свободой международной деятельности» означает стремительно наращивать клубок проблем, чреватых самыми драматическими последствиями. Например, претензии России на владение хребтом Ломоносова ничего кроме смятения на Западе не вызвали. Российские ученые установили, что хребет, начинаясь от российского побережья, пересекает центральную часть Северного Ледовитого океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Ширина варьируется от 60 до 200 км. Это огромная территория, далеко выходящая за пределы 200-мильной экономической зоны РФ. В 2002 году Россия обратилась с заявкой в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, в которой аргументировалось предложение об установлении новых границ континентального шельфа России, выходящих за пределы установленной 200-мильной зоны (однако в пределах российского Арктического сектора). Одним из аргументов российской стороны было утверждение о том, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением континента. Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила российскую заявку и вопрос о перспективах освоения шельфа завис в воздухе.

Это типичный пример того, что огромное Арктическое пространство в определенном смысле напоминает территорию Дикого Запада, в которую готовы устремиться переселенцы из разных стран, утверждая свои захваты правом сильного. Именно на это и похожи намерения американских и норвежских политиков.

В целях реализации своих амбиций они собираются использовать международный инструмент Арктического совета.

Арктический совет был создан в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты природы уникальной полярной зоны. Он состоит из восьми государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). И занимается проблемами экологии Севера, а также сотрудничеством в авиационном и морском поиске и спасении.

Казалось бы, такого рода организации можно только приветствовать, если бы не одно «но». Но чем дальше, тем больше: совет становится органом на услужении основных западных участников, и в первую очередь США, а Россия все больше и больше отодвигается на периферию этой активности. Вот и на сей раз госсекретарь США обозначила в составе Арктического совета некий «центр» из пяти стран: США, Норвегии, Швеции, Исландии и еще одной, не названной страны (но явно не России), который и «станет ядром» освоения Арктики.

В Тромсё к 2030 году будет построен международный центр, и именно здесь разместится постоянный секретариат Арктического совета. К тому же США были названы «важнейшим» государством Арктического совета, как бы автоматически получая роль координатора и куратора его работы. О крупнейшей державе арктического побережья – России, контролирующей весь Северный морской путь, – не шло даже и речи.

Зато высказанные планы, как и положено, звучали благостно. В них и слова не было сказано о реальных амбициях участников, зато многоречиво повествовалось о спасении арктической экологии. В частности, Х.Клинтон заявила: « Соединенные Штаты и Норвегия намерены поощрять ответственное управление этими ресурсами(?) , и мы сделаем все возможное для предотвращения и смягчения последствий изменения климата. Я выделяю новые партнерские отношения, что я определила как «Коалицию за климат и чистый воздух» (the Climate and Clean Air Coalition), и мы очень рады, что Норвегия является членом ее. Поэтому я хочу поблагодарить Норвегию за внесение первоначального обязательства в полтора миллиона долларов, а также залог Норвегии в один миллион долларов специально на целевую программу по черному углероду в Арктике. Я очень благодарна, что у нас была возможность встретиться с главой Statoil и представителем новой компании Norwegianers и с ExxonMobil и обсудить с ними возможности сокращения выбросов метана и сажи нефтяными и газовыми компаниями в процессе собственного производства…»

Казалось бы, Х.Клинтон умело подменила арктическую проблематику проблемой экологии, только неясно, какое отношение участники имеют к «ответственному управлению (чужими!) ресурсами» и идет ли речь в программе по черному углероду в Арктике только о предотвращении разливов нефти или о чем-то другом?

Некоторое разъяснение этим вопросам дает следующая фраза Х.Клинтон: «…и вы правы, что многие страны поглядывают на то, что станет потенциалом для разведки и добычи природных ресурсов, а также на новые морские пути, и все чаще выражают заинтересованность Арктикой. И мы хотим, чтобы Арктический совет оставался главным учреждением, которое занимается вопросами Арктики. Таким образом, одним из вопросов повестки дня, как мы представляем, является возможность для других стран, очень далеких от Арктики, больше узнать об Арктике. Эти страны должны быть интегрированы в рамках сотрудничества, которые мы создаем и, по сути, устанавливаем некоторые стандарты, которым, нам хотелось бы, следовали все».

Миссис Клинтон мягко стелет. Но из сказанного становится очевидным, что Арктический совет превращается в структуру, курирующую весь процесс освоения Арктики, и это будет делаться под руководством узкой группы государств, обозначенной на встрече в Тромсё.

Процесс освоения Арктики без привлечения к нему России (или невключение ее в «ядро управленцев») будет являться подобием самозахвата чужой территории, потому что без претензий на «освоение» богатств, которые Россия считает своими, здесь обойтись не может.

Русская арктическая территория является богатейшей в этом районе. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

Кроме того, «самозахват» нельзя исключать потому, что реальные возможности РФ защищать свои интересы в Арктике резко снижены. Слабость конкурента всегда была для потомков покорителей Дикого Запада главным основанием для того, чтобы игнорировать его интересы.

Сильно ослаблено военное прикрытие Севера. Северный флот стареет и практически не пополняется новыми кораблями. В его состав входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных (7 в ремонте) и 7 дизельных (1 в ремонте) подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера (1 в ремонте), 2 эсминца, 5 больших (2 в ремонте) и 6 малых (3 в ремонте) противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей (3 в ремонте). Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку. Из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».

Если иметь в виду, что протяженность нашего арктического побережья насчитывает почти 20 тыс. км, а Северный флот, по сути, считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим» и призван решать стратегические задачи, то становится ясным, какова нехватка военно-морского потенциала на этом направлении. Для ВМС НАТО, состоящего из сотен боевых кораблей, это не соперник.

Не лучше обстоит дело и с охраной побережья. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов. Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть – зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше – до Берингова пролива – нет ничего.

Атомный ледокольный флот деградирует и не обновляется более 20 лет. В случае если иностранные компании начнут массово ставить в экономической зоне РФ буровые платформы, то у России возникнет большая проблема силового воспрепятствования этой тенденции, так как для этого нужны специальные силы и средства. Тем более проблема вырастет, если эти буровые платформы возьмут под защиту ВМС соответствующих государств. Реальна ли такая угроза? В последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО» в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.

Отдельной главой следует рассматривать проблему Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья .

После экспедиции Отто Шмидта (1932 год) Северный морской путь Мурманск – Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы. Но сейчас функционирует только отрезок от Мурманска до Диксона, а Севморпуть нужен мировой экономике в прежнем виде. Значит, вскоре обозначится интерес к его восстановлению со стороны зарубежных государств. Тем более что в результате глобального потепления значительная часть льдов Арктики и Антарктиды подверглась разрушению и Северный путь становится всё более доступным.

Северный путь более выгоден, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее – в Малаккском проливе и особенно в Красном море шалят пираты. Это лакомый кусок, который не может остаться без внимания международных корпораций. Поэтому уже сегодня в Южной Корее и КНР, не имеющих отношения к Арктике, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.

Что же делается Россией для выправления ситуации?

Российское правительство разработало «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» еще несколько лет назад. На первом этапе 2008-2010 гг. ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции, присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов — в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

До 2020 года планируются:

— модернизация портов;

— МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;

— в 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет»;

— есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой.

Это все нужные и полезные планы, но они не предусматривают вероятность жесткого столкновения интересов в этом районе мира. Поэтому кроме мер, предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», крайне необходимо:

— немедленно начать строительство нового ледокольного флота;

— стимулировать сырьевые корпорации на разработку национального шельфа независимо от его признания ООН;

— разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

— немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировав его на главную задачу – защиту Русской Арктики;

— создать специальное боевое подразделение, способное реально представлять силовые аргументы в точках будущего столкновения интересов в этом районе мира;

— на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до русских кладовых Севера.

В целом же эксперты говорят о том, что потенциал русской Арктики дает возможность разработать национальный мегапроект, который стал бы одним из основных локомотивов модернизации экономики. Но для того чтобы включиться в начинающуюся «Северную гонку», России придется напрячь усилия и сконцентрировать на данном направлении колоссальное количество средств.


Дмитрий Седов

http://www.fondsk.ru/rubrics/avtorskaja-kolonka.html

В последнее время мировая общественность и средства массовой информации особенно пристально фокусируют внимание на возрастающем значении российской Арктики как ресурсной базы, крупной транспортной артерии и стратегически важного плацдарма для обороны северных границ нашей Родины. Более того, возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального геополитического влияния.

Основной акцент делается на трёх составляющих значимости Арктики:

  • во-первых, природные богатства, прежде всего колоссальные нефтегазовые запасы;
  • во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной и надёжной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР;
  • в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе.

Освоение огромных энергетических ресурсов, составляющих примерно треть запасов нашей планеты, а также прогнозируемое потепление в Арктике дали начало особо динамичной интенсификации экономических, политических и .

Притязания стран на арктический шельф

До недавнего времени главным сосредоточием мировых экономических, политических и военных интересов был Ближний Восток. Сегодня специалисты обоснованно считают, что данная парадигма, остававшаяся неизменной многие десятилетия, в ближайшей перспективе сменится на другую — акцент мирового внимания объективно смещается в Арктику, что мы сегодня и наблюдаем.

Русский Север служит не только богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции: оборонную, экологическую, рекреационную.

Проведённые исследования показывают, что геополитические и иные факторы, которые оказывают влияние на развитие Арктики, распределяются следующим образом:

  • географический, 30%;
  • военный, 21%;
  • экономический, 18%;
  • экологический, 10%;
  • политический, 5%;
  • демографический, 5%;
  • интеллектуальный, 5%;
  • культурно-религиозный, 3%;
  • этнический, 3%.

Каждый из этих относительно самостоятельных факторов необходимо учитывать при формировании долгосрочной политики развития Арктического региона.

Вслед за обоснованным превращением Арктики в важнейший регион мировой экологии, экономики и политики, закономерно следует и его ускоренная, навязываемая Западом милитаризация. Такова объективная реальность. Более того, борьба за ресурсы и уникальные транспортные возможности полярного региона превращают его в центральную геополитическую арену XXI века.

Сегодня, как никогда ранее, . Уместно напомнить, что исторически борьба за Север насчитывает многие сотни лет, практически с момента величайших открытий русских мореплавателей. На протяжении всей нашей истории Запад стремился вытеснить Россию с её исконных северных территорий. Настоящий период не исключение. Сегодня интенсивность борьбы за русский Север особенно высока, ещё более высока цена его утраты.

Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяжённости арктических участков границ между странами региона. Более того, Арктика выступает своеобразным буфером между основными мировыми центрами: США, Западной Европой, Россией, Японией, Китаем. В настоящее время из-за глобальных изменений в структуре мировой политики и экономики, окончательно сформировавшихся агрессивных целей НАТО применительно к Северу, назрела необходимость серьёзно переосмыслить роль и место арктической зоны как в системе обороны России, так и в стратегии её дальнейшего развития.

В последнее время Арктика переживает беспрецедентную военную экспансию со стороны НАТО, а её милитаризация становится важнейшей стратегией альянса и одним из основополагающих факторов распределения сил в регионе. С учётом наметившейся его милитаризации, обстановку в Арктике многие аналитики рассматривают как «последний передел мира». Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным территориальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление, особенно на Севере, превращают борьбу за Арктику в важнейший элемент мировой геополитики, а также в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более чётко.

По словам одного из высокопоставленных чиновников альянса, Арктика объявлена стратегически важным объектом НАТО. Цитируем: «Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников».

Следует также особо отметить, что перспективные планы НАТО и международные претензии на запасы первичных ресурсов Арктики постепенно становятся главными темами обсуждений между различными государствами альянса и отдельными приглашёнными странами.

Сегодня не вызывает сомнения активное участие европейских стран в милитаризации Арктики, которая становится важнейшим элементом их внешней политики.

В последнее время активизировались военные учения в Арктике, в которых ежегодно принимают участие до 10 государств. Только за последние 5 лет военный контингент западных Арктических стран увеличен в десять раз.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, не остался в стороне от активизации интереса мирового сообщества к природным ресурсам Арктики и хочет иметь свою долю в регионе. По китайской официальной версии, Пекин планирует расширить научные исследования полярных регионов планеты. При этом руководство Китая демонстративно подчёркивает, что освоение Арктики соответствует геополитическим интересам страны.

Можно однозначно утверждать, что в настоящее время Арктика, некогда игравшая роль буфера между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем — становится полигоном большой военно-стратегический игры. Все это обоснованно выводит арктический вектор российской геополитики на передний план.

Следовательно, Арктический регион, уже в ближайшей перспективе может стать настоящим «полем боя» между Западом, Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать, что интерес к региону проявляют также и такие страны, как Япония и Южная Корея.

Таким образом, Арктике недолго осталось быть своеобразной «терра инкогнито» — регионом общим и ничьим. Сегодня стоит вопрос: либо мы, либо НАТО.

Транспортные возможности и потенциальные запасы ресурсов Арктики приводят к тому, что военное присутствие с целью контроля и защиты национальных интересов заинтересованных стран становится в регионе объективной реальностью.

Для того, чтобы правильно распорядиться этим богатством, превратить его в капитал, достаточный для развития страны в наступившем столетии, или, как минимум, его не потерять, России необходимо выстроить всю государственную вертикаль, обеспечивающую прагматически жёсткое, нацеленное на будущее освоение полноценной жизни на этих территориях. Мы все должны однозначно исходить из того, что освоение и развитие Севера — это одна из нынешних главных проблем в обеспечении национальной безопасности. Построение политики, основанной на идее приоритетности для России освоения жизни на Севере, может выступить важнейшим средством постановки целей национального развития и национальной консолидации.

Первоначальной и одновременно важнейшей задачей в освоении богатств русской Арктики является научно-обоснованное установление её законных границ, которые должны быть признаны мировым сообществом. Создание социально-экономических условий для реализации инновационной экономики на Севере, несомненно, является результатом деятельности человеческих ресурсов различного качества.

Для современной России Север следует рассматривать как объективную возможность для демографического роста в веке наступившем.

Пока Русский Север не обладает ресурсами для его начального развития или даже для элементарного обеспечения нашего присутствия в регионе.

Усиление значимости человеческих ресурсов как ведущего фактора решения проблем развития северного региона и социально-экономических преобразований жизни населения Севера требует пересмотра подходов и традиционной структуры социальной политики, проводимой в отношении его коренного населения.

Историко-культурная ценность Севера не менее очевидна, чем природная. Жизненный уклад, языки народов Севера, их культурное наследие — важный пласт всей мировой культуры.

Необходимо направить усилия государства на создание и совершенствование правовой базы в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а также в кратчайшее время сформировать обоснованные финансовые инструменты государственной поддержки их социально-экономического развития. При этом особое место следует уделить разработке специальных льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть северные народы на их историческую родину, а также разработать комплексную программу сохранения их ценнейшего культурного наследия, традиционного уклада жизни, языка и религии. Важно активизировать работу Ассоциации коренных народов Севера, направляя её деятельность на обеспечение роста этнического самосознания его народов.

Политика развития арктического региона должна иметь конечной целью создание квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров наряду с образованием развитого индустриального комплекса на базе уникального природно-ресурсного потенциала. При этом следует бережно относится к богатому этнокультурному достоянию коренных народов Севера.

Требует внимательного учёта и тот факт, что сегодня усиливается воздействие ряда стран и международных организаций на представителей коренных малочисленных народов Севера, соблюдение прав и социальная защищённость которых требуют повышенного внимания со стороны государства. Используя недовольство представителей северных народностей своим положением, иностранные эмиссары пытаются выступать в роли их защитников, подогревается сепаратизм, в том числе на национальной основе. Требование обеспечить право коренного населения на земли исконного обитания и природные ресурсы, используемые в целях жизнеобеспечения, — это одна из точек потенциальной напряжённости на севере планеты.

Север по праву считается естественным и очень мощным эколого-географическим препятствием наметившейся и постоянно усиливающейся экологической деградации планеты. Не менее важно и то, что Север, по большому счету, формирует климат Земли. Мы должны чётко понимать, что открытие новых месторождений, государственное управление добычей первичных природных ресурсов может и должно стать сегодня чрезвычайно эффективным и статусным видом воздействия России на мировой оборот первичных природных энергетических ресурсов, своего рода экономическим оружием и даже мощным средством давления и влияния нашего государства на мировую политику. Учитывая ярко выраженную ресурсную направленность нашей современной экономики, добычей и поставкой полезных ископаемых с северных территорий на мировые рынки нужно умело и гибко управлять.

Север может стать полигоном для отработки и внедрения принципиально новых универсальных социально-гуманитарных технологий и технологических платформ.

Энергообеспечение морской деятельности в Арктике имеет ключевое значение для всех видов освоения и развития этого важнейшего региона, в первую очередь, для наиболее энергоёмких — морских грузоперевозок и освоения арктического шельфа. При этом наличие атомных ледоколов было, есть и в перспективе будет важнейшим гарантом решения такой задачи.

Перспективным в ближайшие годы для использования в ледовых условиях Арктики является применение ледостойких гравитационных или иных буровых платформ.

Формируя основные аспекты северной политики, мы должны учитывать, что при существующих масштабах и тенденциях мировой добычи нефти и газа, с учётом резкого расширения ёмкости азиатского рынка, ресурсы Баренцева и Карского морей могут стать важным фактором в обеспечении сбалансированности европейского рынка и сохранения на необходимом уровне энергетической безопасности России.

Одной из ключевых проблем на Севере является защита национальных интересов России на морских коммуникациях в международных водах. Нормы права здесь должны подкрепляться активным силовым военным присутствием нашей страны, которое диктуется не только противоречиями на межгосударственном уровне, но и активизацией деятельности международного терроризма на море.

Очевидно, что реализация государственной политики в данном регионе будет осуществляться поэтапно.

Первоначально необходимо обеспечить и завершить:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ;
  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов арктической зоны РФ;
  • реализацию целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, вкплючая формирование государственной программы развития арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
  • реализацию перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием арктической зоны РФ.

В последующем должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке первичных энергетических ресурсов;
  • решение задач структурной перестройки экономики в арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
  • создание единого информационного пространства арктической зоны РФ.

Завершающий этап — это превращение арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

В целом России необходима разумная долгосрочная национально ориентированная северная политика как важнейший фактор обеспечения её национальной безопасности.

И Москва, и Запад готовятся к схватке за обладание шельфом заполярных морей.

Как заявил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников, в городе Печенге на Кольском полуострове будет создана специальная бригада для боевых действий в Арктике. Таким образом, очевидно, Россия, приступает к реализации принятых Советом Безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этим документом предусмотрено в ближайшие годы сформировать за Полярным кругом общевойсковую группировку сил общего назначения, «способную обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки». Таким образом, Москва демонстрирует негодующему Западу свою решимость с головой окунуться в начинающуюся международную грызню за обладание ресурсами Северного Ледовитого океана.

Однако сначала о том, ради чего мы собрались ощетиниться стволами под северным сиянием. По данным ООН и США, запасы нефти в арктическом регионе составляют 90-100 миллиардов тонн, что в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. По оценкам других международных экспертов, в арктическом шельфе скрыто от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Можно добавить еще и тот факт, что здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. Кроме того, пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, а также Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Известно все это было давно, но тяжелые льды делали добычу ископаемых и регулярное использование Севморпути делом малореальным. Все изменило глобальное потепление. Ученые полагают, что к 2030 году даже Северный полюс может очиститься ото льдов. Вот тогда, видимо, и начнется… Во всяком случае, советник канадского правительства Роберт Хуберт охарактеризовал происходящее достаточно красноречиво: «2010 год в Арктике – это как 1935 год в Европе».

По мнению экспертов британской издательской группы Jane’s, возможно, даже к 2020 году начнется серьезная политическая битва за право обладания богатствами Арктики, которая грозит перерасти в прямую военную конфронтацию. С лондонскими аналитикам согласны представители западного разведсообщества, которые прогнозируют, что в ближайшие 20 лет в мире возрастет вероятность международных конфликтов за распределение экономических ресурсов Арктики в связи с ожидаемым началом таяния арктических льдов. Среди потенциальных противников называются Россию, Данию, Норвегию, Канаду, США, а также Китай.

Справедливости ради, стоит заметить, что именно Россия первой начала борьбу за шельф Северного Ледовитого океана, объявив о претензиях на 18% территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году Москва неожиданно для многих подала в ООН заявку с обоснованиями своих претензий на принадлежность части территории Арктики, обладать которой были бы не прочь и другие. Запад тут же решил, что напрасно засиделся на старте. И ринулся догонять.

Три года назад президент Соединенных Штатов подписал директиву №66 по национальной безопасности. В ней, в частности, сказано:«У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации».

В январе 2009 года в Рейкьявике состоялся так называемый семинар НАТО по перспективам безопасности на Крайнем Севере. В семинаре приняли участие генеральный секретарь Североатлантического альянса, председатель военного комитета НАТО, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а также верховный главнокомандующий командованием НАТО по трансформации.

1 августа 2009 года Норвегия перенесла штаб своего оперативного командования из Ставангера в заполярный Рейтан, на север страны.

В декабре того же года шведский министр обороны Стен Тольгфорс заявил, что «в капиталовложениях в оборону приоритетом станут закупки вооружений и совершенствование инфраструктуры с целью усиления военно-воздушного и военно-морского потенциала страны на Крайнем Севере».

В том же году восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) решили создать совместную Северную боевую группу (Nordic Battle Group). В ее состав вошли 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Исландии и по 100 из Эстонии и Норвегии. Штаб группы расположен в Швеции.

В августе 2010 года США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских учениях в Арктике «Операция Нанук», хотя у обоих членов НАТО в этом регионе имеются неразрешенные территориальные споры с Канадой. Еще более крупные военные игрища состоялись в Швеции в 2009 году. Назывались эти десятидневные маневры «Loyal Arrow 2009» («Верная стрела 2009»). К учениям были привлечены 10 стран, 2000 военнослужащих, авианосец и 50 истребителей.

Все эти милитаристские приготовления Запада выглядят настолько недвусмысленно, что в сентябре 2010 года на них был вынужден отреагировать президент России Дмитрий Медведев. Он заявил: «В любом случае Российская Федерация с достаточно серьезным напряжением следит за такого рода активностью (НАТО в Арктике), потому что это зона мирного сотрудничества, экономической кооперации. И присутствие военного фактора, оно всегда, как минимум, создает дополнительные вопросы». По словам Медведева, перспективы развития сотрудничества в этой области у него «никак не связываются с эскалацией присутствия Североатлантического альянса в этом арктическом регионе».

Никакого ощутимого отклика озабоченность главы нашего государства у партнеров не получила. Тогда, очевидно, и родился в Москве замысел создать в Печенге специальную «арктическую» бригаду, для силового отстаивания российских интересов. Что получится из этой затеи – абсолютно неясно.

Более или менее определенно можно сказать, что за основу нового воинского формирования будет взята 200-я отдельная Печенгская ордена Кутузова 2 степени мотострелковая бригада, которая в Печенге и дислоцирована. Больше на огромном пространстве от Санкт-Петербурга до Мурманска у России у нас нет ничего, за исключением пограничников и 61-ю отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. Но у морской пехоты все же совсем другие задачи.

200-я мотострелковая бригада еще пару десятилетий назад была 131-ой мотострелковой дивизией и числилась в числе наиболее боеспособных соединений 6-й общевойсковой армии Ленинградского военного округа. Той армии давно нет, как нет и Ленинградского военного округа. В 1997 году и 131-я дивизия скукожилась до бригады. Но ничего особенно «арктического» в ней никогда не было и нет. Что собираются с бригадой сделать в Министерстве обороны, чтобы она оказалась способной успешно воевать на арктических просторах за природные ресурсы, генерал-полковник Постников не пояснил. Обмолвился только об одном: на вооружение печенгских сидельцев поступят сочлененные тягачи «Витязь». Машины и впрямь замечательные, способные успешно передвигаться в самых непролазных снегах. Что неоднократно и доказали, обеспечивая работу гражданских экспедиций в Антарктиде.

Но это – единственная подробность об арктических замыслах наших полководцев. Можно предположить, что в Министерстве обороны и Генштабе мечтают вернуться туда, где наши военные стояли издавна и откуда столь легкомысленно убрались пару десятилетий назад. Еще в 80-х годах прошлого века самый северный в мире аэродром для боевой авиации был нашим – Грем-Бел на архипелеге Земля Франца-Иосифа. Обеспечение подледного плавания атомных подводных ракетоносцев было основной задачей Северного флота. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО делали неприступным для противника воздушное пространство советской Арктики. Правда, от этих боевых возможностей практически ничего не осталось. Чтобы восстановить их, нужны ресурсы, которых у России нет. Но помечтать хочется и генералам.

Замыслы Министерства обороны комментирует директор Института политического и военного анализа, доктор технических наук, кандидат военных наук, действительный члена Академии военных наук, профессор, полковник запаса Александр Шаравин.

Александр Александрович, России нужен сегодня «арктический» спецназ?

Нужен. Решение абсолютно правильное. Хотя и запоздалое.

Почему запоздалое? Ведь пока в тех краях ничего особенного не происходит.

Потому что у нас тысячи километров границы проходят по побережью Северного Ледовитого океана. И это огромное пространство не прикрыто вообще ничем и никем. А по мере глобального потепления там могут случиться совсем уж неожиданные вещи.

Ну так было же у нас все в Арктике. И армия ПВО, и мотострелковая дивизия на Чукотке.

Было много чего. Даже такого, о чем открыто никогда не сообщали. Мне довелось там видеть фантастические вещи. Представьте: в районе Дудинки с незапамятных времен в снегах стоит огромный пустой военный гарнизон. В нем амуниции – на дивизию, продовольствие, машины, топливо для подводных лодок в емкостях. Предполагалось, видимо, самолетами доставить туда личный состав, переодеть, вооружить и начать воевать.

Все это и сейчас валяется под Дудинкой?

Точно не знаю. Но думаю, что ничего не вывозили, потому что это страшно дорого. Продовольствие и военную форму, наверное, крысы сожрали. А топливо, дома, техника наверняка на месте.

Хорошо, заведем, как сообщил Постников, одну бригаду спецназа у границы с Норвегией. Но разве этого достаточно? На тысячи-то километров?

Хоть что-то будет. Главное, появится соединение, солдаты которого будут обмундированы так, чтобы не замерзнуть и воевать в снегах. Очевидно, специально обученные. На основе такого соединения в случае нужды можно разворачивать дополнительные силы.

Однако невозможно представить, что в случае чего бригаду с Кольского полуострова станут перебрасывать, например, на Чукотку. Туда проще долететь с Камчатки или Сахалина.

На Чукотке, наверное, тоже нужен такой арктический спецназ. Может быть, не бригада, а батальон. Когда-нибудь, думаю, развернут и там.

Кому достанется Арктика?
Глобальное потепление грозит накалить отношения между странами полярного региона

Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, является отзвуком той борьбы, которая идет за арктические просторы. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы, которые несет освоение Арктики, заставляют страны региона готовиться к решающей схватке уже сейчас.
По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15 процентов. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Многие специалисты не исключают, что в XXI веке летом Арктика будет полностью свободна ото льда. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая те возможности, которые откроются после того, как растают льды. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится идти через мыс Доброй Надежды, то есть огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через Северный полюс, причем безо всяких ледоколов. А это сократит путь приблизительно на 4 тысячи миль.

В прошлом году российский посол в Канаде Георгий Мамедов заявил, что пора заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Как отметил Мамедов, российская сторона уже вовсю занимается обустройством своей оконечности этого моста в Мурманске. Не дремлют и заокеанские партнеры. В 1997 году на аукционе американский бизнесмен Пэт Бро купил за 7 (семь) долларов порт Черчилл на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 миллионов долларов в год от оживленных арктических грузоперевозок.

По мнению многих, Арктику можно сравнивать не только со Средиземным морем, но и с Персидским заливом. По мнению американских геологов, в Арктике может залегать чуть ли не четвертая часть всех энергоресурсов Земли. Искать нефть и газ в Арктике сейчас - в условиях заоблачных цен на топливо и таких же заоблачных прибылей энергетических компаний - сам Бог велел. Действительно, надо же все эти деньги куда-то вкладывать!

О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. И сенаторов можно понять. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2 с половиной миллиардов долларов. При нынешнем бюджетном дефиците и росте военных расходов для Штатов и это деньги.

В свете всего вышесказанного не удивительно, что страны арктического региона в предвкушении будущих прибылей готовы решительно отстаивать свои интересы. И инцидент с российскими траулерами в Баренцевом море является как раз примером того, как Норвегия пытается постепенно выдавить Россию из этого сектора Арктики.

Россия не согласна с действиями Норвегии, которая в конце 70-х годов объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, "рыбоохранной". Таким образом, оказались поставлены под сомнение договоренности 1920 года, согласно которым СССР, а ныне Россия, могут добывать природные ископаемые и ловить рыбу в этом районе. Печально, что сейчас Россия добровольно уходит с самого Шпицбергена. Из двух российских рудников на островах остался один, да и тот - на грани закрытия.

Так менялся ледовый покров Арктики в период с 1979 по 2002 гг. (по данным NASA) (фото см. по ссылке)

В отличие от России, Норвегия усиливает свое присутствие на территории соседа. Норвежский банк DnB NOR купил недавно мурманский Мончебанк. Как заявляли представители DnB NOR, покупка российского банка позволит им укрепить позиции в таких сферах, как рыболовство, морские грузоперевозки, а также нефтегазодобыча в Баренцевом море. Кстати, это уже третий скандинавский банк, который начал свою деятельность на территории России.

Как и Норвегия, другие страны региона также не признают границы полярных владений России, установленные советским правительством еще в 20-е годы прошлого века. Тогда большевики просто провели на карте две линии: от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу. Все, что попало внутрь этих границ, объявили владениями СССР. После подписания ооновской Конвенции по морскому праву, Москва решила фактически закрепить картографические завоевания большевиков, воспользовавшись юридической дырой в тексте Конвенции. Согласно ее тексту, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас Россия доказывает всем, что ее шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить уже не столько с Норвегией, сколько с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит датской короне.

Кстати, Дания является участницей еще одного, пожалуй, самого анекдотического противостояния из всех существующих в Арктике. Дания спорит с Канадой за крохотный островок Ханс, находящийся в проливе между канадской территорией и Гренландией. Периодически остров посещают канадские и датские экспедиции, которые оставляют после себя государственные флаги своих стран. Три года назад очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 году флаг исчез, а установленный в 1995-м - порван в клочки. Но тогда вину за это возложили на суровый в тех местах ветер. Однако в нынешнем году, видимо, тем же ветром, на остров занесло министра обороны Канады Билла Грэхема, после чего над Хансом стал развеваться флаг с кленовым листом. К спору между правительствами подключилась и общественность двух стран. Особенно та ее часть, которая обладает достаточным чувством юмора. Уже появился Фронт освобождения острова Ханс, борющийся с владычеством как Канады, так и Дании. Есть и радио Свободный Ханс. А два шведских ди-джея этим летом дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили не мудрствуя лукаво поделить остров пополам.

В портфеле у самой Канады, помимо спора с Данией, есть претензии и к Соединенным Штатам. В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит плавать по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северо-западный проход, у Канады с США не урегулированы разногласия по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в том районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.

Так неужели по мере того, как климат в Арктике будет становиться все теплее, отношения между странами региона будут становиться все прохладнее? Очень может быть, что им придется объединиться для борьбы с негативными последствиями глобального потепления. Ведь скептики утверждают, что оно приведет к образованию огромных льдин, которые будут таранить нефтегазовые платформы. А уж говорить о строительстве какой-либо инфраструктуры на "вечной мерзлоте" в условиях потепления, когда почва буквально начинает уходить из под ног, и вовсе проблематично.

И главное, чтобы в ссорах за шкуру пока еще не убитого медведя страны не забыли про угрозу местной фауне и радикальные изменения в жизни местных коренных народов. Вот эти-то проблемы точно надо решать всем миром.

Статьи по теме