Иван Александрович Гончаров. Этапы биографии и творчества. Презентация на тему "иван александрович гончаров" Презентация на тему

Писатель Гончаров

Слайдов: 16 Слов: 735 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Творческий и жизненный путь писателя Выполнил учитель М.А.Комарова 2009г. Цели: Задачи. Становление и формирование личности писателя. Мать писателя. Родился 18 (6) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Н.Н.Троегубов, крёстный отец. Роман «Обыкновенная история». Идеалы вечной дружбы увядают.Гибнут надежды на вечную любовь. Сотрудники журнала «Современник». Фото 1856г. Гончаров Тургенев Дружинин Островский Толстой Григорович. Фото конца 1870-х г. - Гончаров.ppt

Гончаров урок

Слайдов: 10 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 37

Секреты понимания И.А.Гончарова. Цель урока. На чем теперь сосредотачивает наше внимание И.А.Гончаров? Для чего писатель вводит данное описание? Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя? Алгоритм работы с текстом эпизода «Визитеры Обломова». - Гончаров урок.ppt

Иван Гончаров

Слайдов: 11 Слов: 467 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович –великий русский писатель. Родился 6 июня 1812 в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Мать-Авдотья Матвеевна была простая, но очень хорошая женщина. Обучение в частном пансионе священника Федора Степановича Троицкого. Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Триумфальное начало. В1845 Гончаров напряженно работал над романом - «Обыкновенная история». Фрегат «Паллада». Цензор-изгнанник. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Замысел нового романа «Обломов» сложился у Гончарова еще в 1847. - Иван Гончаров.ppt

Литература Гончаров

Слайдов: 31 Слов: 2133 Звуков: 0 Эффектов: 0

В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Дождь ли пойдет - какой благотворный летний дождь! Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания романа. Начало работы над романом относится к 40-м гг. Эпизод из неоконченного романа". Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Одним из ярких представителей русской литературы является Иван Гончаров. - Литература Гончаров.ppt

Жизнь Гончарова

Слайдов: 27 Слов: 854 Звуков: 0 Эффектов: 76

Иван. Александрович. Гончаров. Жизнь и творчество. 1812 – 1891 г. ГОНЧАРОВ БЫЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ РЕАЛИСТОВ ГОГОЛЕВСКОЙ ШКОЛЫ. В.Г.Короленко. План лекции. «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Дом в симбирске, где родился иван александрович гончаров. Симбирск середины Х1Х века. С фотографии. Авдотья матвеевна гончарова, мать писателя. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г. Николай Николаевич Трегубов. И. Гончаров. Воспоминания. Аннушка. Няня и. Гончарова. Автобиография. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 30-Е годы Х1Х века. Все свободное от службы время посвящал литературе. - Жизнь Гончарова.ppt

Творчество Гончарова

Слайдов: 24 Слов: 3071 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812- 15.09.1891). Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Словом, целое имение, деревня». Образование. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. И не уехал. Служба оказалась не очень обременительной. - Творчество Гончарова.ppt

Иван Александрович Гончаров

Слайдов: 14 Слов: 887 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Симбирск. Авдотья Матвеевна Гончарова. Николай Николаевич Трегубов. Училище считается образцовым. Маленькая ученая республика. Карьера. Начало творческого пути. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие. Возвращение к службе в департаменте. Обломов. Обрыв. Автор очерков. - Иван Александрович Гончаров.ppt

Личная жизнь Гончарова

Слайдов: 28 Слов: 2494 Звуков: 0 Эффектов: 43

Основные этапы жизни и творчества. Изящность и тонкость кисти. Иван Александрович Гончаров. Мысль. Участие. Образование. Пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Постоянное житьё. Начало творчества. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Жизнь. Петербург. Перемена. Десять лет. История. Расцвет творчества. Должность редактора. Гончаров. Роман. Последние годы жизни. Процессы. Болезнь. Я откровенно люблю литературу. Прочное место. - Личная жизнь Гончарова.ppt

Биография Гончаровв

Слайдов: 8 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 10

Гончаров иван александрович. Биография. Портрет работы И. Н. Крамского. Страницы биографии. Гончаров родился в купеческой семье. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Обломов и Захар. Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. «Обрыв». К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. «Обрыв» .Вера. После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Гончаров иван александрович (1812-91). - Биография Гончаровв.ppt

Биография Ивана Гончарова

Слайдов: 39 Слов: 2086 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Гончарова Авдотья Матвеевна. Трегубов Николай Николаевич. Пребывание Ивана Гончарова в частном заволжском пансионе. Пушкин посещает Московский университет. Дагерротип. Лето. Титулярные советники. Литография. Обыкновенной истории. Портрет работы. Статуэтка. Фотография. Смерть матери. Надворные советники. Должность цензора. Издание романа. Издание очерков "Фрегат "Паллада". Первый номер "Отечественных записок". Портрет работы Н.А. Майкова. Приказом министра народного просвещения. Министерство внутренних дел. Роман «Обрыв». - Биография Ивана Гончарова.ppt

Гончаров жизнь и творчество

Слайдов: 13 Слов: 597 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова. Дом в Симбирске. В одном из больших каменных домов, ближе к центру, жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками, домочадцами, прислугой. Кабинет И.А. Гончарова. Деревня в Симбирской губернии. Художник Н.И. Поливанов. 1850-е годы. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Гончаров боготворил свою мать. А.И.Гончаров. Художник Н.А.Майков. 1859 год. Рукопись романа “Обрыв”. Фрагмент. Фрегат “Паллада”. Буря в море. Много чудес видел И.А.Гончаров в океане за время своего плавания. - Гончаров жизнь и творчество.pptx

Жизнь и творчество Гончарова

Слайдов: 7 Слов: 45 Звуков: 0 Эффектов: 18

Сообщение по теме: «ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША». Иван александрович гончаров (1812-1891). Портрет И.А.Гончарова кисти художника Г. А. Горбунова. САНЯ ТРЕЙГУТ, воспитанница И.А. ГОНЧАРОВА. Фотография А.И. Деньера. Петербург. 1880-е гг. Семья трейгут. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Николай Николаевич Трегубов, крестный отец писателя. Е. В. Толстая. Портрет работы Н. А. Майкова. 1850-е годы. - Жизнь и творчество Гончарова.ppt

Иван Гончаров «Обломов»

Слайдов: 16 Слов: 1258 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Художественное мастерство И.А. Гончарова. Отечественные записки. Исследование. Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя. Сквозной мотив еды. Художественный прием. Обобщение. Творческое задание. Обломов. Фраза. Сцена исповеди. - Иван Гончаров «Обломов».ppt

Композиция романа «Обломов»

Слайдов: 17 Слов: 1436 Звуков: 0 Эффектов: 33

Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов». Обломов. История создания романа. Действующие лица романа. План романа. Особенности композиции романа. Значение «сна Обломова». Экспозиция романа. Завязка романа. Кульминация романа. Постпозиция романа. Эпилог. Роль пейзажа в романе. Покой. Язык романа. Роман в оценке критики. - Композиция романа «Обломов».ppt

Характеристика романа «Обломов»

Слайдов: 65 Слов: 4484 Звуков: 0 Эффектов: 0

Романы бывают интересные, бывают не очень, а бывают вечные. Символом нашего проекта является диван. Главные герои. Обломов. Жизнь. Жизненный круг Обломова. Ассоциативное восприятие. Штольц Андрей Иванович. Штольц. Цель. Ильинская Ольга Сергеевна. Ольга. Восприятие. Трофимов Захар Трофимович. Захар. Принципы. Пшеницына Агафья Матвеевна. Агафья Матвеевна. Любовь. Трудные вопросы. Хороший человек может быть лишним. К хорошим людям плохо относиться нельзя. “Обломов” - роман о любви. Тема любви пронизывает практически все произведение. “Обломов” нельзя в полной мере назвать романом о любви. - Характеристика романа «Обломов».pps

Герои романа «Обломов»

Слайдов: 14 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Главный герой романа. Обломов и его гости. Встреча со Штольцем. Любовь к Ольге. Сравнительная характеристика героев. Обломов. Штольц. Обстоятельства. Несостоятельность героев. Способы художественной типизации. Ретроспекция. Идейно-нравственный смысл образов. Добродушное отношение к Обломову. - Герои романа «Обломов».pptx

Сон Обломова

Слайдов: 17 Слов: 3885 Звуков: 0 Эффектов: 3

Иван Александрович Гончаров. Два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова. Обломов и Захар. Диалог. Сон Обломова. Отчего я такой. 1 часть сна. Штат и свита дома Обломовых. Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая. Мягкий ум. Какой рисуется жизнь. Сказка у него смешалась с жизнью. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым. О двух системах воспитания. Илья Обломов. Свет и тень Обломова. Проверка знаний учащихся. - Сон Обломова.ppt

Анализ сна Обломова

Слайдов: 19 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сон Обломова. Анализ эпизода. Что такое Обломовка. Детали-подробности. Лексика. Синекдоха. Синтаксическая выразительность. Повествование. Сказ. Синтаксические фигуры. Повествователь. Речь героев. Удивительный мир. Лексические средства. Моменты жизни. Илья Ильич. Обломов и «обломовщина». Онегин. -

Cлайд 1

Иван Александрович Гончаров 1812 – 1891г.г. МОУ Отрадненская СОШ г.Ульяновска. Учитель Горбунова Л.А.

Cлайд 2

Как классику, ему, несомненно, обеспечено прочное место в русской литературе. Огромный и правдивый талант его обогатил наше воображение бессмертными типами, выходящими далеко из рамок его времени… В.Г.Короленко.

Cлайд 3

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в семье зажиточного купца, неоднократно избиравшегося городским головой. Дом, в котором родился И.А.Гончаров (Симбирск 19 века) Современный вид

Cлайд 4

В пятидесятилетнем возрасте бездетный Александр Иванович, овдовев, женился вторым браком на матери будущего писателя, девятнадцатилетней Авдотье Матвеевне Шахториной, тоже из купеческого звания. Она подарила мужу четверых детей. «Наша мать была умница. Она была решительнее умнее всех женщин, каких я знаю,» – писал И.А.Гончаров.

Cлайд 5

Когда Ивану было семь лет, отец умер. Воспитателем сирот стал их крестный отец - помещик Николай Николаевич Трегубов, отставной моряк и надворный советник. Старый холостяк, он обожал детей и оставил о себе у писателя самые нежные воспоминания. Это был человек "редкой, возвышенной души, природного благородства и вместе добрейшего, прекрасного сердца".

Cлайд 6

Начальное обучение Иван Гончаров получил в частном пансионе священника отца Федора (Троицкого). Там пристрастился к чтению: Державин, Жуковский, Тасс, Стерн, богословские сочинения, книги о путешествиях... В 1822 году Авдотья Матвеевна, надеясь, что сын пойдет по стопам отца, определила его в Московское коммерческое училище. Промаявшись там восемь лет, Иван уговорил мать написать прошение о его увольнении. «Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела», - писал И.А.Гончаров. Московское коммерческое училище

Cлайд 7

В 1831 году поступил на словесное отделение Московского университета. В следующем году состоялась его первая публикация в журнале "Телескоп" - перевод нескольких глав из романа Эжена Сю "Атар-Гюль". В одно время с ним в университете учились Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, и кажется странным, что он остался с ними незнаком. Впрочем, по его словам, учился он "патриархально и просто: ходили в университет, как к источнику за водой, запасались знанием, кто как мог...".

Cлайд 8

После окончания университета Гончаров вернулся в Симбирск, попробовал служить секретарем канцелярии у губернатора. Но дома и в городе было всё по-старому: тихо, сонно, лениво. Глядя на это затишье, он понял, что жизнь в родном городе не даёт «никакого простора и пищи уму, никакого живого интереса для свежих, молодых сил».

Cлайд 9

Не найдя соответствующей своим интересам среды, через год уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство финансов переводчиком. В свободное время он много писал - "без всякой практической цели", потом бесчисленными черновиками топил печь, испытывая болезненные сомнения в своем даре. Позже он заметит: "...литератору, если он претендует не на дилетантизм... а на серьезное значение, надо положить на это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!" Петербург середины 19 века. Невский проспект.

Cлайд 10

Подрабатывая уроками, Гончаров попал в дом известного академика живописи Николая Аполлоновича Майкова. Иван Александрович учит русской словесности и латыни его детей, среди которых были будущие поэт Аполлон Майков и критик Валериан Майков. В доме Майковых образовался своеобразный художественный салон, и молодой преподаватель, неожиданно обнаруживший большую начитанность и талант рассказчика, стал в нем едва ли не законодателем литературного вкуса. Н.А.Майков А.Н.Майков В.Н.Майков

Cлайд 11

Судя по всему, Гончаров долго сомневался в себе как в писателе. Уверенность в своих силах Иван Гончаров обрел благодаря знакомству с Белинским, которого очень высоко ценил как критика. В 1845 году "с ужасным волнением" передал на суд критику роман «Обыкновенная история». Белинский "был в восторге от нового таланта" и тут же предложил рукопись опубликовать. Роман вышел в 1847 году в самом популярном журнале того времени "Современник"

Cлайд 12

В своем романе Гончаров никого не обличал, он просто показал молодого дворянина Александра Адуева, провинциала, приехавшего в Петербург с тетрадкой стихов, локоном возлюбленной и смутными мечтами о славе, которого столичная жизнь "успокоила" выгодной женитьбой и чиновничьей карьерой. Действительно - обыкновенная история.

Cлайд 13

В 1849 году Гончаров напечатал в «иллюстрированном альманахе», разосланном в виде премии подписчикам журнала «Современник», небольшой отрывок ещё не законченного нового романа «Обломов». Он назвал этот отрывок «Сон Обломова». Но весь роман читателям пришлось ждать ещё десять лет.

Cлайд 14

Неожиданно писатель соглашается на должность секретаря при адмирале Е.В. Путятине и 7 октября 1852 года вместе с ним отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Он побывал в Англии, Японии, "набил целый портфель путевыми записками". Очерки о путешествии публиковал в различных журналах, а позже выпустил отдельной книгой под названием "Фрегат "Паллада" (1858), которая была встречена с большим интересом.

Cлайд 15

Вернувшись в Петербург, Иван Александрович продолжил службу в Департаменте столоначальником. В набросках у него уже были два романа - "Обломов" и "Обрыв", но работа над ними почти не продвигалась. Спасти писателя "от канцеляризма, в котором он погибает", взялся литератор и цензор А.В. Никитенко. С его помощью в 1855 году Гончаров поступил на должность цензора в Петербургский цензурный комитет.

Cлайд 16

Литературная работа наконец стронулась с места вследствие удивительных, прямо скажем, событий. Летом 1857 года Гончаров уезжает "на воды" в Мариенбад и там влюбляется. В то время русскому писателю исполнилось сорок пять лет, он был закоренелый холостяк, а тут вдруг: «Едва выпью свои три кружки и избегаю весь Мариенбад с шести до девяти часов, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней...» Кто же "она", возбудившая столь сильные чувства в апатичном литераторе?

Cлайд 17

С Елизаветой Васильевной Толстой Гончаров познакомился в доме Майковых еще в бытность свою учителем. Тогда он пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в ее альбоме "святой и безмятежной будущности", подписавшись - де Лень. Через десять лет, в 1855 году, он снова встретился с ней у Майковых, между ними завязалась "дружба". Писатель водил ее в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники, он говорил ей, что их отношения похожи на историю Пигмалиона и Галатеи... Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской

Cлайд 18

В Мариенбаде за 7 недель был завершён роман «Обломов». В окончательной редакции "Обломов" был опубликован в 1859 году, и его успех превзошёл ожидания автора. И.С. Тургенев пророчески заметил: "Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". Л.Н. Толстой писал: "Обломов - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз..." В России тех лет не было ни одного самого заштатного городка, где бы не читали, не хвалили "Обломова" и не спорили о нем.

Cлайд 19

Следующие десять лет ушли у Гончарова на завершение романа "Обрыв". Он вышел в журнале "Вестник Европы" в 1869 году, а в 1870-м - отдельным изданием. Произведение, затронувшее такие новые явления в российской жизни, как нигилизм и эмансипация женщины, вызвало бурные споры в критике и не менее бурную популярность у читателей. "За очередной книжкой "Вестника Европы", где печатался роман, "посланные от подписчиков" ходили с раннего утра, как в булочную, толпами", - вспоминал современник. "Обрыв" остался последним художественным произведением великого романиста.

Cлайд 20

В 1870 году Сергей Михайлович Третьяков заказал портрет Гончарова художнику Крамскому для своей галереи. Писатель отказался: "...Я не сознаю за собой такой важной заслуги в литературе, чтобы она заслуживала портрета, хотя и счастлив простодушно от всякого знака внимания, оказанного моему дарованию (умеренному)... Во всей литературной плеяде от Белинского, Тургенева, графов Льва и Алексея Толстых, Островского, Писемского, Григоровича, Некрасова - может быть - и я имею некоторую долю значения, но взятый отдельно и в оригинале и на портрете я буду представлять неважную фигуру..." Гончарову было отпущено Богом еще двадцать лет жизни, но в печати он почти не выступал, по своей врожденной скромности считая себя устаревшим и забытым писателем. Только через четыре года Третьякову удалось его уговорить.

Cлайд 21

Иван Александрович так и не завел семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них - эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. За несколько лет до смерти Гончаров печатно обратился ко всем своим адресатам с просьбой уничтожить имеющиеся у них письма и сам сжег значительную часть своего архива. Только благодаря потомкам Карла Трейгута, бережно сохранившим до наших дней личные вещи писателя и при их участии в 1982 году в Ульяновске (Симбирске) был открыт литературно-мемориальный музей Гончарова. Семья Трейгут

Слайд 2

НАЧАЛО 12 июня 1812 г.– родился в купеческой семье в Симбирске 1822-1830 гг.– Московское коммерческое училище 1831-1834 гг.– словесное отделение философского ф-та Московского университета

Слайд 3

ВЗРОСЛЕНИЕ 1835 г.– переезд в Петербург и начало службы в Министерстве финансов 1846 г. – знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом Писатели круга «Современника» 1856 г. И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский

Слайд 4

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ … 1852 – 1855 гг.– кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в должности секретаря начальника экспедиции вице - адмирала Путятина 1855-1857 гг.– путевые очерки «Фрегат «Паллада»

Слайд 5

ПО КАЗЕННОМУ ДЕЛУ 1856 г.– переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора 1865 г. – член Главного управления по делам печати 1867 г. – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение 1891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище Фото 1861 г.

Слайд 6

ТРИЛОГИЯ О РУССКОЙ ЖИЗНИ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»1847г. «ОБЛОМОВ» 1859г. «ОБРЫВ» 1869г. Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются

Слайд 7

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНОВ ДВА УКЛАДА РУССКОЙ ЖИЗНИ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

Слайд 8

ГЕРОИ РОМАНОВ Образ Александра Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством

Слайд 9

Роман "Обыкновенная история"

Слайд 10

В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

Слайд 11

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

Слайд 12

Роман "Обломов"

Слайд 13

"Пока останется хоть один русский, -до тех пор будут помнить Обломова". И. С. ТУРГЕНЕВ 1848 год –первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. –первая публикация «Сна Обломова» 1852 год –работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. –почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.

Слайд 14

«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …» Н. А. Добролюбов 1859 г. ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...» А. В. Дружинин 1859 г.

Слайд 15

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА «Он, если хотите, действительно растянут.В первой частиОбломов лежит на диване:во второйездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него;в третьейона видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся;в четвертойона выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все.Никаких внешних событий, никаких препятствий(кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман.Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории». Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

Слайд 16

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА ОЛЬГА Агафья Матвеевна

Слайд 17

«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ? ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?

Слайд 18

ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА 1."Явление" господина. Портрет визитера. 2."Не подходите, не подходите… вы с холода!" 3.Беседа и приглашение в Екатерингоф. 4.Отказ Ильи Ильича. 5."У меня два несчастья…" 6.Отказ визитера выслушать Обломова. 7.Размышление героя о "несчастном" посетителе. КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ? ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ?

Слайд 19

РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА? ВОЛКОВ СУДЬБИНСКИЙ ПЕНКИН АЛЕКСЕЕВ? Светская жизнь Карьера Литературная деятельность??????????? нахлебник

Слайд 20

«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?» («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?

Слайд 21

«Что за чудный край!..»

Слайд 22

« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её , тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …» КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ

Слайд 23

КРИТИКИ ПИШУТ «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г. «Сон Обломова» - это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон - это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.

Слайд 24

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ

Слайд 25

И ИЛИ ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ ДВИЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУД РАЦИОНАЛИЗМ ПРАКТИЦИЗМ ЖЕЛАНИЕ ПРЕУСПЕТЬ И СКОЛОТИТЬ КАПИТАЛ ЛЕЖАНИЕ ЛЕНЬ И АПАТИЯ ОТСУТСТВИЕ ТРУДА МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАКТИЧНОСТЬ ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ

Слайд 26

КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. II ч.) «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». «Вся жизнь есть мысль и труд.., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»

Слайд 27

«слаб … бледен, из него голо выглядывает идея» И. Гончаров «Штольц – противоядие Обломову» Н. Добролюбов «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». А. П. Чехов «… Штольц – неудачная, выдуманная фигура. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком». Д. С. Мережковский 1890г. «А буржуазный пафос Штольца был в тот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой… Гончаров утверждает, что такое двухкультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и её деятельности на благо людей…» В. К. Кантор 1989г. «… это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени». А В. Дружинин КРИТИКА О ШТОЛЬЦЕ

Слайд 28

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 1. Автор приверженец «штольцевского» отношения к жизни, сочувствующий Обломову, но не разделяющий миросозерцания Ильи Ильича 2. Он (автор) признает и демонстрирует превосходство обломовской созерцательности над ограниченностью рационалиста и прагматика Штольца 3. В романе сосуществуют две «правды» - «штольцевская» и «обломовская» - и та и другая ограничены, не абсолютны, в идеале желателен их синтез

Слайд 29

ОБЛОМОВ И ОЛЬГА

Слайд 30

« … Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Что привлекло Обломова в Ольге Ильинской? Почему Ольга предпочла Обломова Штольцу? Что помешало взаимному счастью героев?

Слайд 31

Какая иллюстрация вам кажется достовернее? «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» «Я ЛЮБИЛА БУДУЩЕГО ОБЛОМОВА!»

Слайд 32

«Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому… Ей было дано умение просто любить». Она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». ОЛЬГА АГАФЬЯ МАТВЕЕВНА

Слайд 33

ВЫБОР ОБЛОМОВА «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви, которой противопоставлена душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне - это соединение обломовского образа и духа жизни». А. Григорьев 1859 г.

Слайд 34

КРИТИКА ОБ ОЛЬГЕ ИЛЬИНСКОЙ «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками». Н.Михайловский «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...» Н. А. Добролюбов «Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь» И. Анненский

Слайд 38

Обломовщина (усвоено из повести Гончарова): русская вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам В. И. Даль «Словарь живого великорусского языка» 2. Обломовщина - апатия, безволие, состояние бездеятельности и лень Современный толковый словарь 3. Обломовщина, по имени героя романа Гончарова “Обломов”, - нарицательное слово для обозначения общественного застоя, рутины, апатии Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 4. Обломовщина - отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России Литературная энциклопедия ОБЛОМОВЩИНА

Слайд 39

«Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок». "Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." И. А. Гончаров «Обломов» (часть 4) ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ ШТОЛЬЦЕВ

Слайд 40

В нем дороже всякого ума честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи. Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!« «Обломов» (часть 4, глава VIII) И. А. Гончаров об Обломове

Слайд 41

… Любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развития, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура … Он дорог нам по истине, какою проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному. «Обломов». Роман И. А. Гончарова» А. В. Дружинин об Обломове

Слайд 42

«Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество, - но и презирать безусловно - тоже нельзя: в них слишком много истинно человеческого...» «Обломов» И. Гончарова Д. И. Писарев об Обломове

Слайд 43

ШТОЛЬЦ ИЛИ ОБЛОМОВ? Поможет ли России Андрей Ильич Обломов, сын Обломова, воспитанный Штольцем?

Посмотреть все слайды

Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.) Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. 1. 2. План. Биографическая и творческая справка. Общая характеристика романа «Обломов». В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В. Г. Белинский Портрет работы Н. А. Майкова, 1859г. Мне житье и писанье - не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным.... Какое беспредельное и глубокое море - литература. ...Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! (И.А. Гончаров) В русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которые начинаются на «О...». «Не могу и не умею ничего писать иначе, как образами и картинами, и при том большими, следовательно писать долго, медленно и трудно... ...То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, - то недоступно моему перу! У меня есть... своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний - и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало». (И. А. Гончаров. Статья «Лучше поздно, чем никогда») Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня» Дом, где родился Гончаров Мать, Авдотья Матвеевна Мемориальная доска на доме Гончарова Н Н Трегубов В 1834 году Гончаров переезжает в Петербург. Дом Гончарова в Петербурге Гончаров в своём кабинете. Несколько лет тянул чиновничью лямку «с мучительными ежедневными помыслами о том, будут ли в своё время дрова, сапоги, окупится ли тёплая, заказанная у портного шинель в долг?». В 1847 г. – роман «Обыкновенная история». Его напечатал самый популярный тогда журнал «Современник». «Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею способностью рисовать...». Однако в устах ведущего критика натуральной школы это звучало не только похвалой, но и упрёком: «Он поэт, художник - и больше ничего. У него нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят, он не даёт никаких нравственных уроков ни им, ни читателю...». В. Г. Белинский Рабочий стол Гончарова Успех «Обыкновенной истории» воодушевил Гончарова. В 1847 г. он начал «Обломова», в 1849 г. задумал свой третий роман - «Обрыв». Однако в силу различных обстоятельств как личного, так и общественного характера Гончаров в те годы не закончил «Обломова» и не приступил к «Обрыву». Гончаров в 40-е годы В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а «Все - писал он, - что я мог решиться на уже удивились, в апрельской книжке «Отечественных записок» такой дальний и опасный - я, такой фрагменты ленивый, появился первый очерк. путь Последующие избалованный! меня знает,сборнике» тот не удивится этой публиковались Кто в «Морском и различных решимости. журналах на Внезапные протяжении перемены трёх лет, а составляют в 1858 годумой всё характер, никогдаотдельным не бываю изданием. одинаков Цикл двух недель сочинениея вышло путевых сряду...» очерков «Фрегат „Паллада“». Фрегат «Паллада» Шкатулки, привезённые Гончаровым из путешествия на фрегате. Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». Гончаров в 60-е годы Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм. Литография 1869 г. По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов - Ольга и Штольц - Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели - показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова. Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию. В III и V гл. второй части завязывается узел события - знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация - XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. 1876 г. «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». (И. С. Тургенев) И. С. Тургенев В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в АлександроНевской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища. Памятник Гончарову в Ульяновске Гончаров на смертном одре. Фото К. А. Шапиро, 1891 г. Памятник на могиле И.А. Гончарова. Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские мостки Памятник И.А. Гончарову в Ульяновске Дом-памятник И. А. Гончарову в Ульяновске Домашнее задание 1. Пересказ материала урока. 2. Подготовиться к беседе по 1-10 гл. по вопросам: -Рассказать кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По I главе). -Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (пo II-IVгл.). -Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями - гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках? (по II-IV гл.). -Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (V гл.). -Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (VI гл.) -Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара4 в романе? (VII-VIII, X гл.) -Описание Обломовки. Семилетний. Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование. (IX гл.). 3. Индивидуальное задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина» (статьи: Н.И. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.А. Гончарова».)

Статьи по теме