Как использовать пчелиный рой. Самуил Маршак. Веселое путешествие от "А" до "Я" Кто есть в каждом пчелином рое

Дек 30th, 2010

Пчелиный рой — это новая семья медоносных пчёл, отделившаяся от старой семьи, которую называют материнской. Каждый пчелиный рой состоит из матки (иногда из нескольких маток) , нескольких сотен трутней и десятков тысяч рабочих пчёл. Пчелиный рой может улететь от материнской семьи на 20 километров и более.

Роение — естественная форма . При роении пчёлы роящейся семьи стремительно покидают улей, поднимаются в воздух с присоединившейся маткой, некоторое время кружатся и «прививаются» где-нибудь на ветке дерева. На нашей пасеке больше всего рои «любят» ближайший , иногда в качестве привоя выбирают соседскую черёмуху, калину или сливу.

На первых двух фотографиях уже привившейся пчелиный рой . Их потом собрали в роевню и поместили в улей. Как? Аккуратно поднесли снизу роевню. Резко, и опять-таки аккуратно, тряхнули ветку и большая часть роя упала в роевню. Оставшиеся пчелы залетают в роевню самостоятельно в течении нескольких минут…

Считается, что роевые пчёлы не жалят. Отчасти это так, пчёлы перед вылетом из улья набирают в свои медовые зобики мёд, чтобы было чем питаться первое время. Поэтому они не могут нагнуть брюшко чтобы ужалить. Но в пчелином рою могут оказаться пчёлы без мёда, так что расслабляться не стоит. В килограмме пчелиного роя содержится 6-7 тысяч пчёл, хотя считается, что в 1 кг 10 000 пчёл. Это из-за мёда, набранного пчёлами.

Вот так пчелиный рой входит в свой новый дом, если его высыпать на щит перед ульем:

Очень интересно наблюдать за пчелиным роем. Сначала кажется что это полный хаос, пчёлы летают туда-сюда. Но становиться ясно что летают они «кругами», постепенно группируясь на месте привоя (так называют место куда садиться рой) . Минута-другая и лишь несколько пчёл кружат около роя, не решаясь присоединиться. Кстати, к вылетающему рою могут присоединиться пролетающие мимо пчёлы, учуяв его; так в теле роя можно встретить .

Пчёлы очень организованы. Если высыпать пчелиный рой перед ульем, например на лист фанеры, и посмотреть как они будут заходить в улей, то можно увидеть как они, буквально, выстраиваются в очередь и заходят в улей. Посмотрите на фотографии, на них видно как пчёлы идут в сторону летка. А видели бы вы как кружатся роящиеся пчёлы! Кругами. И не хаотично, а тоже довольно организованно. Как-нибудь сниму видео парящего над ульями роя и дополню статью.

Маленький рой

После выхода первого роя, может выйти второй, третий, четвертый… Такие рои, обычно, бывают небольшие, помещаются в полулитровую банку или в литровый ковшик. На фотографии и есть маленький рой пчёл в роевне:

Закрывать такой небольшой рой в отдельный улей нет никакого смысла, поскольку пчёлы попросту не смогут до зимы создать полноценную пчелиную семью. Есть такой вариант: закрыть отдельно, но обязательно подсилить образовавшуюся семейку двумя-тремя рамками с , плюс стряхнуть молодых пчёл с такого же количества рамок.

Если у пчеловода нет необходимости в новой семье или молодой матке, то пойманный маленький рой «просеивают» через специальную решетку (через которую не пролезает матка) в любой улей, который можно или нужно подсилить. Матку, которая находиться в рою, обычно в таких случаях уничтожают. Бывает, после сбора пчелиного роя на месте привоя остаются пчёлки, которые не улетают. Так они могут сидеть на ветке несколько дней.

Ловим рой с «Апироем»

Пчеловодный сезон 2011 года выдался очень ройливым и без «Апироя» было бы сложно. 🙁 Очень сложно! Более 40 роёв поймали том году и большую часть с «Апироем». Сначала ловили без этого «волшебного геля», лазили по деревьям — пилили ветки, потом опять лазили по деревьям — пилили ветки. Потом всё-таки купили «Апирой» для пчёл (цена в пчеловодном магазине — 300 рублей) . И нисколько не пожалели.

Применяли приманку следующим способом: при вылете роя из улья мажем внутреннюю сторону роевни гелем, количеством равным горошинке зубной пасты, можно чуть больше; крепим роевню на шест (мы используем жердь длиной 4 м) и вперёд к рою. Встаём так, чтобы роевня оказалась в середине летающего клуба пчёл, если рой отходит в сторону — идём за ним.

Когда вдвоём, кто-нибудь караулит выход матки из улья, по возможности ловим её, сажаем в клеточку и кладём в роевню. Как только пчёлы начинают прививаться в роевню фиксируем шест или держим его (один конец уперт в землю) до полного сбора пчёл. Рой пойман! 🙂

«Апирой» инструкция (от производителя)

В начале ожидаемого срока роения гель наносят на привой в количестве 1 г (примерно 1/4 чайной ложки) в виде окружности диаметром около 8-10 мм и обновляется ежедневно в течение всего срока роения. При использовании препарата в роевнях, гель в количестве 10 г (2 чайные ложки) однократно наносится на внутреннюю часть роевни.

Подготовленные роевни развешивают на шестах или на деревьях на уровне 3-5 метров от земли со стороны господствующих ветров на расстоянии 100-800 метров от пасеки. Периодичность осмотра роевен не реже одного раза за двое суток. После поимки и посадки роя в улей, роевни с «Апироем» используют для повторных поимок (в течение 10 дней).

Как узнать с какой семьи вышел рой?

Бывают ситуации, когда не удается сразу определить какая именно семья отпустила рой. Приехал на пасеку, а у соседа на вишне (на сливе, на заборе) сидит пчелиный рой; остаётся только собрать его. Так как выход роя не был зафиксирован, остаётся только гадать, откуда он взялся: то ли своя пчелиная семья отпустила рой, то ли прилетел с другой пасеки. Как же быть в такой ситуации?

Неужели придётся пересматривать все семьи, чтобы отыскать ту единственную семью, которая впала в роевое состояние? А если ульев с пчёлами 50 штук? Что делать, как узнать с какой семьи вышел рой ? Оказывается, существует очень простой, но достаточно эффективный, способ определения материнской семьи вылетевшего пчелиного роя с помощью подручных средств.

Что для этого понадобиться: пластмассовый ковшик (подойдёт любая тара — стакан, глубокая тарелка и прочее) , с помощью которого собирается рой и две-три чайной ложки обыкновенной столовой муки. Догадываетесь в чём заключается процедура? Читаем дальше.

Берётся горсть пчёл прямо с привившегося роя, а точнее черпается ковшиком. Если рой собрали, а некоторые пчёлы остались, то ничего страшного. На месте привоя всё равно соберутся несколько десятков пчёл, можно использовать их.

Итак, нужное количество пчёл зачерпнули ковшиком. Туда же быстрым движением, пока пчёлы не вылетели обратно, насыпаем две-три чайные ложки муки (или одну столовую ложку) . Аккуратно и несильно трясём ковшик туда-сюда с целью полностью обвалять всех пчёл в муке. За здоровье пчёл переживать не следует, способ полностью безвреден для пчёл.

Далее «измученных» белых пчёл высыпаем на крышку ближайшего улья и разгоняем щёткой-смёткой или какой-нибудь веточкой. Пчёлы разлетаются в разные стороны, возможно некоторое количество опять вернётся на место привоя, но большая часть из них полетит не куда-нибудь, а в родительский улей. Остаётся только наблюдать в какой именно улей вернуться пчёлы, чтобы предпринять дальнейшие меры.

Если обнаружить пчёл с белыми спинками на прилётных досках своих ульев не получилось можно попробовать ещё раз «заМУКАшить» пчёл. А возможен и такой вариант: пчелиный рой отпустила семья с другой пасеки. Хотя это бывает редко, пчёлы обычно не прививаются рядом с пасекой. В смысле, пчёлы одной пасеки не прививаются рядом с другой пасекой, а летят дальше.

Выход роя пчел - событие, которого по возможности пытаются избежать все пчеловоды, но все же иногда оно случается. У кого-то чаще, у кого-то реже. Для того, чтобы предотвратить роение пчел, в первую очередь нужно знать теорию этого явления, что собой представляет рой пчел, почему и когда его можно ожидать. По поводу причин возникшего роевого состояния в то или иной семье уже описывалось в . Сейчас же поговорим о самом пчелином рое, его видах и сроках выхода из улья.

Для начала немного терминологии. Та семья, которая отпустила рой, называется материнской семьей. Новая же семья, отделившаяся от старой с момента выхода и до посадки в другой улей называется роем. Выход роя из улья нужно ожидать в теплый солнечный день, как правило, от 9 до 13 часов.

Надо знать, что роев может выходить несколько.

  1. Первый рой пчел вышедший из улья называется "первак" - он отделяется от семьи на второй - четвертый день запечатывания маточников.
  2. Второй рой - "вторак", на девятый - десятый день после выхода первого роя пчел.
  3. Третий рой может выйти спустя два - три дня после выхода второго.

Для пчеловода особенно важен конечно вышедший из улья первый рой пчел. В его составе вылетает и старая плодная матка, это при том, что в материнской семье молодые матки еще не успели выйти из маточников. Спустя 6-7 дней после отделения первака из маточников рождаются молодые матки, которые тут же принимаются за борьбу между собой, в результате которой в семье остается лишь одна, самая сильная из них. Если роевое состояние сохраняется, то выходит второй рой пчел, в составе которого и будет эта молодая, но еще неплодная матка. В течение суток после выхода второка в материнской семье продолжают появляться из маточников молодые матки, которые также вступают в борьбу за право остаться в семье.

Пение маток.

В промежуток времени между выходом первого и второго роев в семье находиться одна неплодная матка и несколько маток в маточниках. Эта матка, которой посчастливилось появиться первой старается избавиться от конкуренток. Находя маточники, она старается убить содержащихся в них маток, проколов их жалом. Однако пчелы всячески пытаются не дать ей этого сделать. Матка бегает по сотам и периодически издает мелодичные звуки "ту-ту-ту". Молодые матки из маточников отвечают ей подобными звуками, только более глухими. Такая перекличка названа "пением маток" и происходит это явление обычно накануне выхода второго роя пчел (то есть где-то на 8-9 день после вылета первака), а также перед выходом каждого последующего роя. Пение маток можно услышать, просто приложив ухо к стенке улья. Звуки раздаются с перерывом от 30 секунд до 3 минут, однако, если матка в улье одна, перерыв это удлинен до 5-7 минут.

Рой пчел с несколькими матками.

В день выхода второго роя пчел наиболее зрелые выходящие из маточников матки в суматохе также могут улететь с роем. По этой причине зачастую врой рой пчел может содержать несколько молодых маток. И нередко такой "многоматочный" рой прививается в двух - трех разных местах - каждая часть роя со своей маткой. Но обычно рой садится в одном месте, даже при наличие в нем нескольких маток. Когда пчеловод собирает такой рой, он даже может не знать о содержащихся в нем нескольких маток. В течение 5-6 часов, пока рой находится в роевне, матки встречаются между собой и в возникшей борьбе остается лишь одна, самая сильная. То же самое происходит и в рое, собранном в разных местах в одну роевню - также конкурентная борьба оставляет лишь одну матку.

Когда и куда улетают пчелиные рои?

Первый рой пчел для вылета выбирает хорошую, теплую и солнечную погоду. По времени суток вылет обычно происходит в промежуток от 9 до 13 часов, однако, если в первой половине дня стояла облачная погода, улучшившаяся во второй половине, то пчелиный рой может покинуть улей и чуть позже. Прививается он недалеко - не больше, чем в 30-40 метрах от улья, из которого они вылетели. Чаще всего их можно обнаружить невысоко на деревьях. В качестве привоя (места, куда садится рой) могут выступать и ягодные кусты, забор или просто большой куст травы. Лишь только в совершенно безветренную и очень теплую погоду пчелы устраиваются на высоких деревьях. На привое рой находится в течение нескольких часов, пока пчелы-разведчицы не найдут новое место для семьи.

Что касается второго роя пчел, то он менее чувствителен к неблагоприятным погодным условиям и он способен вылетать из улья и облачную погоду. Кроме этого, его пчелы летают быстрее и они более выносливы, поэтому они могут удалятся от материнской семьи на расстояние до 200 метров и чаще прививаются на высокие деревья.

Плохая погода и роение пчел.

Если на период роевого состояния пчел стоит ненастная погода, то происходит задержка выхода роя первака (как правило, на 1-3 дня). Если задержка произошла на более длительный период времени - 3-5 дней, то в семье начинают появляться молодые матки, которые довольно быстро убивают плодную матку, которая должна была улететь в составе первака. В этом случае пчелиный рой выйдет с молодой неплодной маткой в тот день, когда должен был выйти второй рой - через 12-13 дней после запечатывания первых роевых маточников. Причем накануне его выхода также можно услышать пение маток, поэтому такие перваки носят название "певчие перваки".

Среди пчеловодов приусадеб­ных пасек немало сторонников роевой свободы. Действи­тельно, естественное роение, хотя с точки зрения современ­ного пчеловодства признается нежелательным, дает возмож­ность получить новые семьи, отличающиеся с первых дней рождения необыкновенно высокой энергией работы во всех сферах деятельности: в строительстве сотов, сборе нектара, выращивании расплода.

Рои, выходящие в ранние сроки, за 45-50 дней до главного взятка, успевают отстроить гнезда, вырастить мно­го расплода, существенно омолодиться. Правда, они, может быть, еще будут недостаточно сильны для использования первого главного взятка, но зато на последующих работают практически наравне с сильными семьями. Не случайно го­ворят: ранний рой - золотой.

Семьи, отпустившие рои, к первому главному медосбору также восстановят свою силу пчелами, вышедшими из расплода, оставшегося после роения, а с началом яйцекладки молодых маток - и работоспособность. С течением времени они даже начнут усиливаться пчелами, развившимися из расплода молодых маток. В итоге роевые семьи успевают за­пастись кормом.

Хорошо используют главный медосбор рои, вышед­шие непосредственно перед ним или в самом его начале. Они бывают нередко тяжелее ранних, так как период роста их материнских семей был продолжительнее. Кроме того, лет­ние рои непосредственно сами работают на медосборе с при­сущей им энергией, а у ранних мед собирают в основном поколения, выращенные уже роями.

Но в ходе главного взятка летние рои изнашиваются, ослабевают, последующие же используют намного хуже роев ранних, значительно меньше наращивают поколений к зиме. Часто таким роям приходится пополнять запасы корма, так как заготовленные с первого медосбора они успевают израс­ходовать. Нередко эти рои объединяют по два-три в одну семью. Часто такие мощные семьи образуются естественно, во время акта роения. На первый вышедший рой прививает­ся второй, иногда даже третий. Такие случаи чаще всего бывают при задержке выхода роев из-за плохой погоды. Их обычно называют свалочными. Разъединить свалочные рои невоз­можно, да и практически нецелесообразно. Их поэтому помещают в один улей большого объема и снабжают надставками под мед. Сильные семьи, созданные из естественных роев, за их высокую продуктивность называют медовиками.

Материнские семьи, отпустившие рои незадолго до главного медосбора, не успевают создать новые лётные резер­вы, к тому же, как правило, продолжают оставаться в роевом состоянии.

Когда роение протекает в какие-то средние сроки, нап­ример, за две-три недели до главного медосбора, рои успева­ют отстроить себе гнезда, завести много расплода, но меда и пыльцы собирают мало, так как во время первого главного взятка значительная часть пчел отвлекается на уход за расп­лодом, расходуя одновременно на него большое количество свежего корма.

Материнские семьи к зацветанию главных медоносов успевают покончить с роевым состоянием, молодые матки в них спарятся и приступят к яйцекладке; они начинают рабо­тать с энергией, присущей рою, но по сравнению с нероевыми семьями оказываются слабее и, естественно, намного менее продуктивными.

Рои, вышедшие накануне или в начале короткого и бурного взятка, лучше сажать на уже готовые, отстроенные соты. В этом случае все резервы роя сразу включатся в сбор меда. При посадке же роя на вощину первостепенной задачей его будет строительство гнезда, из-за чего источник нектара он использует лишь частично.

Рои недостаточно сильные самостоятельно не смогут дать товарного меда, в начале медосбора их обычно присоеди­няют к семьям, уже покончившим с роением и переключив­шимся на сбор меда. У них уже появился расплод от молодых маток - стимулятор летной деятельности, но им недостает резервов для сбора меда. Усиление роями намного повышает их продуктивность. Эти рои можно присоединить как цели­ком, так и частями, подсыпая пчел к нескольким семьям.

Возвращение роев в свои семьи вызывает протест са­мих пчел. Рои вновь выходят, даже без маток.

Чтобы исключить возможную гибель матки усиливае­мой семьи, пчел роя высыпают в надставку с дном из разде­лительной решетки. Его матку используют по усмотрению. В бывшей роевой семье, уже переключившейся на сбор меда, к этому времени открытого расплода может не оказать­ся или его будет очень мало, так как молодая роевая матка едва успевает спариться и начать яйцекладку. Теперь, усиленная роем, она сложится в основном из пчел, способных собирать мед. Такие семьи также становятся медовиками.

Повысить продуктивность роев можно, усилив их лет­ными резервами и печатным расплодом, оставшимися в ма­теринских семьях. Для этого улей с роевой семьей отставля­ют в сторону, на его место ставят улей для роя и заселяют его. На следующий день к нему слетят пчелы-сестры. Еще через 2-3 дня в гнездо роя из материнского улья переносят рамки со зрелым на выходе расплодом, а улей с оставшимся гнездом и нелетными пчелами подносят ближе к улью с роем. Оставлять большие резервы в материнской семье нет необходи­мости, так как основная функция ее - временное сохранение молодой матки и выращивание от нее расплода.

С окончанием медосбора и перед вывозом пасеки к новым его источникам материнскую семью ликвидируют, присоединив к рою. Старую матку уничтожают.

Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».

Пары разводит паровоз,
Зажег два фонаря
И мчится с грохотом колес
По строчкам букваря.

Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А».

А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.

Куда по гладкой мостовой
Сейчас поедем мы с тобой?
Знает каждый человек:
С буквы «А» (заглавной)
Начинается Артек
Детский лагерь славный.

Только встанет алый шар
Утром на заре,
Будит чистый звук фанфар
Лагерь на горе.
Под горою Аю-Даг
Юный пионер
Поднимает алый флаг
Флаг СССР.

У буквы «А» мы простоим
Не меньше трех минут.
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.
В мешке у нас продукты
На десять дней пути.
Но хорошо бы фрукты
В дорогу припасти.

Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова
И все на букву «А»!

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!

Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами на столбе
Большая буква «Б».

Б

Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?

Он нас с тобой зовет к себе
И говорит: «Я - буква «Б».
Вот целый класс - четвертый «Б»
Собрался на лужайке.

Борис играет на трубе,
Богдан - на балалайке.
Поет заливчато баян
То басом, то дискантом,
И вторит гулкий барабан
Веселым музыкантам.

Пришел с букетом этот класс
К вокзальному порогу,
Чтоб проводить меня и вас
В далекую дорогу.
А есть ли булочная тут?
Да вот она! Смотри:
Буханки, булки продают,
Баранки, сухари.
Батонов, бубликов гора
И сдоба всех сортов.

До третьей буквы - «В».
Вот буква «В» видна вдали
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Пойдем по скошенной траве
И добредем до буквы «В».

В

Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке.
Один состав вдали исчез,
Второй - у семафора.
Из Севастополя экспресс,
Владивостокский скорый...

А есть вагон, что может нас
Доставить к морю на Кавказ.
И если хочешь через день
Увидеть влажную сирень
И волны у балкона,
Шагни с платформы на ступень
Вот этого вагона.

У нас великая страна,
Одна шестая света.
Еще на севере весна,
А уж на юге лето.

Но поезд отправляется,
В дорогу отправляется,
В пути он изгибается,
Несется по дуге.
И скоро появляется
Пред нами буква «Г».
Да, перед нами буква «Г»
Стоит подобно кочерге.

Г

В конце дороги у горы
Копают грунт машины.
А вот готовят гончары
Горшки из красной глины.
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
И в первый раз идет он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
И ждут они отправки.
Их повезут грузовики
К дверям посудной лавки.

Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.

Глядите: голуби летят,
И снегом серебристым
Их крылья белые блестят,
Мелькая в небе чистом.

Как будто ветер снег пронес
Под самым небосклоном...
Но вновь гудит наш паровоз,
Пора нам по вагонам!

Отъехали от станции.
А вылезем мы где?
Мы вылезем на станции,
Где будет буква «Д».
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква «Д» сама
На самоварных ножках.

Д

У дороги лес дубовый,
До плеча нам этот лес.
А когда-нибудь дуброва
Здесь раскинет свой навес.
Заведутся здесь лисицы.
Мед в дупле найдет медведь,
На деревьях будут птицы
Гнезда вить и песни петь.

Это желуди когда-то
Посадили здесь ребята,
Чтобы вырос до небес
Богатырь - дремучий лес.

У той же буквы строят дом
Большой, многооконный.
Встает этаж за этажом
Железный и бетонный.

В жару, и в холод, и в туман
Возводят дом рабочие.
Им подает подъемный кран
Цемент, кирпич и прочее.

Растет домище-великан,
Дорос почти до крыши.
И с каждым днем подъемный кран
Уходит выше, выше...

Но снова мы поехали
По узкой колее
И наконец приехали
К вокзалу с буквой «Е».

Е

Буква «Е» - она же «п»
Вроде этажерки.
(Полка средняя ее
Не совсем по мерке.)

Мы сошли у буквы «Е»,
Посидели на скамье.
Ежевики мы поели
И в реке меж камышей
Осетра поймать хотели,
А поймали трех ершей.

В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.

Нам в лесу попался ежик.
Но, подняв его с земли,
Головы его и ножек
Разглядеть мы не могли.

Ощетинил он иголки,
Словно иглы старой елки,
Спрятал ноги, спрятал нос
И в клубок свернулся колкий,
Будто перьями оброс.

Отпустил я недотрогу.
Но довольно о еже.
Нам пора опять в дорогу.
Уезжаем к букве «Ж».

Ж

Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!

Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы
И шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Но есть другой жужжащий звук:
Жужжит не овод и не жук,
Не дружный рой пчелиный,
Не рыжий шмель и не комар...
С жужжаньем мчится на пожар
Машина за машиной.

Должно быть, каждый видел дом
В два этажа и выше
С большим двором и гаражом
И вышкою на крыше.
Смотрите - в верхнем этаже
Пожарные сидят.
А ниже - в светлом гараже
Машины в дверь глядят.

Сигнал дежурный подает,
И через миг один
Бежит наружу из ворот
Отряд автомашин.

Ребенок, может быть, в избе,
Шутя, огонь зажег.
Иль сажа вспыхнула в трубе,
Иль загорелся стог,
Горит жилье или амбар
В ночной тиши иль днем,
Жужжащей пулей на пожар
Летят борцы с огнем.

Добит огонь - разбойник злой,
И вот уже назад
Несется дружно удалой
Пожарников отряд.

Но туча на небе встает.
Уж верно, быть грозе.
А нам пора на самолет
Летим мы к букве «3».

З

На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
В звезде найдешь ты букву «З»,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
И в звонкой зелени берез,
И в землянике зрелой...

А мы летим с тобой в колхоз,
Где все зазеленело.
Шумят колхозные сады,
Звенит трава зеленая,
И даже в зеркале воды
Есть зелень отраженная.
Не испугает нас гроза,
Летим мы выше туч.
И нам в пути слепит глаза
Закатный длинный луч.

Вот за рекой большой колхоз,
Зеленые луга.
В тиши стада коров и коз
Жуют, склонив рога.

Ребята разожгли костры
Из трав и сушняка,
Чтоб разлетелись комары
От сизого дымка.
Мы на зеленую траву
Садимся меж ребят.
Мы их зовем к себе в Москву.
- Зимою! - говорят.

Картошку мы печем в золе.
Но надо уезжать.
И, разбежавшись по земле,
Взлетаем мы опять.
Несемся ввысь, летим вперед
Сквозь тучи грозовые
И прилетели на завод,
Что нашей родине дает
Машины грузовые.

Здесь много трудится людей,
Машины создавая.
Из многих строится частей
Трехтонка грузовая.
Из многих строится частей
Мотор, коробка скоростей,
И кузов, и кабина,
Мосты - и вся машина.

Все эти части до одной
Не соберешь руками.
Они на ленте подвижной
Друг к другу едут сами.
А лента движется вперед
И дни и ночи напролет.
И вот, когда придет пора,
Мотор на место сядет.
Его на раме мастера
Заботливо приладят.

Теперь на раме есть мотор,
Кабина, где сидит шофер.
Сейчас поставят кузов
Для перевозки грузов.

Надев колеса, в бак зальют
На первый путь бензину.
Затем обкатчику сдают
Готовую машину.
Мотор обкатчик заведет
И выезжает из ворот.

А нам, друзья, лететь пора.
Исправилась погода.
Здоровы будьте, мастера,
Рабочие завода!
Дорога змейкою бежит,
А реки, как ручьи.
Куда ж теперь наш путь лежит?
Конечно, к букве «И».

И

Спускаясь плавно с вышины,
Находим мы площадку.
Внизу флажки уже видны.
Идем мы на посадку.

Колеса выпустив свои,
Стальная наша птица
Недалеко от буквы «И»
Среди полей садится.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.

Над речкой у обрыва,
Поникнув головой,
Поблескивает ива
Серебряной листвой.
На каждой ветви гибкой
Дрожат от ветерка
Листочки, словно рыбки
В сетях у рыбака.

Шуршат деревья листьями
Над самой рябью вод.
Плывет к причалам пристани
Столичный пароход.

А там на горке над рекой
Идет работа день-деньской,
Ползут змеею стружки.
Готовят детям в мастерской
Из дерева игрушки.

Искусно выточенный конь
Стоит, готовый к бою.
Его за повод только тронь
Помчится за тобою.

Вот самоходный пароход
И поезд с машинистом.
Лишь заведи его - пойдет,
Да как еще - со свистом!

Нам показали мастера
Отличную работу.
Но в путь-дорогу нам пора.
Идем мы к самолету.
Опять мотор мы завели
И, оторвавшись от земли,
Летим над степью гладкою,
И вдруг увидели вдали
Огромное «И краткое».

Й

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою.
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»

Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою «И краткое»!

А в это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы а лес густой,
Чтоб строить новый улей.
Взлетел на клен пчелиный рой,
Повис в зеленой чаще.
А мы возьмем мешок пустой,
Поймаем рой жужжащий.
Мешок ребята отнесут
В подарок пчеловоду.
Пускай в колхозе припасет
Для нас побольше меду.

А мы отправимся пока
К соседней букве - к букве «К».
Опять летим сквозь облака.
Но надо опускаться,
Вот перед нами буква «К».
Стоит жара. Ни ветерка.
Идем к реке купаться.

К

Кусты на берегах крутых
Нас укрывают тенью.
А мы разделись - и бултых!
Поплыли по теченью.

Купались долго мы в реке,
Копались в мягком иле.
Потом катались в челноке
И карасей ловили.

Среди густого камыша,
Как по лесной тропинке,
Челнок скользил, слегка шурша,
Кругом цвели кувшинки.

И вдруг мы слышим вдалеке
Как будто дробь погони.
С горы спускаются к реке
Рысцою легкой кони.

Ребята гонят жеребят
На ближний плес купаться,
А те играют и шалят,
Куснуть друг друга норовят
И ну - в песке кататься.

Вот черногривый конь гнедой
Погнал волну кругами,
Перебирая под водой
Проворными ногами.

Кипит в реке водоворот,
Несется плеск и ржанье,
Пока под ивами идет
Веселое купанье.

Мы постояли у реки,
Готовые к походу,
Следя за тем, как стригунки
Расплескивают воду.

Кукушка пела нам «ку-ку»,
Но мы «прощай» сказали
Коням, кукушке, тростнику
И лодке на причале.

Опять в кабину сел пилот,
Завел свои моторы,
И полетел наш самолет
В небесные просторы.
Куда ж теперь он полетел?
К ближайшей букве - букве «Л».

Л

На траве лесной поляны
Летний лагерь полотняный.
Погляди: в любой палатке
Вещи сложены в порядке.
Нет лентяев и нерях
В пионерских лагерях!

На площадке легкой змейкой
Алый флаг взлетает ввысь.
Это утром на линейку
Пионеры собрались.

Вместе с ними солнце встало,
Смотрит сверху на ребят,
И в лучах полоской алой
Сотни галстуков горят.

Над столовой - купол неба,
Нет над нею потолка.
Подают нам ломти хлеба
И кувшины молока.

Мы попили и поели
И, сказав спасибо всем,
На машине полетели
К новой букве - к букве «М».

М

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву «М»,
Как бы спускаешься в Метро
И вверх идешь затем.

В Метро на мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит
И все конца ей нет.

Одна из лестниц мчится ввысь,
Другая вниз идет.
Ты можешь сам по ней пройтись,
А хочешь - стой, не шевелись:
Ступенька довезет!

Мелькая, мчатся поезда
По рельсам под Москвой.
В Метро не жарко никогда,
Морозов нет зимой.

Гуляет меж бетонных стен
Бесшумный ветерок.
Но побывать у буквы «Н»
Давно пришел нам срок.

Н

Ты букву «Н» найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке.
Найдешь в начале и в конце,
А также в серединке.

Найдешь и в солнцу, и в луне,
И в синем океане.
Найдешь и в полной тишине,
И в звонком барабане.

Не может быть без буквы «Н»
У бочки дна, у дома стен.
У буквы «Н» - наборный цех.
Готовит книжки он для всех.

Писатель написал рассказ
И новые загадки.
Но написал их только раз
Чернилами в тетрадке.
Нельзя же толстую тетрадь
Сто тысяч раз переписать!
Печатать надо книжки.

В наборной опытный народ
Для книжки буквы наберет
Из ящика без крышки.
Наборщик смотрит в мастерской
В раскрытую тетрадку,
И буквы бережной рукой
Он ставит в ряд - одну к другой
На планочку - верстатку.

Резные буквы из свинца
В ряды он ставит ловко.
Набрал страницу до конца
И обвязал веревкой.

Но утомителен для глаз
Наборный труд старинный.
Пусть поработает за нас
Наборная машина.

Она и строчки наберет,
И отольет в пластинки.
А ты работаешь, как тот,
Кто пишет на машинке.

Строка к строке, строка к строке,
Литой набор ложится.
И вот сверкает на доске
Свинцовая страница.

Она пойдет в соседний зал,
В машину прочно ляжет.
А уж в машине влажный вал
Страницу краской смажет.

Пустил машину машинист,
И чуть налег на чистый лист
Набор, покрытый краской,
Бумага стала сказкой!

Так лист готовят за листом,
Потом переплетают,
И новых сказок толстый том
Читатели читают.

У буквы «Н» прервем поход.
Нам надо отдохнуть.
У «Н» мы встретим Новый год,
Пройдет зима, весна пройдет,
А там и снова в путь!

О

Мы видим школьный огород.
Водой он свежей полит.
О нем заботится народ
Окучивает, полет.

Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свекла.

Смотрите, свежий огурец
Бочком лежит на грядке.
Меж листьев прячется, хитрец,
Играет с нами в прятки.

Вот помидоры, вот салат,
А вот укроп кудрявый.
Здесь овощей не заглушат
Разросшиеся травы.
Пойдем отсюда по тропе
И мы дойдем до буквы «П».

П

Пред нами птицы разных стран.
Здесь целый город птичий!
Вот розоватый пеликан.
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.

Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом - голубой павлин
Раскинул хвост узорный.

Вот попугай на вас глядит,
Горбатым клювом щелкая,
И тут же перепел сидит
С рябою перепелкою.

У той же самой буквы «П»,
Свернув направо по тропе,
Увидите вы вот что:
Над дверью надпись: «Почта».

Сюда пришло твое письмо,
А почтальон поставил
На нем почтовое клеймо
И тут же в путь отправил.

Его вручили, например,
Потапову Андрею.
А нам пора до буквы «Р»
Добраться поскорее!

Р

Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника,
Две буквы - «РУ» - блестели.

А на фуражке с козырьком
Блестящий ключик с молотком.
Такими хлопцами, как он,
Гордиться могут в школе:
Он и в работе чемпион,
И в пляске, и в футболе.

Не зря такой же ученик
Был первым, кто на свете
В просторы космоса проник
На корабле-ракете.

Всем нашим юным мастерам
Любого званья, цеха
Строителям и столярам,
Электрикам и малярам
Желаем мы успеха!

Но слышен паровозный свист,
Садимся мы в экспресс.
И нас товарищ машинист
Доставит к букве «С».

С

У буквы «С» сажают сад
Ребята сотой школы.
К весне листвой зашелестят
Деревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,
И тополя, и клены.
И глянет солнце с высоты
Сквозь каждый лист зеленый.

Большой цветник разбил отряд
Соседней новой школы.
Пускай летят из сада в сад
Через дорогу пчелы!

Пусть блещет каждый сад и сквер
Своим цветным нарядом.
Пусть будет весь СССР
Сплошным цветущим садом!

У буквы «С» - сосновый бор.
Сосна к сосне, как на подбор.
Спилили толстые стволы
И в доски превратили,
А столяры из них столы
И стулья сколотили.

А самый стройный, гибкий ствол
Служить на парусник пошел
И мачтой в синем море
Гуляет на просторе.

Есть по соседству зоосад.
Там за решетками оград
Живут сычи и совы,
Синицы, страусы, сурки,
Слоны, горбатые быки,
Косматые коровы.

Пасется северный олень,
И соболь спит на полке.
И, как собаки в жаркий день,
Сидят, скучая, волки.

Трусливый суслик у стены
Снует, шурша в соломе.
Стоят огромные слоны
В своем слоновьем доме.

Спокойно дремлет старый слон
И хлопает ушами.
И ходит слух, что ночью он
Дрожит перед мышами.

Вот уши серые торчат
Откормленного зайца.
А там семейство медвежат
На сене кувыркается.

Висит, качаясь на хвосте,
Смешная обезьянка.
Но нам пора на букву «Т».
Бежим до полустанка!

Т

Мы так давно с тобой в пути.
Скучают наши мамы.
На телеграф бы нам пойти,
Послать им телеграммы!

Нам из окна телеграфист
Дает бумажный тонкий лист,
И пишем мы три слова:
«Здоровы будь здорова».

За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату.

Нам говорят, что через час
Доставят телеграммы.
Но мама не услышит нас...
Поговорить бы с мамой!

Пред тем, как тронулся вагон,
Успели на минутку
Мы забежать на телефон.
И вот зовут нас в будку.

Телефонист дает Москву,
А говорим мы сами:
- Прощай! Мы едем к букве «У»!
Кричим мы в трубку маме.

У

Заходим в школу на часок.
Стоят рядами парты,
И отвечают свой урок
Ученики у карты.

Вот первый школьник показал
Моря своей указкой.
Другой нашел на ней Урал,
Потом хребет Кавказский.

Урал на карте очень мал,
В длину четыре пальца.
На карте нет ущелий, скал
И нет заводов, где металл
Готовят нам уральцы.

Учитель прочитал рассказ
И будто на Урале
На рудниках за этот час
Мы с вами побывали.

Мы постояли у печей
Завода на Магнитке,
Где, как сверкающий ручей,
Чугун струится жидкий.

В земле железная руда
Спала бессчетные года,
Скрывалась в недрах темных,
Но рудокоп ее достал,
И вот металл заклокотал
В печах огромных
Домнах.

Сейчас в ковши он будет течь,
Нас обдавая жаром.
Потом в мартеновскую печь
Пойдет он к сталеварам.

Но вот кончается урок.
Идут гулять ребята.
А наг в живой свой уголок
Уводят два юнната.

Здесь в уголке живут ужи.
Мы их берем без страха.
А вот лягушки и ежи,
Удод и черепаха.

У черепахи главный шеф
Юннат Углов Володя.
Но нам пора на букву «Ф».
Плывем на пароходе.

Ф

Фанфары слышатся вдали:
На пристани у мола
Наш пароход встречать пришли
Любители футбола.

Команды двух военных школ
Играть приехали в футбол.
Идем смотреть на этот матч.
Суворовцы с налета,
Открыв игру, забили мяч
Нахимовцам в ворота.

И хорошо, что не в свои!
Но слышен грозный свист судьи.
Судья зовет к порядку
Футбольную площадку.

Игра горячая футбол!
Для уравненья счета
Нахимовцы забили гол
Суворовцам в порота.

Еще не кончена игра,
А нам гудок из гавани
Напоминает, что пора
Опять пуститься в плаванье.

Наш пароход всю ночь плывет.
Морская гладь спокойна.
И вдруг в пути мы видим флот
Советский китобойный.

Он быстро движется к земле.
Соскучился по дому.
И флаг на каждом корабле
Рад ветерку родному.
Ходили фабрики-суда
Почти под самый полюс.
Они не раз с горами льда
И с бурями боролись.

А кит - бродячий великан
Их обдавал волною
И вверх выбрасывал фонтан
В пять метров вышиною.

Везет флотилия в Союз
Китовый жир, китовый ус,
Добыча не плоха!
Мы проводили корабли,
А сами к гавани пошли
К ближайшей букве «X».

X

Недалеко от буквы «X»,
Как снег, белеют вороха
Очищенного хлопка.

Откуда этот снег идет?
Его дает чудесный плод
Хлопчатника коробка.
Полна коробка волокна.
В коробке зреют семена.
Когда же осенью она
Свои раскроет створки,
Приходят дни уборки.

Уборка - хлопотливый труд.
Усердно хлопок соберут
Колхозы-хлопководы.
Потом на склады повезут,
Оттуда - на заводы.

Но снова едем мы в колхоз.
Нам встретился художник.
Он ящик с красками привез
И свой станок - треножник.

Привез художник и тетрадь,
И белый холст на раме,
Углем он начал рисовать,
А мы - карандашами.

Нарисовали мы с холма
Поля колхозные, дома.
В полях уборку хлеба
И над полями небо.
Нарисовали пастуха
У дома на крыльце.
Потом, покинув букву «X»,
Пошли мы к букве «Ц».

Ц

У буквы «Ц», достав билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.

А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой
Стоит он на седле.

Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули,
И обезьяна-акробат
Качается на стуле.

У обезьяны на плече
Собака-танцовщица...
Но нам пора на букву «Ч»
Отсюда торопиться!

Ч

В пути нам захотелось пить.
И вдруг в дремучей чаще
Мы видим тоненькую нить
Лесной ручей журчащий.

Какая сладкая вода
Здесь - в чаще незнакомой!
Такой воды мы никогда
Не пробовали дома.

Наполнив чайник через край,
Мы воду вскипятили
И очень вкусный, свежий чай
В лесу из чашек пили.

Потом пошли мы, не спеша,
К соседней букве - к букве «Ш».

Ш

Идем-бредем - за шагом шаг
Весь день без остановки.
И вот пришли в универмаг
Купить родным обновки.

В универмаге продавцы
Нам шарфы показали,
Шелков различных образцы
И шерстяные шали,
Тут шапки, шляпы для ребят
Лежат в одном отделе,
В другом на вешалках висят
И шубы и шинели...

В ларьке направо - шоколад.
В ларьке налево - лимонад.
Здесь только нет для нас борща.
Его найдем у буквы «Щ»!

Щ

У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свеклы, сколько брюквы
И капусты на столах!

Сколько репчатого лука
На большой сковороде!
Лещ и карп, карась и щука
Тихо плавают в воде.

Перед каждой новой сменой
Здесь наводят чистоту.
Долго моют пол и стены,
Моют щетками плиту.

Все начищено до блеска.
От кастрюль струится свет.
Здесь машина-мясорезка
Рубит мясо для котлет.

Чистит овощи машина,
Мелет кофе, режет сыр,
И с картошки лентой длинной
Сам снимается мундир.

Пищей свежей и здоровой
Кормит досыта народ
Эта фабрика жаркого,
Щей наваристых завод!

Мы славно пообедали
У щедрой буквы «Щ».
Всего мы здесь отведали:
И щуки и борща.

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «Твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак...

Ъ, Ь

Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
«Пропала
Не собака,
А два
Печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Листова
Из города Ростова.

Илья Листов ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»

Мы обЪявленЬе перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Ростов:
«Благодарим, Илья Листов!»
Потом в автомобиле
Мы съехали с горы
И быстро докатили
До станции «Еры».

Так сотни лет звалась она
До нас, в былые времена.
А нынче эту букву мы
Обычно называем «Ы».

Ы

Глядим, - у станции «Еры»
Заборы красят маляры.
Спросили мы у маляров:
- Скажите, маляры,
Где отыскать десяток слов,
В которых есть «еры»?

Нам отвечали маляры:
- Нет случая такого,
Чтоб эта самая «еры»
Была в начале слова.

Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.

Легко найдете вы «еры»
В словах «костры» и «топоры».
В «бутылке» и в «корыте».
Еще три слова на «еры»
Вы сами подберите!

Сказав спасибо малярам,
Мы покатили по горам,
Помчались легче пуха
По гладкой, ровной колее
И увидали букву «Э»,
Похожую на ухо.

Э

До этой буквы нас довез
Не паровоз - электровоз.
Он нас домчал в короткий срок.
Его толкал электроток.

Несет нам ток электросеть,
Чтоб лампочки могли гореть,
Чтобы до утренней зари
Светили ярко фонари.

Мы в светлый зал гуськом вошли,
Там, выстроившись в ряд,
Жужжат машины, как шмели,
Таинственно гудят.

Они не ткут, они не шьют
И не прядут для нас.
А то, что нам они дают,
Невидимо для глаз.

Идут от дома провода
На запад, на восток.
По ним в колхозы, города
Бежит электроток.

Вот почему мы этот дом
Электростанцией зовем.
У той же буквы есть экран
Большое полотно.

Пред тем, как сесть в аэроплан,
Смотрели мы кино.
Мы видели киножурнал,
Чапаевцев в бою.
Потом автобус нас помчал
На главный аэровокзал.
Летим до буквы «Ю».

Ю

В пути, в неведомом краю
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая - магнит
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.

Над облаками мы летим
По компасу на Юг,
На берег моря, в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
На Юге к морю мы пошли.
Валы бегут, шумят.
Глядим: пускает корабли
Компания ребят.

Один из них нам показал
Устройство корабля.
- Вот это, - говорит, - штурвал
Иль колесо руля.
- Вот палубы! - сказал моряк.
Переднюю зовут
По-нашему - морскому - «бак»,
А кормовую - «ют».

И долго с юным моряком
Мы разговор вели.
Отлично с морем он знаком
И знает корабли.

Он рассказал нам по пути,
Что очень любит флот
И в юнги думает пойти,
Чуть только подрастет.

Мы с черноморцем удалым
Расстались, как друзья.
И, покидая Южный Крым,
Несемся к букве «Я».

Я

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
Полна воды Аму-Дарья.
Ее могучая струя
Пойдет туда, где ныне
Еще безлюдные края,
Песчаные пустыни.

Пускай в песках, где пауки
Да ящерицы жили,
Перекликаются гудки
И хлопка мягкие тюки
Везут автомобили.

Пусть будет хлебным этот край,
Безводный и бесплодный.
Пусть яблок, ягод урожай
Приносит ежегодно!

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
От буквы «А» до буквы «Я»
Идет и азбука моя.

По ней везли нас поезда,
Морские пароходы.
Мы повидали города,
Колхозы и заводы.

На самолете мы неслись,
Спускались вниз, взлетали ввысь.
На легкой лодке плыли,
Тряслись в автомобиле.

И вот доехали, друзья,
Мы до последней буквы - «Я».
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне»
Стоят на первом месте!

Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Найдешь ты храбрости пример
В своей любимой книжке.
Увидишь весь СССР,
Всю Землю с этой вышки.

Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

Техника использования роев на медосборе определяется, силой семей отпустивших рой, сроками роения пчелиных семей.

Использование роев, вышедших за 10 дней до медосбора

Если рой выходит за несколько дней до наступления медосбора, то практически

все пчелы, вышедшие с роем, используют медосбор. При этом чем сильнее будет рой, тем больше он соберет меда. Роевые пчелы имеют более высокую рабочую энергию, чем пчелы, оставшиеся в основной семье, поэтому рой усиливают печатным расплодом и летными пчелами роившейся пчелиной семьи.

Для усиления роя в чистый продезинфицированный улей переставляют одну-две рамки из основной роившейся пчелиной семьи. Все рамки тщательно осматривают и удаляют имеющиеся на них маточники. Между рамками с расплодом помещают рамки с вощиной. Гнездо для роя комплектуют сразу из двух корпусов или одного корпуса и двух надставок. В верхнем корпусе или надставках помещают большую часть рамок с печатным расплодом и вощиной, чередующихся между собой. При работе с ульями-лежаками новое гнездо комплектуют таким образом, чтобы оно занимало весь корпус.

Подготовленный улей ставят на то место, где находилась пчелиная семья, отпустившая этот рой, а улей с оставшимися пчелами основной семьи относят на новое место. Летные пчелы из основной роившейся пчелиной семьи слетят в улей с роем и присоединятся к летным роившимся пчелам. В результате образуется сильная семья-медовик с большим количеством летных пчел, обладающих высокой рабочей энергией.

Выходящие из расплода молодые пчелы еще более усилят рой и в скором времени примут участие в сборе меда.

Пчелиную семью, отпустившую рой, относят на новое место, на следующий день внимательно осматривают и формируют два нуклеуса из открытого расплода и оставшихся молодых нелетных пчел. При организации нуклеусов улей делят глухой перегородкой на две части с самостоятельными летками. В каждом отделении помещают по одному нуклеусу, в котором оставляют по одному зрелому печатному маточнику, а остальные маточники, имеющиеся на сотах роившейся пчелиной семьи, выламывают. Так как в нуклеусах некоторое время не будет летных пчел, в соты наливают небольшое количество воды. После выхода маток из маточников пчеловод должен проконтролировать спаривание матки с трутнем и начало откладки ею яиц.

Если наступающий главный медосбор продолжительный, но невысокий, то матка, находящаяся в рое, отложит большое количество яиц и в улье будет много открытого расплода, что приведет к снижению медосбора. В этом случае старую матку у роя перед медосбором отбирают и дают ему зрелый печатный маточник. Старую матку возвращают в материнскую семью, которую в дальнейшем объединяют с роем, сильно ослабевшим на медосборе.

Использование роев, вышедших за 20-30 дней до медосбора

Для определения состояния роя к моменту наступления медосбора нужно знать, что цикл развития пчелы из яйца продолжается 21 день; если рой посадить в заново сформированное гнездо, то первые молодые пчелы в нем появятся через 3 недели после роения; в летний период пчелы живут 35-40 дней; с роем вылетает молодая летная пчела (средний возраст 15-20 дней), которая проживет еще не более 20-25 дней. Следовательно, практически большинство летных пчел у роя погибнет раньше, чем на смену им появится новое поколение. Когда пчеловод формирует для роя новое гнездо, то он дает ему одну-две рамки разновозрастного расплода. Кроме того, часть летных пчел моложе 15 дней вылетает из улья, поэтому, хотя большинство летных пчел у роя отомрет, небольшая часть их к моменту наступления медосбора останется. Только их будет настолько мало, что рой не сможет собрать какого-то количества товарного меда я даже не обеспечит себя запасами корма на зиму.

В семье, отпустившей рой, молодая матка выведется через 2-6 дней, после выхода роя. Не менее 10 дней уйдет на ее спаривание с трутнем и начало откладки яиц, из которых только через 21 день начнут выводиться первые молодые пчелы. Следовательно, только через 35-40 дней после выхода роя в семье будут появляться новые пчелы от молодой матки. Вылетать за нектаром молодые пчелы начнут через 10-15 дней, то есть через 45-55 дней после роения пчелиной семьи.

Значительная часть имевшихся ранее в семье пчел за это время погибнет, и у нее останутся лишь те пчелы, которые вывелись в более поздние сроки; через 20-30 дней после выхода роя наступает главный медосбор, но использовать его будет лишь небольшая часть оставшихся в улье старых пчел, вследствие чего товарной продукции семья не соберет и не обеспечит себя кормами на зиму.

При таких сроках роения ни рой, ни роившаяся пчелиная семья меда не соберут. Выламывание маточников на соте для предупреждения роения эффекта не приносит, так как рабочее состояние пчелиной семьи при этом не восстанавливается. При возвращении роя назад, в материнскую семью, пчелы вновь закладывают маточники и роятся повторно.

При содержании пчел в двухкорпусном улье семью, отпустившую рой, оставляют в нижнем корпусе. У нее после тщательного осмотра гнезда должен быть на сотах только один зрелый печатный маточник, расположенный в верхней или средней части сота. Во втором корпусе размещают рой, гнездо для которого комплектуют в зависимости от его силы. Пчелам роя дают максимальное количество рамок с вощиной, используя при этом роевую энергию пчел и их способность отстраивать большое количество сотов. Леток в верхнем корпусе направляют в противоположную сторону по отношению к летку первого корпуса. Между корпусами помещают глухую фанерную перегородку.

До наступления главного медосбора семья, отпустившая рой, выводит молодую матку, а рой со старой маткой развивается и отстраивает большое количество новых сотов. При наступлении медосбора глухую перегородку между корпусами удаляют и основную пчелиную семью объединяют с роем. Старую матку удаляют и одновременно перегруппировывают соты с таким расчетом, чтобы в верхнем корпусе сосредоточить рамки с печатным расплодом, в нижнем корпусе - открытый расплод, Из двух слабых семей при объединении образуют одну сильную семью-медовик с молодой маткой. Пчелы этой семьи хорошо работают на медосборе. Старую матку целесообразно временно сохранить в одно-двухрамочном нуклеусе для дополнительного наращивания пчел к зимнему периоду.

При содержании пчел в многокорпусном улье в зависимости от силы роя и отпустившей его пчелиной семьи рой сажают в один или два верхних корпуса с летками, направленными в противоположную сторону по отношению к летку нижних корпусов, в которых оставляют основную семью. Между корпусами помещают глухую фанерную перегородку. В корпуса, предназначенные для роя, ставят одну-две рамки разновозрастного, преимущественно открытого расплода, один-два светло-коричневых сота с сушью, медо-перговые соты по краям гнезда. Все остальное пространство заполняют рамками с вощиной, которую роевые пчелы будут хорошо отстраивать.

В корпусах с основной семьей у роившейся семьи оставляют только один зрелый на выходе маточник. В дальнейшем, при наступлении главного медосбора, глухую перегородку между корпусами удаляют и объединяют обе пчелиные семьи, оставляя при этом молодую матку. Объединенная семья-медовик будет хорошо работать на медосборе, обеспечит себя запасами корма на зиму и даст товарную продукцию.

При содержании пчел в улье-лежаке после тщательного осмотра основной пчелиной семьи, отпустившей рой, у нее вырезают все маточники, кроме одного наиболее крупного, гнездо сокращают и оставляют на прежнем месте. Улей перегораживают глухой перегородкой на две части, в новое отделение, имеющее самостоятельный леток, помещают рой. При комплектовании гнезда для роевых пчел в новое отделение дают два медо-перговых сота, одну-две рамки с разновозрастным, преимущественно печатным расплодом, один-два светло-коричневых сота для откладки маткой яиц. Все остальное пространство отделения заполняют рамками с вощиной. Роевые пчелы, обладая высокой рабочей энергией, отстраивают большое количество новых сотов, а основная пчелиная семья в это время выводит себе матку.

При наступлении медосбора глухую перегородку, разделяющую улей на две части, переставляют на край гнезда, образуя отделение на одну-две рамки. Сюда пересаживают старую матку вместе с тем сотом, на котором она находится. Организованный нуклеус используют для дополнительного наращивания пчел на зимний период. Основную семью объединяют с роем, образуя семью-медовик с молодой маткой, которая хорошо работает на медосборе.

Использование роев, вышедших за 45-50 дней до медосбора

Для определения состояния роя к моменту наступления медосбора необходимо знать, что продолжительность жизни пчел в летний период 35-40 дней, с роем вылетели молодые пчелы (средний возраст 15-20 дней), которые проживут еще 20-25 дней. Следовательно, независимо от силы выходящего роя все роевые пчелы к моменту наступления медосбора отомрут. У роя останутся лишь те пчелы, которые появятся после роения пчелиной семьи.

После посадки роя в новое гнездо матка начинает откладку яиц, из которых через 21 день выйдут первые молодые пчелы до наступления медосбора остается еще около 25 дней. За это время рой полностью восстановит свою силу и у него накопится большое количество пчел, которые хорошо используют медосбор. За период между роением и медосбором роевые пчелы, обладающие высокой рабочей энергией, отстроят большое количество сотов.

В основной семье, отпустившей рой, через несколько дней после роения выйдет молодая матка. Примерно через 10 дней она оплодотворится и начнет откладку яиц. Еще через 21 день из этих яиц выведутся молодые пчелы. От момента роения до появления первых молодых пчел от новой матки пройдет 35-40 дней. К моменту наступления медосбора в основной пчелиной семье появятся молодые пчелы, способные выполнять работу по приносу нектара. Их количество с каждым днем будет все более увеличиваться.

Пчелиная семья сможет обеспечить себя запасами корма на зиму, а при благоприятных условиях соберет товарную продукцию.

Рой, вышедший за 45-50 дней до наступления главного медосбора, и пчелиную семью, отпустившую рой, можно использовать на медосборе самостоятельно. Если планом не предусмотрено увеличение пасеки, то рой сажают в этот же улей (в верхние корпуса при многокорпусном и двухкорпусном содержании пчел и с краю гнезда при содержании пчел в ульях-лежаках), отделив его от основной пчелиной семьи глухой фанерной перегородкой. При наступлении медосбора рой объединяют с материнской семьей и получают сильную семью-медовик, которая собирает много меда. До объединения семей роевых пчел используют на отстройке новых сотов.

Использование на медосборе слабых роев

Если перед наступлением главного медосбора выходят рои небольшой силы (массой 1-2 кг), то для лучшего медосбора объединяют 2-3 таких роя, сосредоточивая в одной семье большое количество молодых пчел. Для такого объединенного, свалочного роя комплектуют сразу большое гнездо. При содержании пчел в многокорпусных ульях для гнезда используют 3 корпуса; в 12-рамочных ульях с надставками - 2 корпуса или 1 корпус и две надставки, а в ульях-лежаках - полный корпус улья.

При посадке пчел нескольких роев в одно гнездо их обрызгивают жидким сахарным сиропом или придают пчелам общий запах. Сажают в улей эти рои не через леток, а сверху гнезда через разделительную решетку. Это дает возможность обнаружить и поймать всех молодых маток, лучшую из которых заключают в клеточку и помещают в гнездо между рамками. Матку выпускают на соты на следующий день.

Рои от средних и слабых семей используют только на медосборе, одновременно производя смену маток в основ­ных семьях.

Рой от слабой семьи

Рой, вышедший от слабой или средней семьи, сажают в новый улей, расположенный в 2 м от основной семьи и летком в другую сторону. В семье, отпустившей рой, маточники уничтожают. Через две с половиной недели после выхода роя-первака основную семью осматривают и опре­деляют, оплодотворилась молодая матка или нет. Если есть открытый расплод и качество его высокое, значит молодая матка полноценная и старую можно уничтожить. Тогда пчелы заложат маточники на открытом расплоде, который уничтожать не следует. Пока матка выводится, в рое не будет открытого расплода, поэтому весь прине­сенный нектар будет складываться, как в копилку.

Перерыв между червлением старой матки и началом червления новой продолжается 25-30 дней. Весь мед, принесенный за это время, сохраняется в гнезде, его никто не поедает. В период червления молодой матки взяток на­чинает убывать. Поэтому молодую матку в рое уничтожа­ют, а рамки с расплодом и пчелами присоединяют к основной семье, из которой вышел рой. Усиление семьи пчелами своего роя в конце взятка дает положительные результаты. Мед из роя сдают как товарную продукцию.

Рои с червящими старыми матками собирают 18 - 25 кг меда, а у которых старых маток уничтожали и давали им возможность вывести молодых, собирали от 25 до 45 кг меда.

При недостатке ульев на пасеке можно использовать: для посадки роев вторые и третьи корпуса, если прибить к ним фанерное дно и сделать леток. Корпус ставят на улей с семьей, отпустившей рой, но летком в противоположную сторону. Собирают в нем гнездо и сажают рой. Сидящий во втором или третьем корпусе рой легче объединить с основной семьей после уничтожения роевой матки. Для этого фанерное дно открывают и снимают холстики у семьи.

При недостатке ульев и корпусов на пасеке можно объединить два роя. Маток при этом не находят. Не следует объединять рои с матками разного возраста, например, плодную и неплодную. В таких случаях пчелы дерутся. Драки между пчелами объединенных роев бывают также, когда в природе совершенно нет взятка. Чтобы пчелы не дрались, рои необходимо подкормить, а в улей поставить одну - две рамки с распечатанным медом.

Объединенные рои работают хорошо. Присоединять их в конце взятка к основным семьям не надо, т. к. это ухудшит качество основных семей. Лучше эти рои использовать как сборщиков меда. Для этого молодую матку, когда она начнет откладывать яички, уничтожают.

Пока пчелы выведут себе новую матку и она начнет червить, пройдет около 30 дней. За это время взяток кончится. В улье не будет расплода, а только рамки, залитые! медом. Мед весь отбирают как товарную продукцию, а износившихся пчел, негодных к зимовке, уничтожают или передают в аптеки для получения пчелиного яда, необходимого для лечения ревматизма, радикулита, астмы и других болезней.

Такое использование роев позволяет без потери товарного меда сменять маток и отстраивать много первоклассных сот.

Смотрите так же

Статьи по теме