Основные направления развития сферы социального обслуживания населения на примере муниципального бюджетного учреждения "комплексный центр социального обслуживания населения" баганского района новосибирской области. Курсовая работа: особенности социальной

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

Кафедра государственного и муниципального управления


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Управление персоналом


Тема: Анализ выполняемых работ и оценка персонала на примере ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского райнона.


Выполнил студент: Белякова А.А.

Руководитель курсовой работы: Дмитриева Ю.В.




Введение

2 Методы оценки персонала

3 Нормативно-правовая база по социальному обслуживанию.

1Общая характеристика системы управления в ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского района

2 Анализ выполняемых работ и оценка персонала на примере социального обслуживания одиноких пожилых граждан

Заключение

Приложение 1


Введение


Оценка персонала любого предприятия и последующий анализ результатов этой оценки позволяют понять эффективность выполняемых работ и разработать план действий с целью улучшения возможных выявленных «неблагоприятных» факторов. Эти меры позволяют определить удовлетворенность сотрудников работой, и, следовательно, определить механизмы их мотивации. На основе анализа оценки персонала можно сделать выводы о результативности как отдельного взятого работника, так и всего предприятия в целом.

В рамках данной работы планируется проведение оценки персонала с целью определения эффективности их трудовой деятельности при принятии управленческих решений.

Объектом исследования курсовой работы является ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского райнона.

Предметом исследования является проведение оценки персонала учреждения.

Цель данной работы является проведение анализа по результатам оценки персонала.

Задачами данной курсовой работы являются:

.Изучить теоретическую и нормативно-правовую базу организации.

.Провести оценку персонала на примере ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского района.

.Проанализировать полученные результаты.


Глава 1. Теоретические аспекты выполняемых работ и оценка персонала


1 Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления

руководитель управление социальный обслуживание

Оценка результатов труда - одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям, запланированным показателям, нормативным требованиям.

На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов.

Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки).

Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, - своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.).

Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации; занимают значительную часть рабочего времени персонала; их сравнительно немного (4-6);.составляют по крайней мере 80% всех результатов; приводят к достижению целей организации или подразделения.

На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т.е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся:

·оперативность работы,

·интенсивность труда,

·сложность труда, качество труда и т.п.

Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий:

·установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки;

·разработка и утверждение процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку, методы оценки);

·предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника;

·обсуждение результатов оценки с работником;

·принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.


1.2 Методы оценки персонала


1.Метод анкетирования

Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.

Описательный метод оценки

Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения аттестуемого. Этот метод не предусматривает четкой фиксации результатов и потому часто используется как дополнение к другим методам.

Метод классификации

Этот метод основан на ранжировании аттестуемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением им определенного порядкового номера.

Он основан на оценке соответствия работника занимаемой должности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит оценка перечисленных в списке качеств аттестуемого сотрудника по 7-бальной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 - очень низкая степень.

Анализ результатов может проводиться либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо сравнением результатов, полученных от работников одной и той же должности.

Метод оценки по решающей ситуации

Для использования этого метода специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ситуациях - "решающих ситуациях". Эти описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется оценке деловых качеств сотрудника.

Обычно данный метод используется в оценках, выносимых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

Основан на использовании "решающих ситуаций" (См. метод оценки решающих ситуаций), из которых выводятся требуемые личные от работника деловые и личные качества, которые и становятся критериями оценки. Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия оценки (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам.

Метод шкалы наблюдения за поведением

Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.

Метод анкет и сравнительных анкет

Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными.

Интервью

Эта методика заимствована отделами по работе с персоналом из социологии.

Вот пример плана интервью с целью оценки личности. В интервью важно получить информацию о следующих компонентах и характеристиках личности:

·интеллектуальная сфера;

·мотивационная сфера;

·темперамент, характер;

·профессиональный и жизненный опыт;

·здоровье;

·отношение к профессиональной деятельности

·ранние годы;

·детский сад;

·школа;

·профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное);

·служба в армии;

·отношение к работе на фирме;

·увлечения;

·самооценка возможностей, здоровья;

·семейное положение, отношения в семье;

·формы проведения досуга.

Метод "360 градусов оценки"

Сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.

Метод независимых судий

Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого. Перед судьей располагается компьютер, на котором оценивающий нажимает клавишу "+" в случае правильного ответа и, соответственно клавишу "-" - в случае неправильного ответа. По завершении процедуры программа выдает заключение. Возможна и ручная обработка ответов работника, тогда правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк.

Тестирование

Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

·квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

·психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника;

·физиологические, выявляющие физиологические особенности человека.

Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

Метод комитетов

Оценка проводится группой экспертов и нацелена на выяснение способностей кандидата, дающих ему право претендовать на другие должности, в частности на выдвижение на повышение.

Данная методика состоит из следующих этапов:

·деятельность разбивается на отдельные составляющие;

·определяется результативность каждого вида деятельности в баллах по шкале (например, от-10 до+10), и таким образом определяют степень успеха;

·составляются три списка работ: те работы, которые удается решить успешно, которые удаются от случая к случаю, и те, которые никогда не удаются;

·выносится заключительная комплексная оценка.

Оценка в самом общем виде заключает следующие четыре действия:

·выбор оцениваемых качеств, показателей деятельности работника;

·использование разных методов сбора информации;

·оценочная информация должна давать комплексное представление о человеке;

·сравнение реальных качеств сотрудника с требуемыми.

Изучаемые наборы качеств разрабатываются с учетом задач, выполняемых по должности. Обычно таких качеств набирается от 5 до 20.

Метод центров оценки

С помощью этого метода решаются две задачи:

·выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников)

·определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.

Испытание занимает различное время, так, например, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, для менеджера невысокого уровня - один день, для менеджеров среднего звена - два-три дня, чуть более для руководителей и управляющих высшего звена. Вот некоторые из используемых для оценки процедур:

Выполнение управленческих действий. За отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с некоторыми инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью.

Обсуждение проблем в небольшой группе. Эта процедура позволяет выявить умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40-50 минут) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах.

Принятие решений. Испытуемых разделяют на несколько групп (представители конкурирующих фирм). Моделируется работа фирм на протяжении нескольких лет (2-5лет). Каждый час считается одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами.

Разработка и представление проекта. Необходимо за 1 час разработать проект плана развития какого-то рода деятельности, который потом защищается перед экспертами.

Подготовка делового письма. Каждый испытуемый готовит деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание негативной информации и т.д. Действия оценивают эксперты.

Иногда практикуется и сравнение результатов экспертной оценки работника с его самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты такого сравнения могут быть очень показательными как для руководства, так и для самого работника.

Метод деловых игр

Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.

Метод оценки достижения целей (Метод управления посредством постановки целей)

Руководитель и подчиненный совместно определяют ключевые цели деятельности работника на определенный срок (год-полгода). Цели должны быть конкретными, достижимыми, но напряженными, иметь значение как для профессионального развития работника, так и для совершенствования деятельности организации. Устанавливаемые цели очерчивают сферу ответственности работника и круг его обязанностей на те конкретные сроки, которые необходимы для достижения намечаемого результата. Эти результаты должны быть измеримыми хотя бы в процентах. Оценка результатов производится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов.

Метод оценки на основе моделей компетентности

Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.


3 Нормативно-правовая база по социальному обслуживанию


Нормативно-правовое обеспечение системы регламентации труда состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пенсионного возраста и инвалидов» № 122 ФЗ от 02.08.95г., ФЗ № 122 от 22.08.2004г., «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признанием утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Псковской области «О социальном обслуживании населения в Псковской области», № 10-03 от 07.03.2006г., Постановлением Правительства Псковской области от 20.10.2005г. № 897-ПП «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Псковской области», Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принятое постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003г. № 327-ст), Уставом Центра, Положением, Правилами внутреннего трудового распорядка, иными федеральными законами, нормативными актами Правительства Псковской области, актами, имеющими юридическую силу на территории города Себежа, приказом директора ГОУ «ЦСОН» г.Себежа и другими локальными актами, непосредственно затрагивающими вопросы социального обслуживания.


Глава 2.Анализ выполняемых работ и оценка персонала


1Общая характеристика системы управления в ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского района


«Центр социального обслуживания» возглавляет директор центра, назначаемый Начальником ГГУ социальной защиты населения Псковской области. Директор несет полную ответственность за деятельность ЦСО в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Место нахождения Учреждения: Псковская область, г. Себеж, ул. Ленинская, д.51.

Деятельность Учреждения направлена па предоставление социальных услуг в соответствии с Перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания области.

Учреждение осуществляет:

  • мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
  • выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социально поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичное (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
  • оказание гражданам социальных, социально - бытовых, психологических, консультативных услуг и иной помощи;
  • социальную реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов:
  • социальную реабилитацию детей - инвалидов;
  • оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и защите их прав;
  • привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организации и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержек населению и координацию их деятельности в этом направлении;
  • внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке местных социально - экономических условий;
  • - проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Учреждения
  • Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
  • производство отдельных видов товаров народного потребления;
  • осуществление отдельных видов хозяйственно-бытового обслуживания:
  • автотранспортные услуги.

«Центром социального обслуживания» предоставляются социальные гарантируемые услуги:

·бесплатно (если душевой доход граждан ниже величины прожиточного минимума);

·размер оплаты социальных услуг на условиях частичной оплаты составляет 50 % от стоимости услуг, рассчитанной исходя из тарифов на социальные услуги;

·на условиях полной оплаты (если доход граждан выше величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в области).

Решение об условиях оказания социальных услуг и оплаты принимается на основании предъявленных гражданами документов и справок о доходах семьи с составлением в письменном виде договора.

Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение «Центра социального обслуживания» для реализации уставных задач и учитываются на отдельном балансе.

Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет «Центра социального обслуживания» и направляются для осуществления реализации уставных задач.

·граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

·участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла, вдовы матери погибших военнослужащих, бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей;

·одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров;

·лица, подвергшиеся политическим репрессиям и реабилитированные;

·зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

·лица, подвергшиеся радиационным заражением;

·дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей;

·дети из семей «группы риска»;

·безработные взрослые и подростки;

·лица, вернувшиеся из мест лишения свободы или специализированных учебно-воспитательных учреждений;

·лица без определенного места жительства и занятий;

·малообеспеченные неполные и многодетные семьи;

·молодые семьи;

·семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации.

Основными задачами «Центра социального обслуживания» являются:

·выполнение программ, графиков и др. мероприятий по социальной поддержке населения;

·выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании совместно с органами здравоохранения, образования, миграционной службы, ветеранскими организациями, обществами инвалидов, религиозными организациями и объединениями и т.д.;

·внедрение в практику новых форм социального обслуживания;

·оказание гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических, оздоровительных услуг, материальной и натуральной помощи разового и периодического характера при соблюдении принципов гуманности, адресности, конфиденциальности предоставления;

·социальный патронаж семьи и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержки;

·участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;

·осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников «Центра социального обслуживания».

Структура управления ЦСО - организация всех подразделений, т.е. определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника. Основной задачей здесь является повышение уровня работы ЦСО. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, содействии в организации ритуальных услуг). При желании клиент может расширить перечень и количество услуг на платной основе, которые определены положением «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому в ЦСО» независимо от среднедушевого дохода. Средства, поступающие от оплаты, зачисляются на счет ЦСО и направляются на реализацию уставных задач.

ЦСО является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города Пыталово организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Центр включает в себя аппарат центра и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора центра по согласованию с органами социальной защиты населения города Пыталово и Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области.

На рисунке 1 представлена организационная структура ГКУСО «ЦСО».

Структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору центра. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений центра являются:

выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах;

оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи;

содействие в активизации у граждан, обслуживаемых центром, возможностей самореализации своих потребностей;

осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных законодательством.

Каждое структурное подразделение центра возглавляет заведующий, назначаемый директором центра. Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется директором центра.

Директор центра назначается распоряжением начальника Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

Директор действует на основании Устава, осуществляет текущее руководство деятельности центра, согласовывая с трудовым коллективом в случаях указанных в законодательстве.

Директор, по вопросам, отнесенным к его компетенции, действует на принципах единоначалия.


Рисунок 1. Организационная структура ГКУСО «ЦСО»


Директор выполняет следующие постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Центра:

·организация выполнения программ договорных и иных обязательств, принятых Центром;

·материально-техническое обеспечение деятельности Центра;

·реализация (сбыт) выполненных работ, услуг;

·юридическое, экономическое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Центра;

·обеспечение учета и сохранности документов по личному составу, а так же своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке.

Директор действует от имени центра, представляет его интересы в государственных органах предприятий, учреждениях, организаций, распоряжается имуществом центра, заключает договоры, выдает доверенности, открывает расчетные счета, утверждает штат по согласованию с Управлением социальной защиты населения, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания обязательных для всех работников Центра.

Назначение и освобождение должностей главного бухгалтера и заместителя директора согласовывается с начальника Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

Общая численность сотрудников ГКУСО «ЦСО» составляет 45 человек.


Рисунок 2. «Характеристика состава персонала ГКУСО «ЦСО» по стажу работы».


Результаты анализа численности персонала, показывают, что состав работников в течение трех отчетных периодов значительно не изменился, не считая 2010 года, где было больше всего работников от 10 до 20 лет стажа.


Рисунок 6. «Характеристика персонала ГКУСО «ЦСО» по возрасту»


Основной возраст персонала от 40 до 45 лет и от 50-55 лет. Молодых специалистов мало, т.к. их не привлекает низкая заработная плата.


Рисунок 5. «Характеристика персонала ГКУСО «ЦСО» по полу»


Большая часть сотрудников женщины. Возможно, это связано с тем, что работа не содержит тяжелых физических нагрузок и в основном заключается в составлении документации, а также с низкой заработной платой.


2.2 Анализ выполняемых работ и оценка персонала на примере социального обслуживания одиноких пожилых граждан


Основной целью деятельности отделения является содействие в реализации прав граждан старшего возраста на социальное обслуживание, улучшение социально-экономических условий их жизни, осуществление комплекса адресных своевременных мер по их социальной адаптации.

В Себежском районе социальная защита малоимущих слоев населения, в том числе и одиноких пожилых людей осуществляется Центром социального обслуживания населения. Центр социального обслуживания населения обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых одиноких граждан. Основными формами социального обслуживания одиноких пожилых граждан являются.

Отделение социального обслуживания на дому.

Отделение социальной службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной формой.

Отеделение срочного социального обслуживания.

Отдел социально-бытового обслуживания на дому в сельской местности.

К основным видам деятельности центра можно отнести:

выявление и дифференцированный учет пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, определение ее необходимых видов,

оказание гражданам необходимой помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в социальной поддержке, срочном социальном обслуживании,

создание банка данных, включающего информацию об условиях проживания пожилых людей и услугах, в которых они нуждаются,

предоставление культурно-бытовых, юридических, медицинских и психологических услуг, организация питания и трудовой деятельности (для желающих) пожилых людей,

социальный патронаж одиноких пожилых людей,

привлечение государственных и негосударственных структур к организации гуманитарной и срочной социальной помощи.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что социальное обслуживание одиноких пожилых граждан осуществляется большим перечнем социальных услуг. Социальные услуги можно подразделить на:

·Срочные

·Краткосрочные

·Долгосрочные.

Срочные социальные услуги предоставляются Отделением срочного социального обслуживания, гражданам остро нуждающимся в неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. В центре в 2013 году в отделение срочного социального обслуживания обратилось 215 человек, это граждане пожилого возраста. Из числа обратившихся почти все получили ту или иную помощь. Обратившимся малоимущим пожилым выдавались продовольственные наборы, вещевая помощь, пользовались спросом предметы пункта проката. В отделении срочного социального обслуживания имеется книга жалоб и предложений, из которой можно сделать вывод, что отделение получает только добрые отзывы и пожелания, граждане выражают свою благодарность администрации службы. Недовольств никто не проявлял.

Так что Отделение срочного социального обслуживания на сегодняшний день является одним из незаменимых видов помощи в структуре Центра социального обслуживания.

Краткосрочные услуги предоставлялись отделением социальной службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной формой. Силами бригады произведено обслуживание по 150 заявлениям от одиноких пожилых граждан.

Эта форма социального обслуживания пользуется спросом у клиентов проживающих в основном в домах частного сектора. Силами бригады производились услуги разовые, по очистке снега, побелке в доме, производился ремонт жилья и.др. услуги.

По итогам исследования можно сделать вывод, что социальное обслуживание одиноких пожилых граждан на дому можно поставить на первое место. Эта форма социального обслуживания осуществляет предоставление социальных услуг, которые носят долгосрочный характер от 6 месяцев и более. В наше время это один из видов социального обслуживания, главная цель которого продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. В 2012 году отделением социального обслуживания на дому обслуживалось 240 человек из них 91 человек обслуживался из сельской местности. По результатам проведенного опроса среди обслуживаемых пожилых граждан на дому получились неплохие результаты.

Пожилые люди высказывая свое мнение о качестве предоставления услуг в основном выражают благодарность в адрес службы социального обслуживания.

Главным показателем эффективности работы является количество обслуживаемых пожилых граждан и качество предоставленных услуг.

Оценка эффективности работы по социальному обслуживанию пожилых граждан в нашем случае проводилась с помощью опроса пожилых граждан с посещением их на дому, а также анализом отчетности предоставляемой социальными работниками в центр социального обслуживания населения.

Целью исследования эффективности работы службы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, является выявление отношения пожилого человека к социальной службе и социальному работнику, оказывающему всяческую помощь своему подопечному.

Для достижения поставленной цели по специально разработанной анкете был произведен опрос клиентов пожилого возраста, что необходимо для конкретизации социального обслуживания и уяснения их социальных нужд. Удовлетворение первоочередных потребностей пожилых граждан должно быть приоритетным направлением социальных служб.

В результате опроса можно сделать следующий вывод об отношении пожилых людей к службе социального обслуживания, наиболее выраженными являются следующие моменты:

Активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от чужих, посторонних людей.

Явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей.

Недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми они непосредственно общаются.

Социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить особенности взаимодействия обслуживаемого пожилого человека с закрепленным за ним социальным работником. После выборочного опроса обслуживаемых пожилых граждан и проведенного анализа, следует, что большинство обслуживаемых пожилых граждан довольны в предоставляемых им социальных услугах.

Пожилые люди, несмотря на психологические особенности их возраста, с пониманием и благодарностью относятся к социальной службе, несмотря на то, что их основные проблемы -одиночество, низкое качество предоставляемого медицинского обслуживания, плохое материальное положение.

В то же время, отношения только одной стороны- пожилых клиентов и деятельности специалистов социальных служб было бы недостаточно для того, чтобы адекватно оценить эффективность работы центра социального обслуживания населения города Себеж.

Поэтому по специально разработанной анкете произведено письменное анкетирование специалистов по социальной работе с целью определения их мотивации деятельности и отношения к собственной профессии (Приложение № 1) . Анкетирование представлено 10 работниками по социальному обслуживанию пожилых граждан.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений.

Анкетирование социальных работников занятых обслуживанием пожилых граждан дает информацию о социальных работниках, как о качественных сотрудниках. Результаты анкетирования позволяют составить анализ работы по обслуживанию пожилых граждан в целом, дает представление о самооценке социальных работников. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод об успешности поставленной работы с кадрами. Что является наиболее важным критерием для развития службы по оказанию социальных услуг пожилым одиноким гражданам проживающим как в городе, так и в сельской местности. Тем не менее, установлено недовольство низкой оплаты труда, отсутствием транспортных средств при службе по обслуживанию граждан пожилого возраста, в сельской местности да и в городе, психологические проблемы, связанные с нереализованными потребностями психоэмоциональной нагрузки.

Таким образом, необходимо учитывать и состояние здоровья самих специалистов по оказанию социального обслуживания пожилых граждан. Проводить с ними беседы о риске профессиональных заболеваний, проводить консультации, аутотренинги (медитацию), как защитить от стрессовой ситуации, как избегать и правильно вести себя при конфликтных ситуациях с обслуживаемыми клиентами.

Прежде всего при работе с пожилыми людьми социальный работник должен соблюдать этический кодекс, принципы поведения и деятельности.

Специалисту по социальному обслуживанию пожилых людей должны быть присущи следующие личностные качества:

интеллектуальные (прогностичность, рассудительность, пластичность, сообразительность, дальновидность);

волевые (принципиальность, решительность, настойчивость, требовательность);

организаторские (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, гражданственность, самостоятельность, уверенность в себе, работоспособность);

моральные (справедливость, вежливость, деликатность, доброжелательность, уравновешенность, уважение к людям, оптимистичность);

коммуникативные (общительность, коммуникабельность, совместимость, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать).

И так, оценка эффективности работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста производится по двум направлениям, с точки зрения пожилых-клиентов служб и с точки зрения специалистов по социальному обслуживанию клиентов. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что социальной работе с одинокими пожилыми людьми можно дать положительную оценку, служба социального обслуживания востребована пожилыми людьми и работает эффективно по удовлетворению социальных услуг одиноких пожилых людей.

Но наряду с положительными оценками работы службы социального обслуживания имеется и ряд недостатков.

Современная социально-демографическая ситуация как в Псковской области, так и в городе Себеж характеризуется постоянным возрастанием численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке -одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста. Спектр социальных услуг, востребованных населением Псковской области постоянно расширяется.

Существующая в настоящее время система учреждений социального обслуживания населения не может удовлетворить возрастающий спрос на социальные услуги.

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что в большинстве случаев благодаря заявительному принципу оказания помощи в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы эту помощь принять. При этом граждане, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения, на получение социальной помощи рассчитывать не могут. Можно сделать вывод, что деятельность службы социального обслуживания населения направлена на решение уже имеющихся у граждан социальных проблем, при этом вопросы профилактической направленности разрабатываются недостаточно. В то же время предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций требует гораздо меньших затрат и более эффективно, чем их преодоление.

Невысокий уровень заработной платы сотрудников учреждений социального обслуживания населения является причиной формирования у значительной части работников негативного отношений к труду, вознаграждение за который не может удовлетворить насущные потребности. У руководства учреждения отсутствуют возможности повышения заинтересованности сотрудников в результатах своего труда.

В результате можно сделать вывод, что деятельность всех отделений и отделов «Центра социального обслуживания населения» направлена на осуществление мероприятий по реализации ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 22.08.1995г. (с изменениями и дополнениями), с целью оказания социально-медицинского, социально-бытового, социально-психологического обслуживания граждан пожилого возраста, этим самым оказывая реальную помощь людям в трудной жизненной ситуации.


3 Основные проблемы, связанные с выполнения работ и оценки персонала в ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского райнона и предложения по решению данных проблем


ПроблемаСодержание проблемыПредложения решения проблем1.Отдаленность центров социального обслуживания.Пожилые люди по состоянию здоровья, не в силах посещать центры социального обслуживания.Активнее внедрять эффективные социальные технологии (мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в отдалённых деревнях, выездные социальные дни);2. Нехватка рабочих кадров в селах.Минимальное количество условий обучения в социальной сфере жителей сел.Содействие дистанционному обучению социальных работников села.3.Низкая заработная плата социальных работников.Минимальная оплата труда.Привлечение волонтёров в работу с людьми


Заключение


В заключении можно сделать вывод, что конкретные задачи, поставленные в курсовой работе, были рассмотрены и проанализированы.

Изучив правовые нормативные документы можно сделать вывод о целенаправленной политике государства. Российским правительством предпринимаются конкретные меры для улучшения жизни нуждающихся в социальном обслуживании людей.

Социальное обслуживание граждан в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание как объект системного обоснования и комплексного развития не может рассматриваться вне международного опыта и национальных традиций.

Виды социальных услуг людям предоставлены открытым перечнем, который может изменяться в зависимости от жизненной ситуации.

При исследовании работы ГКУСО «Центр социального обслуживания» Себежского райнона можно сделать вывод, что работа учреждения направлена на поддержание уровня жизни граждан, в том числе и пожилых.

В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей -которые находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытового обслуживания и кончая психологической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

Подводя итог вышесказанному, происходящий в нашей стране процесс кардинального изменения, как в политической, так и в экономической области требует создания принципиально новой системы социального обслуживания и обеспечения социальной реабилитации, социального попечительства и помощи людям.

Список используемой литературы


1.Конституция РФ

2.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

.Закон Псковской области «О социальном обслуживании населения в Псковской области», № 10-03 от 07.03.2012г.

.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принятое постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003г. № 327-ст)

.Гехт И.А. О совершенствовании медико-социальной помощи престарелым лицам / И.А.Гехт. - : И. Здоровье., 1992. - 141 с.

6.. Павленюк П.Д. Основы социальной работы / П.Д.Павленюк. - М. : Инфра, 1997. - 368 с.

.Павленюк П.Д Теория, история и методика социальной работы / П.Д.Павленюк. -М. : Инфра, 2006. - 556 с.

8.21. Курбатов В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. - Д. : Феникс, 1999. - 576 с.

9.Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Л.Кибанова. - М.: ИНФРА-М,. - 512 с., с.136

10.www.pskov.ru


Приложение 1


Анкета для социального работника

Ваш домашний адрес.

Ваш пол: муж. жен (подчеркнуть).

Ваш возраст.

Ваше образование.

Ваша основная профессия.

Необходимо ли Вам для более успешного выполнения Ваших обязанностей дополнительное образование? Да. Нет (нужное подчеркнуть)

Нравится ли вам ваша работа

нравится

скорее нравится, чем не нравится

не могу сказать

скорее не нравится

не нравится.

Бывают ли ситуации, в которых Вы испытываете особенно глубокую удовлетворенность своим трудом?

очень мало или почти нет

достаточно мало

не мало но и не много

Бывают ли у Вас трудности и неприятности на работе?

достаточно часто

нечасто, но и не редко

достаточно редко

очень редко

Связаны ли эти неприятности и трудности с тем, что Ваша работа:

тяжелая физически

тяжела психологически

низкооплачиваемая

плохие условия труда

плохие отношения в коллективе

трудности общения с пожилыми

Сколько пожилых граждан Вы обслуживаете?

из них на постельном режиме____

Сколько пожилых граждан Вы обслуживаете за день?

Из обслуживаемых граждан сколько человек Вы посещаете:

раза в неделю

4 раза в неделю

ежедневно.

Как много времени Вы бываете у обслуживаемых вами граждан?

Пока не сделаете все что нужно.

Пользуетесь ли Вы служебным автотранспортом?

Бывают ли случаи, когда Вы настолько увлеклись работой, что не замечаете как проходит время?

Очень редко или совсем нет

Достаточно редко

Не редко, но и не часто

Достаточно часто

Очень часто

Как часто Вы задумываетесь над социальной полезностью Вашего труда, его значимостью для других?

Очень редко или совсем нет

Достаточно редко

Не редко, но и не часто

Достаточно часто

Очень часто

Хотели бы Вы сменить свою работу?

Затрудняюсь ответить

Что помогает Вам в Вашей работе?

Профессиональные знания

Личные качества

Сознание значимости выполняемого дела

Чувство сострадания милосердия

Что мешает Вам в Вашей работе?

Плохая организация труда

Недостаточная квалификация

Мало знаний о пожилых людях

Плохие условия труда

Сложность в общении с пожилыми людьми

Как Вы оцениваете эффективность своей работы?

Удовлетворительная

Практический опыт управления персоналом был рассмотрен на примере Комплексного центра социального обслуживания Ленинского района.

В исследовании были применены следующие методы сбора информации: анализ документов (были изучены положение о направлениях деятельности Центра, положения о подразделениях организации, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, положение по оплате и стимулированию труда); интервью (была проведена слабоструктурированная беседа со специалистом отдела кадров КЦСОН).

Анализ документов был выбран, потому что в документах организации систематизирована информация о направлениях деятельности Центра и его структурных подразделений, о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, об обязанностях, правах и ответственностях по каждой должности.

Проведение интервью же было обусловлено тем, что в организации не существуют документы, регламентирующие выполнение основных процедур кадровой работы, таких как отбор, подбор, адаптация, формирование кадрового резерва, обучение персонала. Интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходило в виде свободной беседы со специалистом отдела кадров на тему существующей в Центре кадровой работы, в ходе которого получена очень подробная информация о процедурах, проводимых в рамках этой работы, об отношении самого специалиста отдела кадров к качеству проведения этих процедур. Запись ответов производилась механически.

Проанализировав положение о направлениях деятельности Центра можно сказать, что:

Центр представляет собой юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счета, бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.

Основными направлениями деятельности МУ «КЦСОН» Ленинского района являются:

Оказание социально-бытовых, социально-медицинских услуг на дому пенсионерам, инвалидам 1, 2 группы, частично утратившим способность к самообслуживанию;

Оказание различных видов срочной социальной помощи гражданам района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Проведение реабилитационных мероприятий для инвалидов - взрослых и детей, согласно индивидуальных программ реабилитации;

Оказание отдельных видов услуг - транспортных, услуг социально-бытового и социально-медицинского характера, консультаций и разъяснений жителям района, обратившимся в Центр и его филиалы за помощью;

Осуществление комплекса мероприятий по проблемам семьи, материнства и детства;

Профилактика и предупреждение социальных отклонений - безнадзорности, правонарушений и др. в поведении несовершеннолетних детей и подростков, осуществление социального патронажа семей «группы риска»;

Привлечение к сотрудничеству государственных, общественных и других предприятий и организаций на договорной основе.

В настоящее время в Центре работают 19 структурных подразделений, занимающихся решением проблем социально-незащищенных категорий граждан Ленинского района. В их числе:

Надомная работа, включающая в себя 14 отделений обслуживания на дому, два из которых - специализированные (ОСП);

Отделение срочного социального обслуживания;

Отделение социальной реабилитации инвалидов;

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

Организационно-методическое отделение;

Отделение по профилактике безнадзорности детей и подростков.

Краткая характеристика некоторых отделений Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района, основанная на анализе положений о подразделениях Центра:

1. Специализированное отделение социально - медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Основной целью данного отделения является предоставление необходимых социально - бытовых услуг, доврачебной медицинской помощи, медицинских услуг пенсионерам и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, инвалидностью или страдающим тяжелыми заболеваниями, бесплатно, в условиях частичной или полной оплаты.

Основными задачами являются:

1. выявление и учет лиц из числа пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в специализированном обслуживании;

2. заключение договоров о зачислении на специализированное обслуживание бесплатно, в условиях частичной или полной оплаты производится заместителем директора центра, на основании заявления, медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально - бытового обследования, справки о размере среднедушевого дохода с учетом льготных категорий;

3. оказание пенсионерам и инвалидам квалифицированного общего ухода, социально - бытовой и доврачебной помощи, санитарно - медицинских процедур на дому;

4. систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;

5. оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;

6. обучение родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больным;

7. ведение учета всех видов социальной помощи, оказываемых гражданам;

8. внедрение в практику новых форм обслуживания населения в вопросах оказания социальной помощи;

9. использование положительного опыта различных Муниципальных учреждений «комплексных центров социального обслуживания населения» города, а также достижений отечественной и зарубежной практики в области социальной защиты.

2. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков Основные задачи отделения являются:

1. своевременное выявление и устранение неблагоприятных дезадаптирующих воздействий окружения, внешней среды общения и пр.;

2. профилактика и предупреждение социальных отклонений безнадзорности правонарушений и антиобщественных действий в поведении несовершеннолетних детей, преодоление их социальной дезадаптивности;

3. выполнение конкретных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетних детей и семей «группы риска» разработанных специалистами отделения психолого-педагогической помощи семье и детям утвержденных Социальным Советом Комплексного центра социального обслуживания населения;

4. оказание семье и несовершеннолетним детям, проживающим на территории района и находящихся в кризисном положении содействия в получении материальной, а так же квалифицированной социально - правовой и психолого-педагогической помощи, направленных на повышение экономического уровня семьи, на формирование общей нравственной и психологической культуры, на установление гармоничных внутрисемейных отношений;

5. обеспечение защиты прав и законных интересов семьи и несовершеннолетних детей.

Деятельность отделения основывается на принципах:

· законности, добровольности;

· доступности;

· конфиденциальности;

· адресности и индивидуальности подхода;

· гуманности и доброжелательности.

3. Отделение срочного социального обслуживания

Основной целью отделения является - оптимальная организация адресной социальной помощи (с учетом приоритетных направлений политики социальной защиты) гражданам, постоянно или временно проживающих на территории района и находящихся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти сами, а именно:

· одиноким гражданам, одиноким супружеским парам пенсионного возраста, одиноким пенсионерам - инвалидам, если среднедушевой доход этих граждан ниже областного бюджета прожиточного минимума, установленного на момент обращения за помощью;

· семьям без несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией;

· дезадаптивным одиноким гражданам;

· гражданам инвалидам без несовершеннолетних детей среднедушевой доход этих граждан ниже областного бюджета прожиточного минимума, установленного на момент обращения за помощью;

· взрослым инвалидам - одиноким и семейным, а также детям - инвалидам, нуждающихся в технических средствах реабилитации.

Основные задачи деятельности отделения:

1. плановая разработка и осуществление конкретных комплексных мероприятий по организации предоставления различных видов социальной помощи всем категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

2. содействие привлечению внебюджетных средств, осуществление мероприятий по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки нуждающихся граждан;

3. принятие оперативных решений по вопросам обращения граждан, попавших в экстремальные ситуации;

4. ведение учета всех видов социальной помощи, оказанной состоящим на учете в Муниципальном учреждении «Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района»;

5. внедрение в практику новых форм обслуживания населения в вопросах оказания социальной помощи;

6. использование положительного опыта различных Муниципальных учреждений «комплексных центров социального обслуживания населения» города, а также достижений отечественной и зарубежной практики в области социальной защиты

5. Организационно-методическое отделение

Цели: 1) оказание организационно-методической, информационной и практической помощи специалистам всех структурных подразделений КЦСОН, направленной на улучшение организации работы по обслуживанию обращающихся граждан и повышение качества предоставляемых услуг;

2) изучение и обобщение, систематизация и внедрение в практику инновационных технологий социальной работы со всеми категориями граждан, обслуживаемых КЦСОН;

3) проведение анализа и прогнозирование социальных процессов на территории обслуживания Центром, выработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения района.

Основные направления деятельности:

· по вопросам изучения и обобщения, систематизации и внедрения в практику инновационных технологий социальной работы со всеми категориями граждан, обслуживаемых КЦСОН;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» граждан и семей категорий «малообеспеченные», «льготные» Ленинского района, оказавшихся в ТЖС и состоящих на учёте в МУ КЦСОН;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» семей с детьми-инвалидами Ленинского района;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» инвалидов трудоспособного возраста и пенсионного возраста Ленинского района;

· по координации работы всех служб и учреждений района в вопросах реализации ИПР инвалидов - взрослых и детей;

· по проблемам семьи, материнства и детства;

· по проведению анализа и прогнозированию социальных процессов на территории обслуживания Центром, выработке предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения района;

· по организации учебной, просветительской, культурно-досуговой работы социальных работников, специалистов Центра;

· по взаимодействию с общественными организациями и объединениями в вопросах оказания различных видов социальной поддержки гражданам Ленинского района, а также по вопросам организации, проведения, информирования жителей района о мероприятиях социального плана;

· по осуществлению социального мониторинга на территории обслуживания Центром с целью проведения анализа и прогнозирования социальных процессов в районе с целью выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты района;

· по привлечению внебюджетных средств, осуществлению мероприятий по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных образований, благотворительных и религиозных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки гражданам и семьям, оказавшимся в ТЖС.

Исходя из анализа должностных инструкций, можно отметить, что Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство его деятельностью на основе единоначалия.

В должностные обязанности директора входит:

Обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;

Организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников.

Вся финансово-экономическая документация Центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.

Заместители директора по социальной работе отвечают за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями Центра.

Функции заместителей директора по хозяйственным вопросам заключаются в обеспечении Центра всем необходимым для производственной деятельности.

Отдел кадров играет важную роль при организации работы по обеспечению отбора, подбора, расстановки персонала, формировании стабильно работающего коллектива, создании кадрового резерва, составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор Центра.

Центр имеет следующую организационную структуру (Приложение E).

Схема имеет линейно-функциональный вид.

Проанализировав штатное расписание и журнал учета сотрудников можно выделить следующие характеристики.

Характеристика кадрового состава КЦСОН по категориям.

Общая численность сотрудников Центра на 30 сентября 2010 года штатным расписанием утверждена в количестве 368 ставок, из них занято - 338 ставок, фактически работают 282 человека. На каждого из социальных работников приходится по 1,5 ставки.

Диаграмма 1. Распределение работников по категориям

Из диаграммы видно, что из всего персонала подавляющее большинство - социальные работники и специалисты по социальной работе, значит, именно на них направлена основная кадровая работа Центра.

Характеристика кадрового состава Центра по образованию.

Среди социальных работников и специалистов по социальной работе с образованием по специальности «социальная работа» в Центре работают всего 15%. Чаще переходят на социальную работу специалисты из педагогической сферы, а также обладатели технических рабочих специальностей, средние медицинские работники, количество таких работников составляет 85%. На сегодняшний день 9 человек (около 3% работающих), являются студентами - заочниками различных ВУЗов (НГТУ, НГПУ, СибАГС, Мед. Академия), где получают образование по специальности «социальная работа».

Распределение работников по образованию представлено в таблице 3 и на диаграмме 2.

Таблица 3. Распределение работников по образованию

Поскольку, большинство социальных работников не имеют профессиональной подготовки, да и выполняемые функции для них совершенно новы, необходимо организовывать подготовку кадров. Несколько лет такая подготовка осуществлялась, но все курсы закрылись, а те которые существуют достаточно дорогостоящие, Центр не может их себе позволить.


Диаграмма 2. Распределение работников по образованию

Характеристика кадрового состава КЦСОН по полу.

В Центре преимущественно работают женщины, как в управленческом аппарате, так и в структурных подразделениях. Мужчины работают только в качестве обслуживающего персонала Комплексного центра социального обслуживания населения, например электрики, сантехники, механики, водители и др., за исключением директора центра.

Распределение работников по полу представлено в таблице 4 и на диаграмме 3.

Таблица 4. Распределение работников по полу

Необходимо отметить, что все социальные работники и специалисты по социальной работе в Центре - это женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, сочувствия, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Диаграмме 3. Распределение работников по полу

Характеристика кадрового состава Центра по возрасту

Заметное нарушение в возрастной структуре персонала может негативно повлиять на психосоциологический климат в коллективе организации и создать серьезные проблемы. Высокая доля немолодых людей в составе персонала снижает восприимчивость к инновациям и в долгосрочном периоде ведет к сокращению объема оказываемых услуг, однако, наличие в коллективе опытных специалистов создает атмосферу стабильности и уверенности в будущем, как организации, так и работников независимо от их возраста.

Распределение работников по возрасту представлено в таблице 5 и на диаграмме 4.

Таблица 5. Распределение работников по возрасту


Диаграмма 4. Распределение работников по возрасту

По возрастным характеристикам самыми большими группами являются группы предпенсионного (65% - женщины от 41 до 54 лет) и пенсионного возраста (22% - женщины от 55-66 лет). Это объясняется тем, что в таком возрасте трудно устроиться на работу по специальности, а для пенсионеров работа социальными работниками - это своего рода добавка к пенсии. Женщины среднего возраста (от 31 до 40 лет) либо имеют соответствующее образование, позволяющее им выполнять обязанности социального работника, либо имеют призвание для этой непростой работы. Самая же малочисленная группа (от 20 до 30 лет) - это либо студенты-заочники, либо молодые специалисты, которые, получив опыт работы в Центре, уходят на более высокооплачиваемую работу, что является значительной проблемой перспективного развития кадрового потенциала.

Характеристика кадрового состава Центра по стажу.

На сегодняшний день можно проследить, что в центре более половины сотрудников работает свыше 5 лет, стаж 1/3 рабочих более 10 лет. Распределение рабочих по стажу приведено в таблице 6 и на диаграмме 5.

Таблица 6. Распределение работников по стажу


Диаграмма 5. Распределение работников по стажу

Стабильность кадрового состава объясняется возрастом сотрудников: 20% работников пенсионного возраста, 65% - предпенсионного возраста. Молодые специалисты же в Центре надолго не задерживаются.

За 9 месяцев 2010 г. было принято - 70 новых сотрудников, уволилось 74 человека (сравнительно динамика занятости и текучести кадров за 5 лет приведена в таблице 7).

Таблица 7. Динамика текучести кадров в МУ КЦСОН за 5 лет

Для анализа движения персонала организации используется система показателей, характеризующая интенсивность оборота кадров и детализирующая особенности этого оборота. Одним из этих показателей является коэффициент текучести:

Коэффициент текучести

где Кт - коэффициент текучести, %;

Т тек - численность выбывших за год работников по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и другим причинам, невызванным производственной или общегосударственной потребностью, человек.

Т - среднесписочная численность работников за год, человек.

С 2006 по 2008 год заметен спад текучести персонала. Это объясняется тем, что в эти года работали молодые специалисты. В 2009 же году возник рост текучести, так как много специалистов ушли на более высокооплачиваемую работу, на конец 2010 года предполагается та же динамика. Идет стремительное старение коллектива, существует огромная потребность в молодых специалистах.

Подобные документы

    дипломная работа, добавлен 18.01.2014

    Понятия, значения, сущность форм социального обслуживания инвалидов. Анализ социального обслуживания инвалидов на примере комплексного центра социального обслуживания населения. Удовлетворение потребностей инвалидов. Порядок предоставления гарантий.

    дипломная работа, добавлен 05.03.2018

    Социальная политика государства по поддержке граждан пожилого возраста. Социальные проблемы лиц пожилого возраста, особенности деятельности социальных работников в социальных учреждениях и на дому. Модель центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа, добавлен 31.03.2012

    Общая характеристика и законодательная база деятельности Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания "Приморский центр социального обслуживания" г. Находка. Координирование социальной работы с гражданами и их семьями.

    отчет по практике, добавлен 12.04.2018

    Устав муниципального учреждения социальной защиты населения. Акты, регламентирующие его деятельность. Направления социального обслуживания граждан. Категории и группы населения, нуждающиеся в помощи. Порядок предоставления государственной поддержки.

    отчет по практике, добавлен 16.12.2015

    Одинокие пожилые люди как объект социальной работы, анализ их проблем. Социальное обслуживание на дому как разновидность специфической социальной деятельности, особенности его реализации в отношении одиноких пожилых людей. Требования к персоналу.

    курсовая работа, добавлен 25.10.2010

    Изучение требований к работе учреждений социального обслуживания. Анализ открытости учреждения, которая рассматривается в трех плоскостях: сотрудничества с обществом, клиентами и сотрудниками. Исследование направлений социального обслуживания интерната.

    статья, добавлен 18.03.2018

    Сущность, цели, задачи и основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации. Система государственных и муниципальных социальных служб как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации в обществе.

    реферат, добавлен 19.02.2012

    Общая характеристика сферы социальной работы, ее задачи. Особенности системы социального обслуживания населения в России, специфика ее структуры, источников финансирования и значение некоторых видов помощи. Анализ основных методов данной деятельности.

    реферат, добавлен 26.07.2010

    Анализ основных направлений деятельности отдела социальной защиты населения Территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района. Специфика планирования деятельности. Порядок представления основных социальных льгот и выплат.

ОТЧЕТ

о работе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Краснотуранского района»

за 2014 год.

За 2014г. оказано 316629 социальных услуг 7157 гражданам.

Социальные услуги на дому получили 498 пожилых граждан и инвалидов,

Социальные услуги в стационарных условиях получили 23 человека,

Социальные услуги в полустационарных условиях получили 545 граждан,

Цель деятельности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Краснотуранского района» (далее - МБУ КЦСОН) - социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, других граждан, имеющих право на социальное обслуживание.

Категории обслуживаемых граждан: граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью потерявшие способность к самообслуживанию; инвалиды первой, второй, третьей групп, дети-инвалиды; граждане, попавшие в трудную жизненную и кризисную ситуацию, граждане категории БОМЖ, граждане, вернувшиеся из пенитенциарных заведений.

Направления деятельности МБУ КЦСОН:

  • социальная реабилитация инвалидов в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалидов (далее - ИПР), в том числе детей-инвалидов;
  • социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами (в нестационарных и стационарных условиях);
  • социальная работа с гражданами, находящимися в сложной жизненной ситуации, с социально-дезадаптированными гражданами: участниками боевых действий, гражданами без определенного места жительства, гражданами, вернувшимися из пенитенциарных заведений и др.;
  • консультативная работа с населением: социальное консультирование, оказание социально-правовой и юридической помощи населению

В соответствии с постановлением администрации Краснотуранского района № 183-п от 29.03.2011г МБУ КЦСОН утверждено муниципальное задание. Исполнение муниципального задания по показателю, характеризующему качество муниципальной услуги, в целом по учреждению составил 100% Показатель, характеризующий объем муниципальной услуги (в натуральных показателях) в целом составил 109%. Выполнение муниципального задания по оказанию социальных услуг составило 105%

Приоритетное направление работы учреждения в 2014 г - реализация муниципальной программы «Система социальной защиты населения Краснотуранского района на 2014-2016 годы», подпрограммы «Повышение качества и доступности социальных услуг населению» - в том числе. Его реализация дала возможность повысить качество жизни более 1500 гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Социальная реабилитация инвалидов.

В Краснотуранском районе проживает (по данным социального паспорта на 01.01.2014г.) проживает 1197 инвалидов «старше 18 лет» и 76 семей с детьми-инвалидами, в них 84 ребенка-инвалида. Для решения главной задачи МБУ КЦСОН в отношении инвалидов - содействия в восстановлении личностных ресурсов или их компенсации, применяется интегративная технология социальной работы - социальная реабилитация.

Проведено 5 заседаний клубов - «Нимфа» (инвалиды старше 18 лет), 4 заседания клуба «Эдельвейс» (для семей с детьми-инвалидами), 5 заседаний туристического клуба «Горизонт».

В рамках работы «Школы для родителей» проведены 7 занятий по обучению родителей организации и проведении реабилитационных занятий с детьми в домашних условиях. В селах Белоярск, Александровка, Восточное, Диссос, Новая-Сыда, Саянск, Моисеевка проведены обучающие занятия по изготовлению и использованию развивающих пособий.

На базе отделения реабилитации инвалидов реализуются локальные социальные развивающие программы для детей-инвалидов «Уроки здоровья», «Театр-творчество-дети», «Терапия искусством», работает театральный кружок «Лицедеи», фольклорный кружок «Потеха», студия «Волшебный сундучок», изостудия «Палитра».

За отчетный период были внедрены в деятельность отделения новые социальные технологии: методы и методики домашнего визитирования и удаленного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Для специалистов - субъектов процесса социальной реабилитации инвалидов была организована и проведена стажировочная площадка «Основные направления и практика социо-культурной реабилитации молодых инвалидов».

Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами (в стационарных и нестационарных условиях).

В Краснотуранском районе проживает (по данным социального паспорта на 01.01.2014 г.) 3749 пенсионеров по возрасту и 1197 инвалидов «старше 18 лет».

В стационарных условиях - в отделении временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов «Веста-2» были созданы условия для проживания и социальной реабилитации 23 граждан престарелого возраста и инвалида, частично или полностью потерявших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

За 2014г. социальным обслуживанием на дому было охвачено 498 человек (372 пенсионера, 124 инвалида), которым оказано 162266 социальных услуг.

Отделением срочного социального обслуживания оказано 12803 социальные услуги, обслужены 3298 человек (3079 пенсионеров, 1439 инвалидов, 1784 граждан категории «семья с детьми» и др. Срочное социальное обслуживание на дому предоставлено 90 гражданам. Им оказано 2191 социально-бытовая услуга.

В швейном цехе обслужено 101 человек, в социальной парикмахерской обслужено 2060 человек, из них 36 - бесплатно.

Полустационарным социальным обслуживанием охвачено 545 человек.

В отделении для граждан «третьего» возраста успешно использовались новые технологии (эксперсс-выставки - фотосушка, флешмоб-технологии, арт-технологии - сухое валяние) и мероприятия программы «Спортивно-оздоровительная среда» - пляжный волейбол, спортивное ориентирование и др.

Таким образом, в 2014 г обслужено 5786 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальная работа с гражданами, находящимися в тяжелой жизненной ситуации и с социально дезадаптированными гражданами

За 2014г. в учреждение обратилось 1080 граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В социальную гостиницу оформлено 196 человек, 98 гражданам выдана гуманитарная помощь.

В рамках подпрограммы «Повышение качества и доступности социальных услуг населению» 10 малоимущим гражданам вручены продуктовые наборы, 10 гражданам - санитарно-гигиенические наборы.

За 2014 г. осуществлено 28 рейдов в села района. В ходе рейдов более 600 граждан получили информацию по вопросам социального обслуживания, социальной поддержки, социального обеспечения.

В учреждении организован ежедневный прием граждан. За отчетный период консультативную помощь получили более 950 граждан. Информационно-посреднических и социально-правовых услуг оказано более 1600.

Юрисконсультом учреждения принято 45 граждан, которым было бесплатно оказаны юридические услуги: юридические консультации, помощь в оформлении документов, составлении исковых заявлений.

Количество социальных услуг (по видам) представлено в таблице 1.

Таблица 1

Социальные услуги (по видам), оказанные МБУ КЦСОН

Наименование социальной услуги

Количество социальных услуг

Базовый индекс

Цепной индекс

Всего социальных услуг, из них:

Социально-правовые

Социально-экономические

Социально-медицинские

Социально-педагогические

Социально-психологические

Социально-бытовые

Из таблицы 1 видно, что увеличилось количество социально-медицинских, социально-психологических услуг и наметилась устойчивая тенденция снижения социально-бытовых услуг.

Итоги работы учреждения в соответствии с показателями муниципального задания по оказанию социальных услуг представлены в таблице 2, рисунках 1,2.

Таблица 2

Рисунок 1. Количество социальных услуг

Рисунок 2. Численность граждан, получивших социальные услуги

Таким образом, анализ динамики социальных услуг дает основание сделать вывод: задача повышения эффективности системы социального обслуживания населения, поставленная перед учреждением в начале 2014 г., выполняется.

Направления деятельности МБУ КЦСОН, ее содержание будут направлены на выполнение муниципального задания на 2014 год. Для этого необходимо:

  • выявлять потенциальных потребителей социальных услуг и предоставлять им социальные услуги в соответствии с потребностями в них;
  • внедрять инновационные методы и технологии, способствующие адресной и высококачественной социальной помощи;
  • расширить спектр гарантированных государством социальных услуг, а также расширить перечень дополнительных социальных услуг;
  • создать эффективную систему контроля качества социальных услуг в соответствии с национальными государственными стандартами
  • совершенствовать систему кадрового обеспечения: повышение квалификации сотрудников, в том числе и через ротацию кадров, а также увеличения в штатном расписании доли сотрудников с профильным профессиональным образованием.

Целью данного исследования является анализ работы и разработка предложений по совершенствованию развития отделения Социально-бытового обслуживания на дому в муниципальном образовании.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ;
– проанализировать деятельность отделения Социально-бытового обслуживания на дому Комплексного центра социального обслуживания населения Навашинского района Нижегородской области

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ

1.1 История возникновения, направления и функции социального обслуживания населения в России

1.2 Экономико-правовые основы социального обслуживания населения

1.3 Структура социального обслуживания в РФ. Итоги работы Минздравсоцразвития по направлению социальное обслуживание за 2010-2011 годы

Глава 2. Анализ деятельности отделения социально-бытового обслуживания ГУ «КЦСОН Навашинского района». Предложения по совершенствованию работы отделения

2.1 Социально-экономическая характеристика района

2.2 Структура служб социального обслуживания в Навашинском районе. Цели, функции и задачи отделения социально-бытового обслуживания на дому

2.3 Анализ работы отделения за 2009-2010 года

2.4 Меры по привлечению и закреплению кадров. Повышение квалификации сотрудников ГУ «КЦСОН Навашинского района»

2.5 Приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области

2.6 Пути совершенствования работы отделения социально-бытового обслуживания на дому в Навашинском районе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

2.5 Приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области

Всего на социальную политику в бюджете РФ на 2012 год заложено бюджетных ассигнований на сумму 3898937715,3 тыс. рублей, из этой суммы на социальное обслуживание населения предполагается потратить 7910171,6 тыс. рублей. 20

Долгие годы наша жизнь была организована так, словно среди нас нет слепых, глухих, инвалидов-колясочников, пожилых людей и других категорий, которым сложно передвигаться по улицам, пользоваться транспортом, магазинами, офисами разных социальных служб, даже обычными телефонами и телевизорами. На данном этапе развития нашей страны правительство разработало ряд программных мер для улучшения материального, морального и физического состояния лиц нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства. Рассмотрим основные направления деятельности социальных служб в нашей стране на ближайшие годы:

  1. Строительство современных модульных зданий социальных учреждений, оснащение их современным оборудованием. Данный вопрос можно решить путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на модернизацию базы социальных учреждений в рамках реализации отдельных мероприятий региональных социальных программ.
  2. Обеспечение пожилых людей и инвалидов социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. Создание мобильных бригад.
  3. Развитие частно-государственного партнерства, привлечение негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг населению.
  4. Введение обязательного страхования жизни и здоровья при помещении пожилых людей в стационарное учреждение для постоянного проживания, что будет способствовать повышению их социальной защищенности.
  5. Развитие гражданской инициативы и добровольчества в системе ухода за пожилыми людьми и инвалидами, более широкое привлечение к этой работе студентов медицинских обр
Статьи по теме