Мусульманская этика. Исламская и светская врачебная этика. Терпение и смирение

В мусульманской медицинской этике кодекс Хаммурапи, является самой ранней записанной попыткой ясно сформулировать кодекс, определяющий поведение, включая поведение медиков. Несмотря на то, что народы Месопотамии использовали для лечения преимущественно магию и религиозные обряды, медицина обязана им многим, так как они весьма подробно описали на своих клинописных табличках множество заболеваний.

Они не только открыли некоторые медицинские методы, но и впервые стали изучать историю жизни пациента.

Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама.

Ключевыми элементами биомедицинской этики являются Понятия человеческой личности и смерти. Представление о человеческой личности определяет отношение верующего к такому акту, как добровольное прерывание беременности или к деторождению при. участии медицины. С определением смерти связана трансплантация органов, особенно в тех случаях, когда речь идет о жизненно важных органах скончавшегося донора.

С этим же определением связан и выбор по отношению к интенсивной терапии и к эвтаназии.

Понятие человеческой личности в исламе. С какой стадии своего развития зародыш человека может и должен считаться человеческой личностью? Коран косвенным образом определяет период, в течение которого

зародыш приобретает форму человека. Исходя из этих положений Корана, мусульмане делают вывод, что «о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить начиная с первой недели четвертого месяца, т.е. на сотый день беременности».

Понятие церебральной смерти (смерть мозга). В мусульманских странах к определению церебральной смерти подходят строго. Церебральная смерть означает окончательную и необратимую остановку деятельности мозга (полушарий и мозгового ствола) с полным разрушением его клеток. При церебральной смерти с помощью искусственной вентиляции можно поддерживать жизнедеятельность других органов.

Деторождение при участии медицины. Существуют различные способы искусственного деторождения.

– Искусственное осеменение. Этот способ состоит во введении спермы

непосредственно в полость матки. К нему прибегают при стерильности одного из супругов. По мусульманским законам использование этого метода разрешается только в том случае, если донором спермы является законный супруг.

– Оплодотворение in vitro и пересадка зародыша (для женщин, страдающих непроходимостью маточных труб). Оплодотворение производят вне организма, а через 48 часов после оплодотворения образуется яйцо и этот зачаток эмбриона имплантируют в матку матери. Далее беременность протекает обычным порядком. Согласно исламу, оплодотворение in vitro считается законным только в том случае, если для него использован сперматозоид мужа женщины.

– Вынашивание чужого ребенка. Здесь может быть два случая:

1) Если яичники у женщины функционируют нормально, но она не может вынашивать ребёнка, у неё можно взять одну или несколько яйцеклеток для оплодотворения их in vitro спермой её мужа. Полученный таким образом зародыш через 48 часов помещают в матку другой женщины, которая рождает

ребёнка через 9 месяцев. Поскольку ислам признает полигамию, то вынашивающей матерью может быть вторая жена мужа, который даст свою сперму для оплодотворения яйцеклетки первой жены.

2) Ислам запрещает такой способ деторождения в случае, если яйцеклетка не принадлежит жене своего мужа или если ребёнок вынашивается посторонней женщиной.

Итак, мусульманская религия разрешает прибегать к искусственному деторождению при вмешательстве медицины только законным супругам и при

соблюдении следующих условий:

– необходимо знать донора половых клеток с тем, чтобы исключить кровосмешение и обеспечить законную родственную связь в соответствии с мусульманским правом;

– требуется взаимное добровольное и сознательное согласие законных супругов.

Трансплантация органов человека.

1) Живые доноры. У живого донора можно пересаживать органы, способные к регенерации (почка, костный мозг, печень). В этих случаях ислам не вводит никаких ограничений.

2) Мёртвые доноры. У мертвых зародышей признается законным единственный случай, когда органы используются в терапевтических целях. У мёртвых взрослых особей основным условием прекращения искусственного поддержания дыхания и кровообращения и последующего забора органа для пересадки является констатация церебральной смерти.

Кондрашов В.А. Мусульманская этика Мусульманская этика - концепция морали, основанная на вероучении ислама (мусульманства). Она исходит из божественного происхождения нравственности, её абсолютной истинности, вечности и неизменности. По представлениям мусульман, до появления пророка Мухаммада люди жили в состоянии дикости и невежества, из которого они вышли благодаря его учению. Мусульманская учение о морали утверждает, что только воля Бога может быть её источником. Попытка же человека жить по своему усмотрению ведет его к пороку, ибо низменная природа человека тянет его к греху, и только страх божьего наказания и надежда на будущее блаженство может вернуть его на стезю добродетели. Только верующий мусульманин может творить добрые дела, неверующим это не дано. Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении - Коране и Сунне. Безграничному всевластию бога отвечает закон, охватывающий все стороны жизни, в том числе мирской -- вся без исключения жизнь человека должна регламентироваться волей Аллаха. Ислам является в этом смысле "религией книги и закона", вся жизнь верующих полностью подчинена закону. Как сказано в Коране, "благочестие перед Богом есть покорность" (Коран, 3: 17). Это единственно возможная позиция человека перед богом -- его непостижимой волей. Подчиняться божественной воле следует не потому, что она благая, а потому, что она божественная, всемогущая воля. При этом Аллах милостив к тому, к кому он благоволит. Это придает мусульманству фаталистический характер и задает такую религиозную позицию, согласно которой человек и его судьба находятся в полной зависимости от непостижимой воли бога. Это же предопределяет догматический некритический характер мусульманской морали, не приемлющей ни сомнений, ни попыток разумного осмысления норм и принципов этой морали, а также её воинственную нетерпимость к инакомыслию. Высший нравственный долг и главная жизненная задача человека - служение Аллаху, его восхваление, неустанное стремление заслужить его благосклонность. Ведь сама жизнь дана человеку Богом для того, чтобы поклонением и служением, смирением и терпением он стремился заслужить милость Аллаха, а с нею надежду на вечное блаженство в раю. Поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя Аллаха, любое дело начиная с произнесения формулы: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..." Абсолютная преданность Аллаху оказывалась в исламе несовместимой с признанием ценности других типов мировоззрения, следование которым превращало человека в "неверного", которые рассматривались как явные и скрытые враги мусульман. Отношение к ним оказывается бескомпромиссным - Коран прямо призывает "избивайте многобожников" (Коран, 9: 5), если они отказываются следовать путём, предначертанным Аллахом. Еще более суров Коран по отношению к неверующим, которым полагается "удар мечом по шее" и "великое избиение" (Коран, 47: 4). Даже религиозная вера в чужого единого Бога не избавит таковых от кары, покуда их вера не исправится: "сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху" (Коран, 8: 40). Поэтому великим проявлением мусульманского благочестия является "священная война" в целях распространения ислама - джихад. Мусульманская этика утверждает, что достижение вечного блаженства предполагает совершение мусульманином добрых поступков и отстранение от злых, а также постоянное очищение от грехов предписанным исламом способом - молитвами, обрядами, постом. Прежде всего, это соблюдение "пяти столпов веры" и следование предписаниям Корана, Сунны, наставлениям служителей культа. Нравственные наставления ислама в значительной мере выражают простейшие общечеловеческие ценности - "не лги", "не убивай", "почитай старших", "уважай родителей", "помогай ближнему". Но еще больший вес там имеют религиозные заповеди - "будь богобоязенным", "бойся греха", "не забывай о дне суда", "смири гордыню, будь кроток и терпелив". Мусульманская религиозная мораль стремится воспитать своих последователей в духе смирения, кротости, покорности перед Богом. Существенной чертой мусульманской морально-этической культуры является её тесная связь с обычаями и правом. Нравственные установления и правовые нормы объединены у мусульман в шариате - своде мусульманского обычного права. За нарушение норм мусульманской морали, носящей крайне аскетичный характер, нарушителю угрожали не только грядущие кары на том свете, но наказания в земной жизни. Вследствие этого моральное поведение контролируется здесь не только страхом перед гневом Аллаха, но страхом перед наказаниями здесь, на земле. До сих пор в мусульманских странах соблюдение норм мусульманской морали контролируется не только служителями религии, но и общественным мнением и даже полицией, а их несоблюдение может влечь наказания, причиняющие физические страдания и унижающие человеческое достоинство. Таким образом, мусульманская мораль разделяет все характерные черты религиозного морального учения, отличаясь только большим догматизмом, большей нетерпимостью и ориентацией на санкции - вознаграждения и наказания.

Вместе с тем разнородность влияний не отрицает общей гомогенности комплекса нравственных установлений и этических воззрений и теорий, сложившихся на территории арабо-мусульманской цивилизации. Эта гомогенность обеспечивается общностью основополагающих принципов, характерных черт и проблем, системообразующих категорий и понятий. В этом смысле можно говорить о "мусульманской этике" как общей для исповедующих ислам этносов.

Для культуры ислама не характерно разделение на светское (мирское) и религиозное, как оно сложилось в период Средневековья в

ареале христианской цивилизации. Поэтому термин "мусульманская этика" не следует считать синонимом для понятия "религиозная этика", от которой можно было бы отличать "внерелигиозную". Традиционная религиозно-правовая мысль (фикх) в исламе разделяется научение о "поклонении" (ибадаст) и учение о "взаимоотношениях" (муамаляст) людей между собой, причем вторая часть значительно превышает первую по объему и включает в себя гражданское, административное, финансовое, уголовное и др. виды права. Так же и мусульманская этика рассматривает не только сферу отношений человека и Бога, - то, что с точки зрения жесткой дихотомии светское/религиозное следовало бы относить к собственно "религиозной этике", - но и все аспекты человеческого поведения и общежития, в том числе и носящие совершенно "светский" характер. Хотя мусульманская этика с точки зрения своего генезиса и источников безусловно связана с религиозной системой ислама, она не сводится к последней. Поэтому отказ от ислама как государственной религии и от шариата как основы правовой системы, практикуемый сегодня в странах, когда-то входивших в состав арабо-мусульманского халифата, не означает, что на смену "мусульманской этике" может прийти какой-то вариант "внемусульманской" или "светской" этики. И дело здесь не столько в содержании отдельных категорий (например, благо), которые сформировались в мусульманской этике под несомненным влиянием религии и содержание которых могло бы меняться с падением влияния ислама. Дело скорее в фундаментальных, системообразующих принципах мусульманской этики (гл. I, § 3), которые не связаны непосредственно с религией и которые более устойчивы, чем содержание даже центральных этических категорий.

Понятие "этика в мусульманских обществах"

От "мусульманской этики" следует отличать "этику в мусульманских обществах". Объем этого понятия составляют те этические теории, которые имеют неисламское происхождение и при этом не были включены в состав мусульманской этики как ее органичный элемент. Существенны оба эти условия, поскольку арабо-мусульманская культура не страдала ксенофобией и гетерогенные учения не отвергались лишь на основании их "иноземного" происхождения. Как правило, параллельно с собственно мусульманской этикой в арабо-мусульманской культуре были представлены те учения и теории, которые не были выстроены в соответствии с ее основополагающими принципами. Циркулируя на интеллектуальном "рынке", они свободно кон-

курировали с последней, не будучи подавляемы по идеологическим соображениям. Ограничения подобного толка касались только отрицания единобожия (атеизм или откровенное многобожие), да и то проводились не всегда последовательно. Учения, входящие в "этику в мусульманских обществах", но не включаемые в состав "мусульманской этики", представлены античными теориями, прежде всего аристотелевской и платонической. К этой же категории можно отнести древнеперсидское культурное наследие постольку, поскольку оно, во-первых, влияло на формирование этических представлений и, во-вторых, сохраняло черты принципиального дуализма, плохо совместимого с исламским монизмом. Своеобразный пограничный случай между мусульманской этикой и этикой в мусульманских обществах составляют феномены "муру"а" (мужественность, достоинство) и "футувва" (молодечество, доблесть), представлявшие собой развитие комплекса арабских доисламских представлений и их постепенное приспособление к принципам мусульманской этики, не обязательно до конца успешное. Наконец, значение для формирования нравственности имел и имеет адат (от араб. "ада" - обычай) - местные традиционные представления, преимущественно в сфере обычного права.

Ислам – (арабск., буквально – покорность ), или мусульманство , – одна из наиболее распространенных религий, возникшая в начале 7 в. в Аравии .

Ислам возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства.

Ислам, как и христианство, монотеистичен , то есть основным его положением является вера в единого Бога – Аллаха . Основатель этой религии – Мухаммед (570–632 гг.) почитается ее последователями (мусульманами) как Божий посланник . Ислам не наделяет Мухаммеда сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. В сравнении с прежними библейскими пророками он почти не творил чудеса. В основном мусульманская традиция описывает два чудесных явления, связанных с пророком, – это приветствие его в долине Мекки камнями и, главное, мирадж – чудесное путешествие по воздуху из Мекки в Иерусалим и на небеса.

Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь . Их священной книгой является Коран .

Текст Корана был записан в VII в. При халифе Османе была создана его сводная редакция, объявленная единственно правильной, расходящиеся с ней версии были уничтожены или объявлены вне закона. Коран был сведен в 114 сур .

По мнению В.С. Кукушина, Коран – не только поучительная, но и весьма загадочная книга. Она переведена на 102 языка мира.

Согласно исламу Коран является священной книгой, которой руководствуются в своем поведении все мусульмане. Строка за строкой Коран создает основы социально-юридической системы , которая в разной степени обращена как к мужчинам, так и к женщинам, и невозможно сказать, какому из полов в нем отдается предпочтение.

На основе заповедей Корана и проповедей пророка был создан шариат свод законов о правах, обязанностях и привилегиях женщин . В этом своеобразном кодексе, построенном на религиозной основе, не заложена дискриминация женщин . Наоборот, ислам обеспечивает женщинам большее уважение, почет, безопасность , чем многие другие установления.

Еще в VII веке ислам провозгласил человеческие свободы в их полном объеме, охватывающем все стороны человеческой жизни, и защиту от возможного ущемления или посягательства, создавая при этом возможности для реализации свобод.

Официальный ислам покоится на пяти столпах :

Шахад (символ веры ): Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его.

Салят – это название молитвы , которую мусульмане произносят не менее 5 раз в день.

Закат милосердие . Отношение дающего к человеку важнее, чем размер помощи.

пост Рамазан – священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммад был впервые признан как пророк.

Хадж (паломничество ). Каждый мусульманин должен совершить паломничество в Мекку. Цель хаджа – укрепить преданность паломника Богу.

Правила, что можно и чего нельзя употреблять в пищу, в исламе разработаны подробнее, чем в других религиях . Хотя многие из них заимствованы из доисламских обычаев и традиций, исламом они освящены и узаконены. Помимо прямых запретов, есть еще и косвенные, означающие порицание или неодобрение. Безоговорочно ислам запрещает употребление свинины, мусульманину запрещено даже торговать ею; запрещается употреблять в пищу кровь животных, мяса животных, умерших своей смертью.

Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя, для мусульманина считается грехом даже присутствие при пьяном застолье . Появление в исламе запрета на употребление спиртного не случайно. Пьянство мешало исполнению религиозных предписаний. Для правоверного мусульманина считается грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных молитв. А молитвы нетрезвого человека до Бога не доходят .

Особый акцент делается на обязательности постов (того, что мы привыкли называть разгрузочными днями), без которых организм перегружен шлаками. Эти предписания порождены многотысячными наблюдениями над здоровьем человека.

Есть еще одна традиция , объединяющая все мусульманские народы – омовение . Омовение – предписанный Кораном очистительный акт, предшествующий молитве. Состоит из обмывания чистой водой различных частей тела: гениталий, лица; полоскания рта и горла. При отсутствии воды допускается «очищение» песком. Перед пятничной молитвой совершается полное омовение.

Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности . Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.

Как и другие верования, ислам имеет несколько ветвей: суннизм, шиизм и ваххабизм.

Исповедуется в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии; мусульмане составляют религиозное меньшинство в Индии, КНР и балканских странах; в странах бывшего СССР проживают главным образом в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Татарии и Башкирии.

Идеология Ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, направлены на объединение разных народов на основе осмысления Единого Создателя, единой религии, общих обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты.

Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга.

Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый.

Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования Исламу» (7;213). Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, Ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям.

В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).

В этом аяте содержится полная характеристика последователей Ислама, к которым предъявляются требования не только быть искренними в вере, но и своими добрыми поступками быть готовым доказать свою веру в глазах друзей, близких и посторонних. А также они должны быть добрыми, спокойными и духовно устойчивыми. Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла или для рассуждения об этих категориях. Подобный способ мышления является стержнем, вокруг которого зиждутся все способы человеческих отношений. «Поистине, Бог любит тех, которые хорошо обходятся» (Св. Коран, 7:13).

Ислам считается с принципом того, что прежде чем предписать ту или иную этическую заповедь, она должна восприниматься желанием и прочно усваиваться. Появление первоисточника знаний – Корана – положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам, была создана подходящая атмосфера для реформ и новаторства, были решительно укреплены позиции моральных стандартов. Ислам источает энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением к манерности и оригинальности, нет и фальшивого страха. Религиозная этика отводит известным правилам специфические функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

Этика Ислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.
В соответствии с Кораном, самым достойным является тот, кто «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран, 49:13).

Смирение, скромность, умение контролировать собственные страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом – таковы морально-волевые качества, многократно отмечаемые в Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св. Коран, 3:146).
«…которые преодолевают собственную ярость, которые умеют прощать. Аллах любит милосердных» (Св. Коран, 3:133-134). «Не поворачивайся спиной к людям и не зазнавайся, и не ходи по земле надменно, ибо Аллах не любит надменных» (Св. Коран, 31:18).

Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) обобщает этические нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

Не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;
- выбирать средний путь между богатством и бедностью;
- восстановить дружбу с тем, кто ее прервал;
- заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;
- раздавать блага тому, кто не подает руки;
- быть справедливым» (1;7-9).

Все вышеперечисленное в Исламе автоматически возлагает на его последователей.

Социальные проблемы в Исламе решаются на таких понятиях как милосердие, благородство и отзывчивость. Существуют особые наставления даже по отношению к благодарности.

В обществе Ислам уделяет особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений в более широком круге включает вопросы и обязанности к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует относиться к соседям: «Не мусульманин тот, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозволенного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь повелевает… быть милосердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» (Св. Коран, 17:23). «Когда они ослабли, будь снисходителен и милостив. Скажи: Господь, они вырастили и воспитали меня. Прости их» (Св. Ко-ран, 17:24). «Дай своим близким, бедному и путешественнику-неудачнику то, что им полагается! Не растрачивай даром свои блага!» (Св. Коран, 17:26).

В соответствии с Кораном и Сунной, моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

Ислам учит, что плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Животные тоже имеют душу. «Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения», - учит Коран.

Согласно Исламу этические причины защиты природы можно сформулировать так:

Окружающая среда – творение, а защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление божьего духа;

Все части природы существуют для восхваления своего создателя;

Все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни;

Природа создана не только для нынешнего поколения.

Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеславия распущенности. Он – сторонник богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство ответственности и самоконтроля. Исламская религия внушает к живой и мертвой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие. Основные нравственные добродетели Ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени (1;10).

Затрагивая коллективные аспекты человеческих взаимоотношений, будет логичным описать этику семьи, отношений между мужчиной и женщиной. В Исламе всячески поощряется брак. Тот факт, что мусульманские браки основываются на подчинении законам Корана, на общих убеждениях, ценностях, образе жизни, обеспечивает им прочный фундамент для построения совместной жизни. От мужчин и женщин требуется полное целомудрие до брака и абсолютная преданность супругу. Ислам почитает честь женщин неприкосновенной и настаивает на том, чтобы с ними обходились с должным достоинством и уважением. От них же требуется всячески хранить свою скромность и нравственную чистоту.

Пророк Мухаммад (да благосолвит Аллах его и его семейство!) сказал, что из всех вещей, разрешенных Богом, развод наиболее ненавистен Ему.

Развод допустим разве что в качестве крайнего средства, когда все попытки примирения между мужем и женой потерпели неудачу. Поскольку семья является ячейкой общества и образует совокупность, именуемую государством, Ислам предусматривает все стороны отрицательного и положительного факторов, влияющих на семью. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников, защищает их интересы. Поэтому в 58-ми государствах исламского мира не было и нет фактов отказных детей, отказных родителей или родственников.

В семейно-брачных отношениях подчеркивается главенство мужчины, но учитываются и интересы женщин… .

Мусульмане убеждены, что для создания у человека стойкого морального ду-ха, укрепления доброго нрава не существует более возвышенного и действенного способа кроме религии. Все другие формы воспитания, претендующие на усовершенствование моральной стороны личности человека, абстрактно повторяют распространившиеся в сегодняшнем мире фразы «красота спасет мир», «добро порождает добро» и т.д. без учета изначального мотива и результата. Принято счи-тать в сегодняшнем обществе, что зло или ложь необходимы и полезны по разным мотивам, т.е. конъюнктурно. Поэтому сложилось губительное мнение, что для безудержного проповедования таких нравов нет никаких препятствий. В таком обществе человек совершает добро ради корысти или самолюбия. «Во всех религиях лучшие люди нравственны из любви к добру и из отвращения ко злу, а люди низшего разряда держатся нравственных правил по внешним соображениям» (3;58).

Сподвижники Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) отмечали, что его благопристойность была от Корана. Аббас Махмуд аль-Аннад вспоминал, например, что в воспитании добрых нравов у людей божественная добродетель неизбежна. Человек не приобретает добрую нравственность без веры в небесный источник и возвышения от своей земной природы. Это есть критерий высокого достоинства морали в Исламе. Нет того преступления, от которого нельзя было бы избавиться чистосердечным раскаянием, кроме лишь дурной нравственности. Человек с ущербной нравственностью не успеет покаяться в одном преступлении, как уже готов совершить другое, гораздо худшее.

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) говорил своим собеседникам: «Ахсинум ахлякикум», т.е. «улучшайте свои нравы». И учил мусульман мольбе: «О Аллах, приведи меня к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не приводит к лучшим из них, и убереги меня от дурных дел и дурных нравственных качеств… » (5;68).

Исламская этика на деле достойна подражания. Там описано даже как следует приветствовать друг друга. В Коране сказано: «А когда к вам обратятся с приветствием, приветствуйте тем, что лучше или отвечайте тем же» (Св. Коран, 4:86). Такое взаимоотношение рождает чувство доверия и братства между верующими. Информацией к размышлению является тот факт, что страны с развитой экономикой, имеющие новейшие технологии, пославшие человека на Луну, так и не смогли преградить путь отчужденности, равнодушию, а то и ненависти между своими гражданами.

В Исламе действуют и наказательные меры в целях соблюдения нравственных ценностей. Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми. Но тем не менее в Коране Мудрость Божественного назидания выражается рекомендацией о том, что лучше простить.

Предлагается перспектива братства, которая рождается в вере, которая преодолевает вражду, непонимание и чувство мести. Хотя в Коране провозглашается и джихад – священная война на пути Бога. «Доброта и снисходительность к правоверным и непримиримость в преследовании неверных – одна из существенных особенностей Корана» (2;219).

Статьи по теме