Функции таможенных органов рф. Таможенные органы: понятие, структура, система и принципы деятельности. Что будем делать с полученным материалом

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят (ст. 402 ТК РФ):

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

Таможни;

Таможенные посты.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, до 2004 года являлся Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). В июле 2004 года в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314, ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС) при Минэкономразвития.

Федеральная таможенная служба РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности Федеральная таможенная служба РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного Союза (с 1 июля 2010 года), другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ФТС РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ФТС РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.


Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Единая система таможенных органов - это вся совокуп­ность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

Целостность системы образуют взаимосвязь и зависи­мость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процес­са осуществления таможенного дела.

Иерархичность системы характеризуют отношения субор­динации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов Федерации, различ­ными объединениями и структурами участников внешнеэконо­мических связей.

Характерные признаки любой системы - ее целенаправ­ленность и целесообразность, которые придают ей самостоя­тельность.

Применительно к системе таможенных органов самостоя­тельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты - символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности со­трудников таможенных органов регламентированы Федераль­ным законом Российской Федерации «О службе в таможен­ных органах Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 1997 г. ОСНОвы с.22

Регулирование таможенного дела в Российской Федерации осуществля­ется на основе Таможенного кодекса от 18 июля 1997 г. и Закона «О тамо­женном тарифе» от 21 мая 1993 г. Таможенное дело в Российской Феде­рации охватывает таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, технический контроль и другие средства проведения таможенной политики государства.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Прави­тельство Российской Федерации, а непосредственное руководство - Госу­дарственный таможенный комитет. В соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Никакие государственные органы, кроме Государст­венной Думы, Федерального собрания, Президента и Правительства Россий­ской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетен­цию таможенных органов, либо изменять их структуру, функции и задачи. К основным функциям таможенных органов относятся:

Участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой по­литики;

Контроль за исполнением законодательства;

Защита прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и органи­заций при осуществлении таможенного дела;

Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов России; 459

Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

Обеспечение соблюдения установленного порядка перемещения това­ров и транспортных средств;

Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налого­вого законодательства применительно к товарам, перемещаемым через тамо­женную границу России;

Пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркоти­ческих средств, оружия, предметов художественного, исторического и архео­логического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллек­туальной собственности и других товаров;

Осуществление таможенного контроля, таможенного оформления и валютного контроля. ДЕГ с.460

Центральным органом федеральной исполнительной вла­сти Российской Федерации, осуществляющим непосред­ственное руководство таможенным делом в стране, является Государственный таможенный комитет Российской Федера­ции (ГТК РФ). Помимо него в единую таможенную систему страны входят:

Региональные таможенные управления;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Пра­вительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация ре­гиональных таможенных управлений и таможен осу­ществляются ГТК РФ. Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных постов осуществляется региональными та­моженными управлениями. ПАН с.378

Региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты действуют на основании положений, ут­вержденных ГТК РФ.

Организационная структура ГТК РФ определяется Пра­вительством РФ и Председателем ГТК РФ. Председатель ГТК РФ назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ. Председатель ГТК РФ не только руководит деятельностью комитета, но и осуществляет общее руководство системой таможенных органов.

Председатель ГТК РФ имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности ко­торых относится к компетенции Правительства РФ. Пред­седатель ГТК РФ распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ГТКРФ. Работу коллегии возглавляет председатель ГТК РФ, в ее состав входят заместители председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Принимаемые решения коллегии оформляются приказом председа­теля ГТК РФ, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. ПАН с.379

Организационная структура ГТК РФ включает несколь­ко функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных до­ходов, управление организации таможенного контроля, от­дел валютного контроля и др.).

Территориальными органами таможенной системы яв­ляются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты.

Региональные таможенные управления создаются, ре­организуются и ликвидируются на основании приказов пред­седателя ГТК РФ. В России созданы следующие региональ­ные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Даль­невосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы тамо­женных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц. ПАН с.380

Для реализации поставленных задач региональные уп­равления наделяются правом требовать от организаций и граж­дан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; проводить конт­рольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или изменять постановления по этим делам, выносимые та­можнями региона. Региональное управление имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряже­ния, вносить в ГТК РФ предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвра­щение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты.

Территориальные границы таможни могут, как совпадать, так и не совпадать с границами адми­нистративно-территориального и национального деления ре­гионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни рас­пространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распро­страняется на территорию трех областей - Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территориально покрывают лишь часть районов одной области (Кингисепская, Выборгская, Санкт-Петербургская таможни).

В зависимости от географического расположения могут быть выделены следующие таможни:

Пограничные (Белгородская, Дагестанская, Сочинская и др.);

Внутренние (Московская региональная, Шереметьевская региональная и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля - досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют сохранность таможенных обеспечений, контролируют правильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу.

Помимо территориальных таможен создаются специализированные таможни для осуществления отдельных видов деятельности (энергетическая, акцизная) и центры таможенного оформления. С целью максимального приближения к участникам внешнеэкономических связей в ряде мест создаются таможенные посты.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Они могут быть специализированными, пограничными и внутренними.

Как правило, таможенные посты создаются вдоль госу­дарственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии. ПАН с.381

В зависимости от специфики таможенных операций раз­личают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт «Внуково», г. Москва), Шереметьевская региональная (аэро­порт «Шереметьево», «Домодедово», г. Москва), Пулковская (аэропорт «Пулково», г. Санкт-Петербург) и др.

Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Саха­линской области) и др.

Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

1. проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2. содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

3. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

4. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5. обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6. обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8. выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

11. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12. обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14. обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16. проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.

Назначение и функции таможенных органов. Как уже отмечалось, обязательным участником таможенных правоотношений является особый вид органов государственной власти - таможенные органы. Они являются специальным субъектом таможенных правоотноше­ний и заслуживают особого изучения, тем более что система тамо­женных органов нашей страны и их компетенции достаточно сложна.

Термин «таможенные органы» используется действующими за­конами - в Конституции в качестве особой составляющей государ­ственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы могут быть определены как государствен­ные органы, предназначенные для непосредственного осуществле­ния с помощью специальных методов государственно-властной дея­тельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним об­ластях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государ­ственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация про­цесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществле­ния такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. По­этому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохра­нительные. B качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопас­ность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятель­ность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность тамо­женных органов проводится строго в рамках положений, опреде­ленных таможенным правом, и любые действия или решения та­моженных органов распорядительного характера могут быть обжа­лованы в служебном или в судебном порядке.

B числе наиболее важных нормативно-правовых актов, содер­жащих предписания о таможенных органах, можно выделить Тамо­женный кодекс (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной та­моженной службе» и некоторые другие акты.

B соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса система тамо­женных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенно­го дела. B настоящий момент таким центральным государственным органом является Федеральная таможенная служба (до июня 2004 г. Государственный таможенный комитет - ГТК России), находящая­ся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в нашей стране осуществляют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный кон­троль, создают условия, способствующие ускорению товаро­оборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с за­конодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международ­ными договорами Российской Федерации запретов и ограни­чений в отношении товаров, перемещаемых через таможен­ную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав ин­теллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адми­нистративными правонарушениями в сфере таможенного де­ла, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, ра­диоактивных веществ, видов животных и растений, находя­щихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объ­ектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным террориз­мом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной граж­данской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный кон­троль операций, связанных с перемещением товаров и транс­портных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регу­лировании и валютном контроле;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств Рос­сийской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными ком­петентными органами иностранных государств, международ­ными организациями, занимающимися вопросами таможен­ного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке го­сударственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области тамо­женного дела.

Статья 408 Таможенного кодекса закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вы­шеизложенных функций:

1) принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными нормативно-правовыми актами, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых пре­дусмотрено Таможенным кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в та­моженных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществ­ление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производ­ство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установ­ления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за соверше­ние административных правонарушений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об административных правона­рушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консуль­ских и иных учреждений иностранных государств, а также между­народных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении; имущест­венный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств свя­зи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможен­ного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонаруше­ния в области таможенного дела, в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, ки­но- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осу­ществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под тамо­женным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физи­ческих лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;

12) выносить руководителям государственных органов, органи­заций, предприятий, общественных объединений, а также гражда­нам предупреждения в письменной форме с требованиями устра­нить нарушения таможенного законодательства Российской Феде­рации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;

Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможен­ных пошлин, налогов;

В иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осу­ществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессио­нальными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действую­щим российским законодательством.

Структура таможенных органов в России. На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России - центральный орган, находящийся в ведении Ми­нистерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется постановлением Прави­тельства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможен­ной службе».

B этом нормативном правовом акте перечислено несколько де­сятков функций этого органа по контролю и надзору в области та­моженного дела, а также функции агента валютного контроля и спе­циальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:

Осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и про­чих обязательных таможенных платежей, контроль правильно­сти исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;

Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограниче­ний в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, борьба с нарушениями уста­новленных таможенных правил;

Обеспечение единообразного применения таможенными орга­нами таможенного законодательства Российской Федерации;

Осуществление таможенного оформления и таможенного кон­троля;

Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и сво­бод граждан;

Ведение таможенной статистики;

Информирование и консультирование на безвозмездной осно­ве по вопросам таможенного дела участников внешнеэконо­мической деятельности;

Осуществление в пределах определенной законом компетен­ции валютного контроля операций, связанных с перемещени­ем товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществление дознания, производства по делам об админист­ративных правонарушениях (включая совершение неотложных следственных действий) и рассмотрение таких дел в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях;

Осуществление в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации оперативно-розыскной деятельности;

Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) та­моженных органов и их должностных лиц;

Взаимодействие в установленном порядке с органами государ­ственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Bсемирной таможенной организа­ции (Совете таможенного сотрудничества) и других междуна­родных организациях;

Реализация программ развития таможенного дела в Российской Федерации.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, на­значаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством РФ по представлению министра экономического разви­тия и торговли Российской Федерации. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и еще четырех заместителей.

Структура ФТС представлена ниже достаточно подробно.

Существует восемь главных управлений: Главное организационно­инспекторское управление (аппарат председателя ФТС России); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товар­ной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможен­ных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий;

Есть также 11 управлений: Управление кадров; Управление валют­ного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной ин­спекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации си­лового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального под­чинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологиче­ский центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются семь регио­нальных таможенньх управлений, включающих в себя следующие таможни:

Центральное таможенное управление - Белгородскую, Брян­скую, Владимирскую, Воронежскую, Зеленоградскую, Ива­новскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, По­дольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акциз­ную, Центральную оперативную и Центральную тыловую;

Северо-Западное таможенное управление - Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калиниградскую оперативную,

Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктыв­карскую, Северо-Западную акцизную, Северо-Западную опера­тивную, Северо-Западную тыловую, а также специализирован­ное подразделение - Кинологический центр Северо-Западной таможни;

Южное таможенное управление - Адыгейскую, Астрахан­скую, Bолгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, Кабардино­Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодар­скую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставрополь­скую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную опе­ративную;

Приволжское таможенное управление - Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную;

Уральское таможенное управление - Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагиль­скую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало­Ненецкую, Уральскую оперативную;

Сибирское таможенное управление - Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Bосточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую;

Дальневосточное таможенное управление - Амурскую, Биро­биджанскую, Благовещенскую, Bанинскую, Bладивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую, Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукот­скую, Якутскую, Дальневосточную оперативную.

Региональные таможенные управления осуществляют руково­дство таможенным делом в своем регионе, который (как и созда­ние, реорганизацию и ликвидацию управлений и их подразделений) определяет ФТС России. B задачи региональных таможенных управлений входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее эко­номической безопасности в части, относящейся к таможенному де­лу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонаруше­ниями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятель­ности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус ре­гиональных таможенных управлений регламентируется приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082, утверждающим Общее по­ложение о региональном таможенном управлении.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый «набор» функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;



10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Приведенный перечень показывает, насколько многообразной является деятельность российских таможенных органов. При этом следует обратить внимание на один существенный момент. Таможенные органы призваны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-административные органы, в таможенные органы время как исполнительный характер, действующий в тех или иных областях управления, характерен в целом для административно-правового регулирования. При этом деятельность таможенных органов характеризуется так же и правоохранительной направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; и в процессе осуществления своих функций таможенные органы действуют именно как правоохранительные органы - в частности, осуществляют борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и таможенного законодательства. При этом следует отметить, что деятельность таможенных органов по раскрытию преступлений в сфере таможенного законодательства предполагает совершение таможенными органами следующих мероприятий:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Данное направление деятельности таможенных органов в последнее время особенно актуально, поскольку преступления, связанные с нарушением режима таможенной границы и в целом таможенного законодательства являются одним из наиболее распространенным видом преступной деятельности.

С переходом от монополии государства на внешнеэкономическую деятельность к ее либерализации существенно возросла роль и ответственность таможенных органов в регулировании международного обмена. Их основное назначение -защита экономической безопасности государства путем обеспечения движения людей, товаров, грузов через границу, взимания таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Очевидно, что такого рода деятельность самым непосредственным образом связана с соблюдением законности и правопорядка, охраной прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой с контрабандой и применением мер ответственности, иначе говоря, с выполнением функций правоохранительных органов.

За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий:

1. Предупреждение.

Как мера ответственности за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме, о чем составляется постановление по делу. Применяется в качестве основного взыскания и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

Таможенный кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:

Исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;

Исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:

Владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;

Таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;

Специалистам по таможенному оформлению.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет. Данный вид взыскания может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания. Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств является самостоятельным видом административного воздействия. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления таможенного органа в части конфискации. В последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров и транспортных средств, однако, если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, оно реализуется через взыскание их стоимости.

6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Данный вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля".

Внутренние функции.

Внутренних функций у таможни меньше, чем внешних, перечислим несколько из них. Итак, к внутренним функциям таможни относятся:

Работа по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможни и нижестоящих таможенных постов;

Формирование резервов кадров для выдвижения на руководящие должности и их обучение.

Аттестация сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов на соответствие занимаемой должности, при представлении сотрудников к назначению на должности руководящих работников, при представлении сотрудников к присвоению специальных званий. Представление в вышестоящий таможенный орган материалов к награждению сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации. Присяга сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов. Обеспечение первичной профессиональной, боевой и физической подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов. Создание необходимых условий труда для работников таможни и нижестоящих таможенных постов, а также обеспечение правовой и социальной защищенности указанных работников; участие в разработке и реализации программ и планов развития социальной базы таможенных органов. Осуществление мероприятий по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности. Поддержка приверженности сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов здоровому образу жизни. Организация и обеспечение контроля за применением должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов специальных средств и огнестрельного оружия.

Внешние функции.

Перечень внешних функций более широк. В первую очередь нужно отметить, что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации. Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем. Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона. Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании. Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации. В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами. Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику.

К внешним функциям относится также таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организация и контроль над производством таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготовка предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу, а также контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами Российской Федерации.

Таможня контролирует деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Выполняет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу. Контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы. Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля. Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля. Осуществляет экспортный контроль, в частности, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).

Важной функцией таможни является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность. Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания. Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору. Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение. Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации. Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы. Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность. Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона. Таможня защищает права, имущественные и иные свои интересы в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов. Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий. Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.

Статьи по теме