Управленческий учет. Ведение управленческого учета Ведение управленческого учета в организации регламентируется

Сущность управленческого учета

Управленческий учет дает возможность его пользователям принимать рациональные и взвешенные управленческие решения путем устранения недостатков, свойственных бухгалтерскому (финансовому) учету. Нужно признать, что огромная доля управленческой информации основывается на той информации, которая была получена на основании данных бухгалтерского учета предприятия. Данные регистров бухгалтерского учета (сгруппированные определенным образом и преобразованные в управленческих целях) позволяют давать оценку финансовым рискам, составлять бухгалтерскую и управленческую отчетность предприятия. Требования к бухгалтерскому, финансовому и управленческому учету содержатся в системе нормативно-правового регулирования.

Уровни регулирования управленческого учета

В настоящее время не существует единого взгляда не только на дефиницию управленческого учета, а также на его нормативное регулирование. Некоторые исследователи выделяют три уровня регулирования нормативов управленческого учета:

  • государственный уровень (Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»),
  • отраслевой уровень, который содержит положения о принципах организации управленческого учета;
  • внутренний уровень (учетная политика и разнообразные стандарты – организационные, методические, технические).

Укрупненно в данной структуре выделяется две подгруппы нормативных актов:

  • нормативные акты, связанные с процессом организации управленческого учета;
  • нормативные акты, применяемые в процессе ведения управленческого учета.

С точки зрения применимости нормативное регулирование систем управленческого учета структурируют следующим образом:

  • нормы гражданского законодательства (основа правового регулирования управленческого учета);
  • законодательство об административных правонарушениях;
  • налоговое законодательство;
  • нормативные акты в иных сферах законодательства, оказывающие влияние на формирование управленческого учета.

Большинство современных ученых рассматривают систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в качестве основы нормативного регулирования регистров управленческого учета.

Состав нормативно-правовых актов, регламентирующих управленческий учет

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации на сегодняшний день включает в себя семь уровней:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральное законодательство.
  3. Постановления Правительства Российской Федерации.
  4. Указы Президента России.
  5. Нормативная база министерств и ведомств.
  6. Нормативные акты местных и государственных органов власти Российской Федерации.
  7. Локальные акты организаций.

К локальным нормативным актам предприятий, регламентирующим правила ведения управленческого учета, относятся:

  • положение об учетной политике (в разделе, касающемся управленческого учета);
  • ключевые регламенты бизнес-процессов предприятия;
  • положение о финансовой структуре;
  • организационно-распорядительные документы, которые утверждают формы внутренней управленческой отчетности и первичных документов;
  • план счетов управленческого учета;
  • классификаторы управленческого учета.

Таким образом, на сегодняшний день у ученых не существует единого мнения о нормативном регулировании системы управленческого учета.

"Аудит и налогообложение", 2013, N 2

На организацию управленческого учета на российских предприятиях существенно повлияли особенности отечественного бизнеса. Большинство средних отечественных компаний представляют собой неформальные холдинги, то есть группу организаций, которые юридически независимы друг от друга, но на деле принадлежат одному собственнику и управляются общим менеджментом. Для снижения рисков (в случае возможных попыток поглощения, исков со стороны кредиторов, проблем с налоговыми и другими государственными органами) организации, входящие в такие холдинги, как правило, поделены на три условные группы:

  1. компании-активодержатели, на балансах которых учитываются недвижимость и наиболее ценные объекты основных средств;
  2. компании-операторы, осуществляющие производственную деятельность, арендуя при этом на льготных условиях основные средства у фирм-активодержателей;
  3. технические фирмы, используемые для управления денежными потоками и оптимизации налогообложения.

Бухгалтерский и налоговый учет в таких компаниях, как правило, устраивает налоговую инспекцию, но не позволяет получить информацию, необходимую руководству компании.

Управленческий учет - это прежде всего система сбора и анализа информации о деятельности предприятия, которая полно и объективно отражает результаты его хозяйственных операций и ориентирована на потребности руководства и собственников компании, и лишь во вторую очередь эта система используется для управления затратами на уровне центров. Система управленческого учета позволяет менеджменту и акционерам увидеть полную картину бизнеса и принимать обоснованные управленческие решения.

С помощью управленческого учета решаются такие задачи, как управление затратами, продажами, дебиторской задолженностью, кредитными ресурсами и др.

При организации управленческого учета целесообразно применять следующие основные принципы и методы:

  • двойную запись;
  • отражение фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли (метод начисления);
  • принцип существенности (должна отражаться только существенная информация);
  • правдивую информацию;
  • баланс между выгодами и затратами;
  • выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение;
  • приоритет содержания над формой (операции должны отражаться в учете исходя из их экономической сути, а не из юридического содержания);
  • принцип соответствия (отнесение расходов к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены).

Поскольку управленческий учет регулируется только внутрифирменными нормами и предназначен исключительно для внутренних пользователей, необходимо утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в качестве основополагающих правил управленческого учета.

Управленческий учет и бюджетирование в условиях российской практики представляют собой два относительно самостоятельных вида финансовой деятельности, причем нередки случаи, когда компания использует только один из них. Однако эти процессы являются частями одного целого, и эффективное управление предприятием возможно при наличии только обоих процессов. Компаниям, в которых еще не внедрены ни бюджетирование, ни управленческий учет, целесообразно вводить их одновременно.

Постановка бюджетирования начинается с определения финансовой модели предприятия, что предполагает проведение анализа его организационно-функциональной структуры, материальных, денежных и документационных потоков и выявление точек концентрации финансовых результатов.

Кроме того, очень важно определить, какие виды бизнеса (направления) будут являться объектами планово-учетной деятельности, при этом необходимо соблюсти разумный баланс между чрезмерной детализацией и излишней обобщенностью. Определяющую роль играют пожелания собственников, особенности рынка, специфика управления бизнесом. Не менее важный элемент бюджетирования - определение центров ответственности.

После выделения основных планово-учетных элементов (бизнес-направлений и центров ответственности) разрабатывается номенклатура статей бюджетов. Одновременно осуществляется классификация затратных статей на переменные и постоянные, прямые и косвенные (особую важность здесь приобретают принципы существенности и рациональности, когда затраты на получение какой-либо информации не должны превышать извлекаемых из этой информации выгод). На основе перечисленных процедур и осуществляется процесс бюджетирования.

В процессе составления бюджета необходимо разработать систему контроля за его исполнением: сопоставление фактических показателей с плановыми и последующий анализ выявленных отклонений. Именно регистры управленческого учета позволяют получить информацию о фактическом исполнении бюджета. Поэтому управленческий учет должен быть построен на тех же принципах, что и бюджетный процесс: однотипная номенклатура статей доходов и расходов с возможностью их отнесения на тот или иной центр ответственности и вид деятельности.

На практике управленческий учет в большинстве случаев ведется с помощью того же программного обеспечения, что и бухгалтерский. Следует отметить, что последние версии отечественных бухгалтерских систем, используемые большинством хозяйствующих субъектов, обладают такими возможностями.

При этом различают два основных варианта организации управленческого учета. Для их осуществления необходимо наличие квалифицированных бухгалтеров и финансистов, разбирающихся как в управленческом, так и в бухгалтерском учете. Различия вариантов лишь в том, какое место занимают эти сотрудники в технологической цепочке прохождения документов.

Первый вариант предусматривает, что все учетные документы поступают к бухгалтеру (или группе бухгалтеров), ведущему управленческий учет в программе "1С". Бухгалтер должен определить, как хозяйственные операции, учитываемые в первичных документах, должны отражаться в управленческом учете. По каждому из первичных учетных документов он формирует и управленческие, и бухгалтерские проводки.

Если на предприятии помимо бухгалтеров, ведущих управленческий учет, существует финансовая бухгалтерия, то после формирования управленческих проводок первичные документы передаются бухгалтерам, осуществляющим ведение бухгалтерского и налогового учета, которые на основании этих документов составляют официальные бухгалтерские проводки.

Преимущество этого варианта - наиболее точное соответствие основным принципам ведения учета, что позволяет полнее отразить деятельность организации. Недостаток же заключается в том, что потребуются дополнительные ресурсы для создания интегрированной бухгалтерской системы, сочетающей как типовую бухгалтерскую, так и управленческую конфигурацию.

Пример 1 . Холдинг состоит из предприятий-активодержателей, в собственности которых находятся склады, и магазинов, арендующих эти склады. По итогам отчетного периода один из активодержателей должен оплатить коммунальные услуги. Источником средств являются арендные платежи, поступающие от магазинов.

В управленческом учете холдинга как единого экономического комплекса все внутренние (формальные) операции, не имеющие экономического смысла, не будут отражаться.

Управленческие проводки выглядят следующим образом:

Дт 20 Кт 60 - начисление расходов по коммунальным платежам;

Дт 60 Кт 51 - перечисление коммунальных платежей.

В аналитическом учете данной хозяйственной операции присваиваются следующие признаки: направление деятельности - "Арендная деятельность", центр ответственности - "Склад А", вид затрат - "Коммунальные платежи", код затрат - "NN", категория затрат - "Косвенные", признак затрат - "Постоянные".

В бухгалтерском учете производятся записи по всем операциям.

В регистрах торговых операторов, занимающихся оптовой и розничной торговлей:

Дт 44 Кт 60 - начисление расходов по аренде;

Дт 19 Кт 60 - НДС по арендной плате;

Дт 60 Кт 51 - перечисление арендных платежей.

В регистрах активодержателей:

Дт 62 Кт 90-1 - начисление выручки от аренды по каждому магазину;

Дт 90-3 Кт 68 - НДС, начисленный с выручки;

Дт 20 Кт 60 - начисление расходов по коммунальным услугам;

Дт 19 Кт 60 - НДС по коммунальным услугам;

Дт 51 Кт 62 - получение арендных платежей;

Дт 60 Кт 51 - перечисление платы коммунальной организации.

Второй вариант организации управленческого учета предусматривает, что в управленческую базу данных информация вносится уже после того, как она была отражена в базе данных бухгалтерского учета.

Другими словами, ведутся две параллельные базы данных. Информация в эту систему частично вводится вручную, а частично скачивается из "1С" (в данном случае может использоваться программа Excel). В совокупности эти базы данных позволяют руководству ежедневно получать всю необходимую информацию для оценки состояния дел в компании.

Финансовая бухгалтерия при этом работает в обычном режиме, предоставляя свою базу специалисту, ведущему управленческий учет, для ее последующей трансформации.

Пример 2 . В течение дня в организации был зафиксирован приход продукции от 30 поставщиков и сделано соответственно 60 учетных записей:

Дт 41 Кт 60; Дт 19 Кт 60 - по каждому поставщику.

В базе управленческого учета в этом случае будут произведены только две записи:

Дт 41 Кт 60; Дт 19 Кт 60 - по "обобщенному" поставщику.

Перенос консолидированной информации из бухгалтерской базы данных в управленческую возможен лишь для операций, юридическое содержание которых соответствует их реальной экономической сути. Если же такого соответствия нет, то каждую проводку, переносимую в управленческие регистры, нужно рассматривать отдельно.

Если в управленческом учете отражены консолидированные данные, то полноценные управленческие отчеты нужно будет получать, используя и управленческую, и бухгалтерскую базы данных (например, аналитический отчет по конкретному поставщику может быть сформирован исключительно по данным бухгалтерского учета).

Несмотря на отмеченные недостатки, второй вариант ведения управленческого учета привлекателен своей низкой ресурсоемкостью. Он может быть внедрен в кратчайшие сроки и с минимальными затратами - достаточно организовать дополнительные рабочие места для бухгалтеров, ведущих управленческий учет.

Кроме того, эффективность применения данного варианта будет тем выше, чем более существенны отличия между бухгалтерским и управленческим учетом. Основным условием его эффективного применения является детально разработанная методика переноса операций из бухгалтерской базы данных в управленческую.

Возможны и другие варианты ведения управленческого учета, например на основе данных оперативного учета (о движении товаров, денежных средств и т.п.).

В этом случае можно получать управленческие отчеты лишь по отдельным аналитическим срезам (фактическому остатку товаров, задолженности), но не по финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Для постановки управленческого учета необходимо разработать регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета.

Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии бухгалтерским стандартам.

Основными регламентирующими документами являются:

  • корпоративные стандарты управленческого учета;
  • план счетов управленческого учета;
  • система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т.д.;
  • порядок документооборота при ведении управленческого учета.

В стандартах управленческого учета приводятся основные принципы отражения хозяйственных операций в организации. При разработке стандартов учета следует исходить из уже существующих нормативных документов (ПБУ, МСФО) и корректировать их в соответствии со специфическими условиями деятельности предприятия.

Так, в корпоративный стандарт, посвященный управленческому учету основных средств, нет смысла переписывать текст ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а лучше сделать ссылку, что данный документ взят за основу.

Выделять следует те позиции, по которым управленческий учет отличается от бухгалтерского: например право учитывать в качестве одного инвентарного объекта комплекс взаимосвязанных предметов, даже если каждый из них имеет разный срок полезного действия (в отличие от положений п. 6 ПБУ 6/01) или индивидуальные сроки амортизации основных средств исходя из периода их фактического использования в компании или из срока их окупаемости.

При разработке стандартов управленческого учета необходимо ориентироваться на вид бизнеса, рынок, на котором работает компания, структуру компании и ее акционеров.

Многие принципы управленческого учета можно взять из ПБУ 1/98, посвященного учетной политике.

При разработке управленческого плана счетов за основу принимается рабочий бухгалтерский план счетов.

Порядок отражения информации о хозяйственных операциях не меняется: в управленческом учете, как и в бухгалтерском, расходы по оплате услуг банков будут учитываться на счете 91, а основные средства - на счете 01.

Однако в управленческий план счетов будут входить и не задействованные в бухгалтерском Плане счета. В частности, имеет смысл ввести дополнительные (управленческие) счета учета денежных средств исходя из того, что информация на бухгалтерских счетах доступна внешним пользователям, а на управленческих - только менеджерам и владельцам компании.

Для нумерации этих счетов можно использовать пустующие коды разд. V бухгалтерского Плана счетов (например, 53 "Управленческая касса" и 54 "Управленческий расчетный счет").

Таким образом, часть операций по счетам "Касса" и "Расчетный счет" отражается на бухгалтерских счетах 50 и 51, а часть - на управленческих счетах 53 и 54.

Подобным образом можно задействовать все неиспользуемые кодировки в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима большая детализация данных. В связи с этим следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту.

Кроме того, управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным периодам и т.д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды.

Система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и бюджетирования. С этой целью оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной модели компании, которая должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов.

Для систем управленческого учета и бюджетирования разрабатывается одинаковая номенклатура статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивается определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные.

Классификаторы управленческого учета определяют и описывают различные объекты учета с целью их однозначной трактовки всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии.

Количество и типы используемых классификаторов каждое предприятие определяет исходя из своих потребностей.

Наиболее распространенными классификаторами управленческого учета, применяемыми компаниями, являются:

  • виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;
  • виды доходов;
  • центры финансовой ответственности;
  • места возникновения затрат;
  • виды (экономические элементы) затрат;
  • статьи калькуляции;
  • виды активов;
  • виды обязательств;
  • виды собственного капитала;
  • проекты;
  • направления инвестиций;
  • основные и вспомогательные бизнес-процессы;
  • типы клиентов;
  • категории персонала.

Внутри каждого классификатора вводится сквозная нумерация.

Если есть необходимость детализировать объекты учета, можно использовать многоуровневую структуру кода.

Классификаторы и кодификаторы играют важную роль и при автоматизации управленческого учета.

При необходимости в классификаторе можно использовать и пятизначный код, разбив каждый из элементов затрат на подэлементы.

Разработав все необходимые классификаторы, предприятию можно переходить к определению методов управленческого учета затрат и калькуляции себестоимости.

Для статей затрат и доходов в денежной форме предусматривается специальная кодировка. Это должно существенно облегчить формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении.

При разработке документооборота основное внимание нужно уделить первичным документам, предназначенным для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы.

В форму первичных учетных документов целесообразно ввести такие обязательные поля, как "Направление деятельности", "Код затрат", "Центр ответственности", которые сразу же позволят определить принадлежность хозяйственных операций к тому или иному центру ответственности, бизнес-процессу, временному периоду.

При разных вариантах организации управленческого учета порядок документооборота будет различным. Если все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет, то необходимо лишь зафиксировать это положение в регламенте.

Если же бухгалтер отражает данные в управленческом учете на основе базы данных бухгалтерского учета, то необходимо разработать отдельный документ, регламентирующий порядок переноса учетных записей о хозяйственных операциях из бухгалтерской базы в управленческую.

В регламенте документооборота должен определяться не только порядок отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому из отчетов должна быть дана краткая характеристика, необходимо также определить периодичность формирования отчетов и представления их руководству.

При внедрении системы управленческого учета на предприятии следует решить, как будет организовано его ведение.

Структурное подразделение, ответственное за ведение управленческого учета, должно удовлетворять таким требованиям, как информационная обеспеченность, методологическая подготовленность, компетентность.

На предприятиях организация ведения управленческого учета осуществляется:

  • в финансово-экономической службе;
  • в едином информационно-аналитическом центре;
  • в информационно-аналитическом центре внутри каждой из служб предприятия.

В зависимости от объектов учета возможно разделение полномочий и ответственности между службами.

Основными организационными документами, определяющими ответственность, обязанности сотрудников и отделов предприятия по ведению управленческого учета, являются:

  • положение об организационной структуре предприятия;
  • положения об отделах (подразделениях) предприятия;
  • должностные инструкции сотрудников предприятия;
  • инструкции по организации бизнес-процессов, отражающих сроки, последовательность и ответственность за формирование регистров управленческого учета и форм отчетности;
  • система мотивации сотрудников предприятия.

Несмотря на четкое определение и разграничение обязанностей сотрудников, одной из основных проблем при постановке управленческого учета является нежелание специалистов заполнять дополнительные формы и обрабатывать информацию.

Часто такая ситуация является следствием недостаточной работы с персоналом по разъяснению целей и задач управленческого учета.

Положительно влиять на процесс внедрения управленческого учета на предприятии могут следующие факторы:

  • заинтересованность руководителей предприятия в получении объективной информации и их готовность к необходимым изменениям;
  • четко сформулированные цели и выделенные приоритеты развития предприятия;
  • разработанная юридическая и организационная структура компании;
  • система мотивации управленческого персонала;
  • доступность методологической поддержки;
  • достаточный уровень автоматизации служб.

Нужно отметить, что при внедрении на предприятии управленческого учета почти всегда возникают серьезные трудности, вызванные разными причинами, например:

  • нежеланием руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений;
  • отсутствием локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной структуры;
  • нежеланием отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета;
  • дефицитом квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете;
  • противодействием работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учету часто представляются профессиональными конкурентами.

Чтобы минимизировать возможные проблемы, постановку управленческого учета следует осуществлять по прямому распоряжению владельцев компании и ее высшего руководства. Руководить постановкой управленческого учета должен непосредственно финансовый директор.

Внедрение управленческого учета на предприятии позволит руководству отслеживать все состояние бизнеса и принимать обоснованные управленческие решения.

Порядок переноса учетных записей из бухгалтерского учета в управленческий

Юридическое
содержание
операции
Экономическое
содержание операции
Проводки
в бухгалтерском
учете
Порядок переноса
данных
в управленческую
базу
Проводки
в управленческом
учете
Продажа
продукции
сторонним
организациям
1.1. Поступление
денежных средств от
покупателя на
расчетный счет
Дт 62 Кт 90-1;
Дт 90-3 Кт 68,
субсчет
"Расчеты по
НДС";
Дт 90-2 Кт 41,
43;
Дт 51 Кт 62
На следующий
день по
результатам
предыдущего дня
итоговыми
записями на
основании
данных
бухгалтерии <*>
Дт 62 Кт 90-1;
Дт 90-3 Кт 68,
субсчет "Расчеты
по НДС";
Дт 90-2 Кт 41,
43;
Дт 51 Кт 62
1.2. Поступление
денежных средств в
"управленческую"
кассу. Эти операции
отражаются в
бухгалтерском учете
- Заносятся в базу
по факту
каждой операции
с ведением
аналитического
учета по
покупателям на
основании
оперативной
информации
отдела продаж
Дт 62 Кт 90-1;
Дт 90-2 Кт 41,
43;
Дт 53
"Управленческая
касса" Кт 62
Продажа
товаров
внутри
холдинга
Перемещение
товара без реального
финансового
результата
Дт 62 Кт 90-1;
Дт 90-3 Кт 68,
субсчет
"Расчеты по
НДС";
Дт 90-2 Кт 41,
43;
Дт 51 Кт 62
На следующий
день после
операции на
основании данных
бухгалтерии.
Проводка
осуществляется,
если товар
переходит из
одного центра
ответственности
к другому
Дт 41, 43 Кт 41,
43
Оказание
услуг
организациями
внутри
холдинга
Использование
технических фирм для
налогосберегающих
схем
Дт 62 Кт 90-1;
Дт 90-3 Кт 68,
субсчет
"Расчеты по
НДС";
Дт 90-2 Кт 41,
43;
Дт 51 Кт 62
Операция не
отражается в
управленческом
учете
-
<*> Кроме того, в управленческий учет заносится дополнительная информация о направлении бизнеса, центре ответственности, категории и признаках затрат.

Д.Лысенко

Член правления

НП "Аудиторская

ассоциация "Содружество",

советник председателя

Контрольно-счетной палаты Москвы

Управленческий учет - это внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Управленческий учет формирует также довольно обширную информацию для обеспечения плановых управленческих решений, причем не только текущих, но и стратегически перспективных, поэтому его нельзя сводить только к системе учета.

Представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует, намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли - это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.

Рассмотрим необходимые условия для создания, выделения центров ответственности. Среди них можно обозначить:

  • - формирование совокупности центров ответственности, которым делегирована определенная часть общей ответственности за издержки, доходы или прибыль, для создания системы центров ответственности, чтобы каждый нижний уровень (центр) был подотчетен соответствующему верхнему;
  • - определение круга ответственности. Оно не должно повторять функциональную структуру управления предприятия, которая существует для иных целей; ее можноиспользовать только частично и там, где этоцелесообразно .

Для внутрифирменного управления в ОАО «УАЗ» существенное значение имеет хорошо налаженная информация обратной связи. Опыт внедрения управленческого учета в организации свидетельствует о необходимости системного подхода к получению данной информации. Системный подход к организации информации обратной связи предполагает как минимум три системных блока: счета управленческого учета, внутрифирменная отчетность, план документооборота.

Счета управленческого учета в ОАО «УАЗ» методически и организационно обособлены от других счетов бухгалтерского учета, поскольку на них создается информация для внутризаводского управления, а также в отличие от других счетов отражается не только фактическая, но и планово-бюджетная информация в детальном разрезе по центрам ответственности, калькуляционным объектам, другим разрезам. Отражение плановых и фактических данных на счетах позволяет получать отклонения от планово-бюджетных показателей в виде сальдо на счетах.

Обособленную информацию для управленческого учета можно и нужно получать на счетах раздела III Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010 г.). Их содержание следует расширить с целью получения всей необходимой информации для внутреннего управления в замкнутой системе счетов. В расширенный перечень счетов управленческого учета в ОАО "УАЗ" включены, сохранив названия тех счетов, которые уже действуют в утвержденном Плане счетов, и заняв свободные номера счетов, другие, необходимые счета управленческого учета, следующие счета:

  • 20 "Основное производство";
  • 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
  • 22 "Выпуск продукции";
  • 23 "Вспомогательные производства";
  • 24 "Готовая продукция";
  • 25 "Общепроизводственные расходы";
  • 26 "Общеуправленческие и коммерческие расходы";
  • 27 "Отражение издержек и доходов";
  • 28 "Вложения во внеоборотные активы";
  • 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
  • 30 "Продажи".

Возможен и другой вариант более последовательного расположения данных счетов, поскольку управленческий учет является внутренним делом любой компании.

Рассмотрим некоторые бухгалтерские записи на счетах управленческого учета.

Учет по объектам калькулирования, номенклатуре продаж, центрам ответственности, бизнес-процессам, сегментам деятельности и по другим основаниям группировки организуется на обособленных субсчетах к каждому счету. Классификация субсчетов должна быть единая и сквозная для всех счетов управленческого учета.

Поскольку счета управленческого учета выделяются в обособленную систему, имеющую внутренний баланс, обычно с нулевой суммой сальдо, нужно выделять счета самостоятельного учета затрат в системе счетов бухгалтерского (финансового) учета. На этих счетах целесообразно организовать учет по элементам расходов, чтобы совместить в единых регистрах получение информации о затратахв интересах и бухгалтерского, и налогового учета. Для этого в ОАО «УАЗ» используются следующие счета из раздела III Плана счетов бухгалтерского учета:

  • 31 "Материальные затраты";
  • 32 "Затраты на оплату труда";
  • 33 "Амортизационные отчисления";
  • 34 "Прочие затраты";
  • 37 "Отражение затрат".

Сальдо на счетах 31, 32, 33, 34 целесообразно закрывать только по результатам работы за год. Это позволит в течение года отражать фактические затраты нарастающим итогом, с начала года по сальдо на счетах с детальной расшифровкой фактических затрат по элементам, что существенно повышает наглядность получаемой информации. Общие суммы расходов, отраженные на счетах 27 и 37, должны быть равны между собой. Программа обработки данных на компьютере должна автоматически переносить их и отражать на счете 27 в системе управленческого учета.

Себестоимость выпущенной готовой продукции отражается без общехозяйственных расходов.

Бухгалтерские счета, применяемые в обособленной системе для управленческого аналитического учета, как свидетельствует опыт внедрения управленческого учета:

  • - создают завершенную информационную структуру, позволяющую получать внутреннюю управленческую информацию с достоверностью и точностью, присущими бухгалтерскому учету, но в закрытом режиме, заменяя бухгалтерский во внутризаводском управлении;
  • - позволяют накапливать информацию на счетах аналитического управленческого учета в режиме реального времени с отражением отклонений от планово-бюджетных показателей, что повышает оперативность контроля и управления, и отражать наряду с фактическими плановые данные путем бухгалтерских записей, что повышает внутреннюю дисциплину планирования, исключает необоснованные изменения бюджетов и смет центров ответственности;
  • - позволяют оперативно обобщать значимые для высшего руководства показатели и упорядоченно представлять информацию на все уровни управления .

Структура счетов управленческого учета выступает основополагающим стержнем, консолидирующим всю систему управленческого учета, не нарушая ее необходимой гибкости и оперативности.

Эффективно действующая система внутризаводского учета должна включать:

  • - обоснованную структуру внутризаводского управления по центрам финансовой отчетности, бизнес-процессам, сегментам деятельности;
  • - сметы и бюджеты для всей структуры управления с инструкциями исполнителям по их составлению и выполнению;
  • - план счетов управленческого учета, адаптированный к структуре внутризаводского управления;
  • - методические указания по ведению счетов управленческого учета в соответствии с согласованным планом счетов;
  • - формы внутризаводской отчетности и методические указания по их составлению, представлению и анализу;
  • - методы нормирования издержек, учета и анализа отклонений от норм с необходимыми инструкциями исполнителям;
  • - методы калькулирования по прямым и полным издержкам с распределением расходов по функциям, инструкции исполнителям;
  • - методы трансфертного ценообразования, инструкции исполнителям;
  • - план документооборота .

Современные подходы к управленческому учету предполагают его комплексную организацию. Отдельные элементы управленческого учета не могут решить проблему совершенствования внутризаводского управления.

— документ, в котором фирма закрепляет основы ведения такого учета, применяемые методы и прочие моменты. От того, насколько полно в положении об управленческом учете будут регламентированы основные механизмы управленческого учета, во многом зависит эффективность его функционирования. Тому, что важно при этом помнить, посвящена данная статья.

Как устроена система управления на предприятии

Если бухгалтерский учет (и, соответственно, бухгалтерская отчетность) имеет значимость прежде всего для инвесторов и собственников бизнеса, поскольку позволяет оценить финансовое положение фирмы и ее перспективы в плане доходности, то управленческий учет ориентирован главным образом на руководителей предприятия.

Он позволяет менеджерам различных уровней получать оперативную информацию о положении дел в подведомственном департаменте/отделе, имеющихся проблемах в его функционировании. На основании таких сведений менеджеры смогут быстро принимать оптимальные решения по изменению сложившейся в фирме ситуации в лучшую сторону.

Важно! С целью закрепления основных принципов организации управленческого учета в фирме, а также его базовых методов компания может разработать отдельную учетную политику для целей управленческого учета. Кроме того, локальным нормативным документом, закрепляющим основы ведения управленческого учета, выступает положение об управленческом учете .

Подробнее об учетной политике для целей управленческого учета см. в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Для того чтобы корректно составить положение, следует понимать, какое место занимает управленческий учет в общей иерархии учета на предприятии.

Итак, в общем виде система учета на предприятии представлена следующими уровнями:

  • 1-й — начальный уровень. Фирма регистрирует производимые операции в соответствующих регистрах, основываясь на первичных документах. К данному виду учета следует отнести бухгалтерский/финансовый.

О бухгалтерских регистрах см. в статье .

  • 2-й — агрегированный уровень. На данном этапе информация на основании первичных документов учитывается по особым правилам, определенным законодателем либо специфическими требованиями учета. В этом отличие данного уровня от начального. В качестве примеров выступают такие виды учета, как налоговый, статистический.
  • 3-й — управленческий уровень. Вся информация, собранная и учтенная с помощью различных методов (как бухгалтерского/финансового, так и налогового и статистического учета), еще раз подвергается анализу, агрегированию/детализации, после чего в виде специальных отчетов с фактическими данными, оценками и прогнозными показателями передается управленцам компании.

Примерная структура положения об управленческом учете

Как было указано выше, управленческий учет — это своего рода аналитический центр информации и сведений, получаемых иными способами учета. В то же время конкретных жестких требований законодателя к организации управленческого учета в фирме нет.

Вследствие этого на предприятии необходимо разработать и утвердить специальный документ, который будет регламентировать основы ведения управленческого учета.

Таким документом выступает положение об управленческом учете .

Каких-либо универсальных форм такого положения, закрепленных на законодательном уровне, в настоящее время также не установлено. Компания сама должна определиться со структурой положения и его содержанием.

Однако шаблон положения об управленческом учете привести возможно. В общем виде структура документа будет выглядеть следующим образом:

  • титульный лист;
  • раздел с описанием сферы использования положения в фирме;
  • раздел, содержащий ссылки на нормативные документы, которыми следует руководствоваться специалистам, осуществляющим управленческий учет;
  • раздел, посвященный общим принципам организации управленческого учета в фирме;
  • содержательный раздел, о котором речь пойдет далее;
  • заключительные сведения и документы (об авторах, лист согласования с ответственными руководителями, ген. директором, лист ознакомления и т. д.).

Какие моменты организационного характера по ведению управленческого учета следует закрепить в положении

Аспекты организационного плана должны быть включены в 1-й раздел (о сфере использования) рассматриваемого положения.

В частности, надо указать следующие моменты:

  • основные задачи управленческого учета;
  • порядок представления руководителям различных уровней управленческих отчетов;
  • что собой представляет методическое обеспечение ведения управленческого учета;
  • то, что положение распространяет свое действие на все подразделения, существующие в фирме;
  • действующие на предприятии локальные требования к формату такого положения (к примеру, если есть какой-либо стандарт, целесообразно сослаться на его реквизиты).

Кроме того, в отдельном разделе, посвященном нормативным регулирующим учет документам, необходимо отметить, какие федеральные стандарты существуют (ГОСТ и т. д.), а также расписать используемые в положении термины и аббревиатуры (с расшифровкой сокращений).

Какие содержательные моменты должны быть включены в положение об управленческом учете

В общем разделе фирма может привести следующее:

  • технологию осуществления управленческого учета в фирме;
  • кто является вовлеченными сторонами такого учета (функции каждой стороны, ответственные лица и т. д.);
  • модель управленческого учета (как правило, приводится в форме графической визуализации);
  • принципы системы мониторинга управленческого учета.
  • состава распорядительной документации;
  • механизма взаимодействия управленческого учета и отдельных структурных единиц фирмы (поступление, обмен информацией и т. д.);
  • подробного описания ресурсов организации (какие именно это ресурсы, для чего они необходимы в целях ведения управленческого учета и т. д.).

Итоги

Таким образом, при формировании положения об управленческом учете компании важно помнить, что его типовых универсальных форм нет. Однако документ должен обязательно содержать как общую организационную информацию о принципах и подходах к ведению управленческого учета, так и механизмы и способы его осуществления в конкретной фирме.

Управленческий учет - это система сбора, регистрации, обобщения и предоставления объективной информации по деятельности организации, необходимой для принятия решений управленческим звеном организации (руководителей). Благодаря организации и внедрению системы управленческого учета появляется возможность анализа финансово-экономического состояния предприятия, распределения ресурсов, оптимизации издержек, улучшения показателей финансового результата.

Задачи управленческого учета, способы и средства их реализации

Внедрение управленческого учета позволяет эффективно и оперативно решать комплекс задач:

  • Осуществлять планирование хозяйственной деятельности посредством бюджетирования;
  • Контролировать и оптимизировать затраты с помощью оперативного получения информации;
  • Анализировать отклонение фактических показателей от плановых на основании управленческих отчетов.

Способы реализации задач управленческого учета:

  • Управленческая (внутренняя) и финансовая (внешняя) отчетность;
  • Оперативный учет;
  • Бюджетирование.

Средствами реализации являются:

  • Бюджет доходов и расходов;
  • Бюджет движения денежных средств;
  • Прогнозный (плановый) баланс.

В соответствии со всеми видами бюджетов, используемыми на предприятиях в Москве или же в малых городах удаленных регионов России, автоматизация управленческого учета предприятия позволяет осуществлять контроль реализации планов, анализировать отклонение фактических показателей от бюджетных, производить корректировку, принимать управленческие решения. По окончании планового периода составляются:

  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о прибылях и убытках;
  • Баланс.

Основные принципы политики организации системы управленческого учета

Организация управленческого учета базируется на определенных принципах управленческой политики компании. К ним относятся:

  • Периодичность, соответствующая производственным циклам.
  • Преемственность информации и многократное ее использование.
  • Формирование показателей отчетности, приемлемых для всех уровней управления.
  • Применение бюджетирования.
  • Оценка результатов деятельности отдельных структурных подразделений (ЦФО).
  • Достоверность, полнота, оперативность информации, возможность анализа.
  • Применение единых единиц измерения.

Требования к системе управленческий учет на предприятии

Автоматизация управленческого учета предприятия должна соответствовать определенным требованиям:

  • Полнота и объективность отображения всех фактов хозяйственной деятельности.
  • Своевременность фиксации и предоставления данных.
  • Релевантность показателей.
  • Целостность системы управленческого учета.
  • Понятность для всех пользователей.
  • Регулярность.

Объекты управленческого учета

Учет затрат является одной из наиболее важных задач управленческого учета предприятием. Объективность и оперативность получаемой информации руководителями всех уровней, особенно в части издержек, влияет на эффективность принимаемых ими решений. Поэтому процесс своевременной фиксации показателей использования ресурсов является весьма актуальным в текущей деятельности предприятий в Москве и других регионах РФ. Его эффективная реализация возможна посредством использования программы для управленческого учета. Совокупность объектов управленческого учета, можно объединить в группы:

  • Производственные ресурсы;
  • Хозяйственные процессы;
  • Доходы и затраты;
  • Структурные единицы (с локализацией доходов и затрат по местам возникновения (ЦФО)).

Бюджетирование в управленческом учете

Процесс бюджетирования позволяет систематизировать управление предприятием, определить цели и пути их достижения, благодаря планированию и конкретизации показателей по всем направлениям деятельности и структурным подразделениям. Организация бюджетирования осуществляется по центрам финансовой ответственности, путем распределения функций, полномочий и обязанностей, определения зоны ответственности, формирования отдельных видов планов с максимальной детализацией. Такой подход позволяет:

  • достигать запланированные цели;
  • оптимизировать затраты;
  • рационально использовать ресурсы;
  • оптимально распределять денежные средства;
  • улучшать результативность хозяйственной деятельности в целом.

Прогнозирование на предприятии

Формирование бюджетной модели зависит от специфики и вида деятельности предприятия. Но в ее создании все же используются единые принципы.

1. Бюджетная интеграция. Для обеспечения эффективности планирования может создаваться значительное количество видов бюджетов: операционных и финансовых. Они могут формироваться для каждого ЦФО индивидуально. Но все они взаимосвязаны и объединяются в общую бюджетную систему. Генеральным планом является сводный бюджет компании.

2. Принцип последовательности. Все бюджеты составляются в соответствии с определенным регламентом и взаимоувязаны друг с другом. Первичными являются операционные бюджеты, показатели которых сводятся в общий Бюджет доходов и расходов, иногда его называют Бюджетом прибылей и убытков. На его основании составляются финансовые виды бюджетов: Бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс, бюджет капитала.

3. Система бюджетирования реализуется на основе регламентов (определенных норм и нормативов).

4. Сквозное бюджетирование. Сводный бюджет объединяет все виды планов предприятия, все они взаимоувязаны друг с другом.

5. Методическая сопоставимость. При составлении всех видов бюджетов используются единые методологии и подходы. Это необходимо для того, чтобы осуществлять качественный анализ и контроль исполнения планов на основе сопоставимых показателей.

Организация управленческого учета

Все виды отчетности, сопровождающие ведение управленческого учета, являются источниками информации для проведения анализа. В синтезе с отчетами, используемыми в бюджетировании, они являются основой для:

  • принятия решений,
  • оценки финансового состояния компании, ее платежеспособности и ликвидности,
  • прогнозирования динамики развития в перспективе,
  • инвестиционной привлекательности,
  • определения узких звеньев и формирования мероприятий для их ликвидации,
  • корректировки планов,
  • контроля исполнения планов,
  • оптимизации затрат,
  • рационального распределения доходов,
  • недопущения кассовых разрывов (текущего дефицита средств),
  • системного управления ресурсами,
  • оптимизации количества товарных запасов,
  • определения достаточности собственных средств для реализации инвестиционных проектов,
  • необходимости привлечения заемных средств для успешного внедрения новых технологий и покупки основных фондов;
  • определения перспективных направлений развития,
  • анализа отклонений фактических показателей от плановых с целью контроля исполнения бюджетов и их корректировки для достижения поставленных целей;
  • реализации мер, направленных на улучшение результатов финансовой деятельности в целом.

Основная цель управленческого учета – это изыскать резервы для повышения эффективности деятельности предприятия. Вся информация, получаемая благодаря автоматизации управленческого учета, должна быть востребована руководителями всех уровней, представлять для них экономический интерес и являться основой для принятия рациональных решений, способствующих дальнейшему позитивному развитию компании.

Виды управленческой отчетности

Все виды управленческой отчетности должны устранить неопределенность и определить объективную картину, которая необходима для выполнения управленческих функций. Поэтому, например, автоматизация управленческого учета представляет собой систему связанных показателей, обладающих полным набором характеристик, необходимых для обоснования решений на базе объективных данных.

Все виды управленческой отчетности имеют стандартные формы (в соответствии с утвержденными Положениями учетной политики), но они могут быть детализированы в зависимости от потребностей компании в расшифровке данных. Например, для определения категорий потенциальных покупателей или приоритетных групп товаров, может быть использован специальный отчет, предполагающий обобщение номенклатуры товаров и целевых покупателей по ряду признаков.

Формирование управленческого учета

Формирование управленческого учета можно сгруппировать в три основных блока:

  • Отчетность о финансовом положении компании и его изменениях, результатах деятельности.
  • Отчетность по основным показателям деятельности.
  • Отчетность об исполнении бюджетов.

Наиболее часто на предприятиях, где реализованы проекты с целью административного учета, используются следующие формы отчетности:

  • Отчет о движении денежных средств
  • Отчет о продажах
  • Отчет о произведенной продукции
  • Отчет о закупках
  • Отчет о запасах сырья
  • Отчет о готовой продукции
  • Отчет о дебиторской задолженности
  • Отчет о кредиторской задолженности.

Для однозначной трактовки объектов могут использоваться различные классификаторы. Их виды и количество определяется, исходя из потребностей компании, и закрепляется в положениях управленческой политики, которую формирует управление административного учета.

На предприятиях в Москве и других городах в РФ наиболее часто используются следующие виды классификаторов:

  • Виды продукции
  • Виды работы
  • Виды услуг
  • Виды доходов
  • Места возникновения затрат
  • Центры финансовой ответственности
  • Виды затрат
  • Виды активов
  • Виды собственного капитала
  • Виды обязательств
  • Направления инвестиций
  • Проекты
  • Основные и вспомогательные бизнесс-процессы
  • Категории персонала
  • Категории контрагентов.

План счетов управленческого учета «WA: Финансист» может соответствовать стандартным бухгалтерским (финансовым) счетам. Он является инструментом системного отображения информации и ее группировки по обобщающим признакам. План счетов может формироваться и в соответствии с задачами компании, он позволяет системно аккумулировать всю информацию о хозяйственной деятельности предприятия.

Общие черты и различия управленческой и финансовой отчетности

На всех предприятиях в Москве и других городах России обязательно ведется финансовый учет, так как он регламентируется законодательством РФ. Его предназначение – предоставление информации для внешних пользователей, в том числе государственных органов (например, налоговой инспекции). Целью внедрения инструментов управленческого учета является предоставление полноценной и объективной информации для внутренних пользователей, которая может способствовать принятию эффективных управленческих решений. Внутренняя информация может являться предметом коммерческой тайны и ее распространение вне рамок компании может сопровождаться санкциями по отношению к нарушителям. Финансовая отчетность является базой для анализа финансовой состоятельности компании, используемой инвесторами, кредиторами или другими лицами, заинтересованными во вложении капитала. Формирование управленческого учета является в первую очередь основой для эффективного менеджмента, так как она отображает объективную информацию о текущем финансовом состоянии предприятия. С ее помощью могут приниматься оперативные решения с целью своевременного реагирования на изменения внешней ситуации или корректировки путей, способствующих достижению стратегических целей.

Формы финансовой отчетности стандартизированы, поэтому понятны для внешних пользователей и сопоставимы по показателям. Формы внутренней управленческой отчетности могут быть разнообразными, утверждаются в соответствии с регламентами компании. Но в свою очередь они также должны быть унифицированы, для того чтобы показатели деятельности были сопоставимы в разрезе функционирования отдельных структурных подразделений.

Управленческая и финансовая системы взаимосвязаны и имеют общность:

  • Единые объекты;
  • Общий подход к определению целей и контролю их достижения;
  • Сходные принципы, если используется идентичный план счетов;
  • Однократный ввод первичных данных;
  • Информационная база используется для анализа и принятия управленческих решений;
  • Применение сходных методик.

Многие хозяйственные операции в финансовой и управленческой системах отображаются идентично, иные все же требуют специфического подхода, в зависимости от политики компании, применяемой для управленческой системы. Эти два вида учета имеют и существенные различия, они касаются следующих аспектов:

  • Периодичность. В управленческом - отчетные периоды регламентируются внутренними Положениями, в финансовом – государственным законодательством.
  • Характер показателей. В финансовом - все показатели измеряются в стоимостном выражении, в управленческом - спектр единиц измерения более широк, помимо стоимостных критериев могут использоваться натуральные величины и качественные показатели.
  • Степень детализации. В управленческой отчетности представляется аналитическая информация более подробно.
  • Способ группировки данных. В двух системах могут использоваться разные принципы для группировки информации.
  • Степень точности информации. В управленческом - возможны допуски, то есть определенные погрешности, что недопустимо в финансовом.

Основные этапы постановки и внедрения автоматизации управленческого учета

Основные этапы постановки и внедрения автоматизации управленческого учета включают в себя:

  1. Разработка и согласование технического задания
  2. Разработка стратегии компании с определением целей и приоритетных направлений
  3. Анализ и диагностика существующей организационной структуры, системы финансово экономических отношений, организации производства, систем планирования и ведения бухгалтерского учета.
  4. Создание информационной базы для внедрения управленческой системы.
  5. Разработка финансовой структуры компании и определение центров финансовой ответственности.
  6. Разработка системы управления затратами, классификация затрат.
  7. Формирование системы управленческой отчетности.
  8. Построение системы бюджетирования.
  9. Введение административного учета.
  10. Автоматизация процессов.

На каждом этапе постановки задач и внедрения автоматизации управленческого учета разрабатываются соответствующие регламенты, которые определяют нормы и правила. Они отображаются в конкретных Положениях, которые являются документами, отражающими политику компании.

Методологические подходы

Инструменты управленческого учета может классифицироваться по различным признакам, в зависимости от методологических подходов.

1. В зависимости от объемов обрабатываемой информации формирование управленческого учета может быть:

  • Систематизированным.
    Ведется на регулярной основе, в него включается измерение, оценка и контроль затрат по всем видам процессов (снабжения, производства, сбыта). Все затраты группируются по статьям и элементам, источникам возникновения и носителям. Осуществляется составление внутренней, содержание, сроки и периодичность предоставления которой удовлетворяют внутренних пользователей и позволяют сделать оценку деятельности предприятия в целом и отдельных структурных подразделений.
  • Дифференцированным.
    Содержание является выборочным, зависит от поставленных задач.

2. В зависимости от целей и задач менеджмента формирование управленческого учета может быть:

  • Стратегическим.
    Ориентируется на определение перспектив развития компании и обеспечение информацией высшего управления.
  • Оперативным.
    Обеспечивает достижение целей в краткосрочном периоде
  • Производственным.
    Задача обстоит в обеспечении информацией о себестоимости продукции, величине прибыли, стоимости запасов.

3.В зависимости от методологических подходов к организации управленческого учета могут использоваться:

  • Интегрированная (монистическая) система. Управленческая система взаимосвязана с финансовой. План счетов в управленческой системе имеет привязку к счетам финансовой.
  • Автономная (дуалистическая) система Предполагается обособленное создание управленческой и финансовых систем. План счетов управленческой системы не привязан к финансовой. Процесс ориентируется только на потребности управления.

4. По охвату видов деятельности и организационной структуры предприятий управленческая система может представлять собой:

  • Полную систему. Такой вид распространяется на деятельность предприятия в целом и его отдельные структурные подразделения
  • Достаточную систему (с ограниченным набором показателей). Сущность такого вида, заключается в том, что он ведется только по индивидуальным объектам или их группе.

5. По оперативности и контролю данных может применяться учет:

  • Фактических данных.
    Используется метод отнесения на затраты фактически потребленных ресурсов, расчета фактической себестоимости и финансовых результатов от реализации продукции.
  • Нормативных данных.
    В этом случае предполагается разработка определенных норм затрат и учет ведется также по нормам (стандартам) с выделением отклонений.

6. По полноте затрат могут выделяться виды:

  • Полных затрат.
    Себестоимость исчисляется с отнесением всех затрат
  • Маржинальных.
    Исчисляется сокращенная себестоимость.

Правила, способствующие эффективному внедрению управленческого учета на предприятие

Автоматизация управленческого учета должна быть системным процессом. На практике же при решении этой задачи руководители компаний даже в Москве – центре сосредоточения бизнес информации, допускают ряд типичных ошибок, исправление которых приводит к дополнительным финансовым затратам и потерям времени. Во избежание таких проблем следует учитывать следующие правила.

1. Внутренние управленческие отчеты должны содержать только необходимую информацию и иметь удобную для восприятия форму. Они должны быть структурированными, легко читаемыми, наглядными. В них должны включаться только те реквизиты, которые необходимы для целей управления. Такой подход не только сокращает время обработки документов, но и делает их более информативными и полезными.

2. Оценка элементов отчетности должна производиться не только на основании финансовых методик, но и с использованием других методологий. При создании правил должны применяться наряду с российскими правилами и международные стандарты.

3. Эффективное внедрение автоматизации управленческого учета может быть осуществлено только после детальной диагностики компании и проведения разъяснительной работы среди менеджеров о необходимости такого действия.

4. В процесс формирования управленческого учета должно вовлекаться значительное количество сотрудников, так как информационной базой в целях управления и реализации процесса продаж будет пользоваться достаточно широкий круг персонала. Эту задачу нельзя возлагать только на бухгалтеров, экономистов и финансистов.

5. При внедрении автоматизации управленческого учета необходимо точно определить схему бизнесс-процессов, произвести ее оптимизацию и распределить функции, создать должностные инструкции. Такой подход позволит избежать дублирования функций.

6. Внедрение управленческого учета предполагает решение целого комплекса задач, с целью повышения оперативности и качества управления и улучшения результатов деятельности по всем направлениям. Поэтому он не может быть ориентирована на решение какой-то одной проблемы. Например, обеспечение документооборота.

7. Процесс совершенствования формирования управленческого учета должен носить постоянный характер. Нельзя допускать, чтобы проведенная единожды оптимизация считалась достаточным действием. Система регулярно должна улучшаться, внедряться новые программные продукты и использоваться инновационные методологии.

8. Необходимо обязательно создавать регламент документооборота, в котором прописаны сроки предоставления документов, сдачи отчетности, мотивация персонала за соблюдение правил. Эффективным решением может стать график документооборота.

9. Корпоративная культура предполагает обмен информацией в точно определенные сроки. Внедрение информационных технологий позволяет эффективно реализовать этот процесс.

10. Инструменты управленческого учета должна соответствовать задачам, поставленным в компании. Ограничение возможностей по техническому фактору не должно быть причиной возникновения дополнительных проблем на предприятии.

Управленческий учет в «WA: Финансист» (платформа 1С 8) – современное решение

По мере развития компании ее организационная структура усложняется, а объемы обрабатываемой информации увеличиваются. Возникает необходимость автоматизации процессов. Эффективная организация управленческой системы неизбежно связана с применением различных программных продуктов. Значительное количество хозяйственных операций, большая номенклатура товаров, масштабный список контрагентов - это малая часть из перечня критериев, которые способствуют усложнению процесса.

На первых этапах после создания предприятия в Москве или другом городе России управленческий учет может вестись с помощью простых таблиц EXEL. Такой подход эффективен при незначительных объемах хозяйственных операций. Вполне закономерно, что при незначительном размере стартового капитала небольшие предприятия прибегают к тем способам, которые можно получить бесплатно. По мере развития компании увеличивается не только количество хозяйственных операций, которые подлежат обработке, но и размер капитала, который можно инвестировать в информационные технологии и программное обеспечение. Систематизацию и оперативность получения информации обеспечивают специальные программы. Наиболее популярным решением задачи является внедрение инструментов управленческого учета в «WA: Финансист».

Крупные компании используют ERP-системы, позволяющие вести все виды учета одновременно. Но такие решения являются весьма дорогостоящими.

Ведение прогнозирование на предприятии с помощью автоматизированного управленческого учета позволяет оперативно обрабатывать значительные объемы информации. В сочетании с дополнительными модулями функции систему могут быть расширены. Пользователи получают ряд преимуществ:

  • широкий набор инструментов для учета и контроля, позволяющий получать оперативно информацию и анализировать ее в различных ракурсах;
  • применяемые системы и модули легко настраиваются в соответствии с политикой учета и спецификой деятельности компании;
  • высокая производительность средств автоматизации позволяет мгновенно обрабатывать значительные массивы информации.

Автоматизация управленческого учета

Программы для управленческого учета позволяют решить задачи автоматизации процессов, контроля и формирования отчетности. Универсальными и эффективными решениями является линейка программных продуктов «WA: Финансист». Они могут использоваться на предприятиях с различной спецификой и объемами документооборота на предприятиях в Москве и других регионах России. Они эффективны для применения в организациях с выделенной финансовой службой, а также в компаниях, которые оперируют сводными данными, получаемыми из внешних систем.

Предлагаемые модули для автоматизации:

  • Для обеспечения эффективной работы казначейства и формирования БДДС может использоваться модуль «Управление денежными средствами» (сокращено «УДС»);
  • Для формирования бюджета доходов и расходов и прогнозного балансового листа используется модуль «Бюджетирование»;
  • Для ведения управленческого учета по корпоративным стандартам и МСФО может применяться модуль «УпрУчет/МСФО»;

С использованием программных продуктов «WA: Финансист», можно реализовать различные варианты для обеспечения автоматизации процессов учета и бюджетирования.

А. Бюджетирование.

Для решения задач бюджетирования и автоматизации процессов можно использовать различные продукты «WA: Финансист»:

1. Если необходимо реализовать полный комплекс бюджетирования используется модуль «WA: Финансист. Бюджетирование».

2. Если на предприятии стоит задача только управления денежными средствами на основе БДДС может применяться модуль «WA: Финансист. УДС».

Б. Оперативный управленческий учет.

Для эффективной организации оперативного управленческого учета и автоматизации процесса с помощью продуктов «WA: Финансист» можно использовать следующие решения:

3. Для оперативного учета движения денежных средств используется модуль «WA: Финансист. УДС» (Управление денежными средствами);

4. Для управленческого учета эффективно использовать модуль «WA: Финансист. УпрУчет/МСФО»;

5. Если для оперативного учета и анализа оборотных средств необходимо использование функций резервирования товаров, сложного расчета себестоимости и других специфических торговых операций, то модуль «WA: Финансист. УпрУчет/МСФО» используется как дополнительный к специализированной программе для управленческого учета (например, в 1С 8 Управление торговлей). В этом случае система обеспечит автоматизацию функции закупки и продажи, а модуль «WA: Финансист. УпрУчет/МСФО» - функции финансовой службы по трансляции данных оперативного анализа.

В. Управленческая отчетность.

Для формирования и анализа отчетности могут использоваться следующие модули:

6. По движению денежных средств - «WA: Финансист. Управление денежными средствами»;

7. «WA: Финансист. Управленческий учет/МСФО» - для формирования управленческой (внутренней) отчетности и финансовой (внешней) отчетности, в том числе по стандартам МСФО.

Статьи по теме