Народы россии, буряты. Презентация «Коренные народы Сибири» «Буряты Традиции бурятского народа для детей презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура бурятского народа Матафонова Н.Н., учитель нач. классов, г. Северобайкальск

СаГААЛГАН – Праздник белого месяца

Благословлен восточный календарь, Двенадцать разных он годов вмещает. И каждый год каким-нибудь Животным выступает.

Одна из легенд гласит, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены каждому именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.

Культура бурятского народа Юрта – традиционное жилище бурят

Юрта – традиционное жилище бурят В ойлочная Деревянная

с ю з в Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны.

Западная часть называется мужской частью. Там хранятся охотничьи принадлежности и конское снаряжение.

Восточная часть юрты считается женской половиной. Это место кухонной утвари, инструментов для выделки кожи, швейных принадлежностей и всего того, что необходимо женщине для ведения хозяйства.

В центре юрты находится очаг. Буряты почитают огонь. Огонь в очаге священен., он хранитель семьи, дарователь всего наилучшего.

Часть юрты за очагом, расположенная напротив двери, называется хоймор. Это почетная часть юрты. Там хранятся ценные вещи, находится алтарь. Хоймор также является местом для гостей. Он считается высокой частью жилища, а часть юрты у двери – низкой, поэтому не принято задерживать гостей у двери, их сразу приглашают «наверх», в хоймор.

Бурятская церемония чаепития Угощая гостей, хозяйка подносит пиалу с чаем сначала гостью, потом хозяину. Пиала обязательно подается правой рукой, при этом левая рука касается локтя правой руки. Гость, приняв пиалу с чаем, смачивает в нем кончик безымянного пальца правой руки, затем брызгает чаем в сторону очага.

Любимый круговой танец бурят – ёхор Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор. Ёхор – бурятский народный хороводный танец. Группа танцующих, держась за руки, покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движения убыстряются, шаги сменяются прыжками. Буряты – единственный из современных монголоязычных народов, у которых бытует круговой танец. В этом танце могут участвовать сколько угодно лиц обоего пола. Иногда число танцующих доходит до 150 человек. Этот танец трудный, непривычный человек сразу устает.

Лошадь в традиционной культуре бурят С образом лошади, самым любимым животным бурят, связываются чувства добра, любви. Лошадь – спутник, верный друг, помощник в труде, на охоте, на войне и на празднике. В древние времена существовало поверье, что в момент рождения сына рождается богатырский конь, предназначенный для него. Святым делом отца было обучить сыновей ездить верхом в раннем детстве.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по кружку "Культура татарского народа"

Тип занятия: закрепление пройденного материала.Цели и PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="задачи:- образовательныезакрепить полученные знания у учащихся по культуре татарского народа (национальные традиции,обыча...

История. Буряты- нация монгольского
происхождения, проживающая на
территории Забайкалья, Иркутской
области и Республики Бурятия. Всего
носителей этого этноса
насчитывается около 690 тыс.
человек по результатам последней
переписи населения. Бурятский язык
является самостоятельной веткой
одного из монгольских наречий. Как и
все кочевники, буряты долгое время
были шаманистами - почитали духов
природы и всего живого, имели
обширный пантеон различных
божеств и совершали шаманские
ритуалы и жертвоприношения. В 16
веке среди монголов стремительно
начал распространяться буддизм, и
столетие спустя большинство бурят
покинуло свою коренную религию.

Традиции.

Классические традиции бурятского этноса
передавались из поколения в поколение много
веков подряд. Они складывались под влиянием
тех или иных потребностей общественного
уклада, совершенствовались и изменялись под
влиянием современных тенденций, но
сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит
бурят, стоит посетить один из
многочисленных праздников, таких как
Сурхарбан. Все бурятские праздники -
большие, и маленькие, - сопровождаются
танцами и забавами, в числе которых
неизменные состязания в ловкости и силе
среди мужчин. Главный праздник в году у
бурят - Сагаалган, этнический Новый Год,
приготовления к которому начинаются
задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных
ценностей наиболее значимы для них самих.
Кровные узы для этого народа очень важны, а
пращуры - почитаемы. Каждый бурят
может без труда назвать всех своих предков
до седьмого поколения по линии отца.

История и традиции бурятской кухни

Буряты – народ кочевой, в связи с чем у
этого народа сложились свои традиции в
питании. Образ жизни кочевников требует
огромных энергетических затрат, поэтому
кухня Бурятии отличается сытностью
блюд и их калорийностью. Занимаясь
скотоводством с незапамятных времен,
этот народ имеет в своем рационе
огромное множество мясных и молочных
блюд.

Поза, второе название – бууза, является
национальным блюдом бурятской кухни. В
кусочки теста заворачивают фарш,
смешанный с внутренним жиром.
А знаменитый бурятский плов – это
гордость и украшение праздничного стола.
Молоко – второй основной продукт
питания бурятов, после мяса. Ни один
прием пищи не обходится без
употребления молока или других молочных
продуктов. Молоко, сливки или сметана
обязательно присутствуют на столе,
иначе трапеза не считается полноценной.
Из молока буряты изготавливают сыр
хурууд – национальный продукт Бурятии.
Непременное условие изготовления сыра –
цельное молоко и деревянная посуда. Не
менее популярны кумыс и курунгу. А еще
хозяйки умеют делать потрясающе
вкусное лакомство – творожные снежки.

На столе обязательно
присутствует первое блюдо. Шулеп,
или суп-лапша, является
национальным блюдом. Его рецепт
строго охраняется и передается от
одного поколения к другому.
В Бурятии кроме национальных
блюд есть и национальные напитки.
Без сомнения это чай! Существует
уникальная чайная церемония с
множеством ритуалов,
напоминающая священное
действие. Предпочтение отдается
зеленому чаю. Готовят его по
особой технологии. Вначале листья
чая доводят до кипения, избавляя их
от горького привкуса, затем,
добавив молоко, кипятят повторно.

Национальная одежда.

Халаты – главный элемент одежды бурят в
былые времена, шили из тканей синего
Национальная одежда.
цвета. Но могли быть исключения. Порой их
делали из коричневого, бордового или
темно-зеленого материала.
Мужской халат украшал особый
четырехугольный борт «энгэр», который
имел не столько утилитарное, сколько
символическое значение. Энгэр состоял из
цветных полос, верхняя из которых должна
была быть белая. Позже, когда среди бурят
начал распространяться буддизм, ее стали
делать золотисто-желтого цвета.
У бурят каждый цвет имеет свой символ.
Черный – это земля, дом и родина, красный –
огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Как мы упоминали раньше, буряты вели
кочевой образ жизни и занимались
скотоводством. Потому одежду свою
они шили из шкур, шерсти и меха.
Хлопчатобумажные ткани и сукно
покупали на ярмарках, которые
проходили в Иркутске. Поскольку зимы в
Бурятии суровые, то и в костюме есть
зимний и летний варианты. Для пошива
зимнего халата, который назывался
«дэгэл», использовали овчину, обшитую
бархатом. Летний повседневный халат
(«тэрлинг») шили из
хлопчатобумажных тканей, а
праздничный делали из шелка. Халаты
кроили без плечевых швов.
Застегивались они сбоку. Это защищало
от сильных ветров и лучше согревало.
Длина халата должна была закрывать
ноги как при ходьбе, так и при верховой
езде. К тому же, такой длинный халат
легко мог стать при необходимости
походной постелью: на одну полу
ложились, другой укрывались.

Мужской костюм дополняли два
элемента – нож («хутага») и огниво
(«хэтэ»). Первоначально эти вещи
имели утилитарное значение, но со
временем стали элементами декора
костюма. Ножны и рукоять ножа
украшали чеканкой, самоцветами и
серебряными подвесками. Огниво
выглядело как небольшая сумочка из
кожи, ко дну которой крепилось
стальное кресало. Его также украшали
бляхами с чеканными узорами.
Носили огниво и нож на поясе.
Женские украшения были более
сложными. Это и кольца, которые
носили на каждом пальце, бывало
даже в несколько рядов, и браслеты
на обеих руках, и серьги, и височные
кольца, и нагрудные украшения.
Последние состояли из множества
серебряных медальонов, которые
могли быть квадратные, треугольные и
круглые. В них вкладывали молитвы,
которые служили оберегом.

Васильева Юлия

Презентация. Народы России. Буряты. Быт, традиции, культура.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Численность оценивается в 620 тыс. чел. в том числе: В Российской Федерации - 450 тыс. чел. (по данным переписи 2002 года) В северной Монголии - 80 тыс. чел. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая - 25 тыс. чел. Ныне буряты проживают преимущественно в Республике Бурятия (273 тыс. чел.), Усть-Ордынском Буятском округе (54 тыс. чел.) и других районах Иркутской области, Агинском Бурятском округе (45 тыс. чел.) и других районах Забайкальского края. Буряты также проживают в Москве (3-5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (1-1,5 тыс. чел.), Якутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах РФ. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно. Диалекты бурятского языка отражают деление по территориальному этносу: аларские, балаганские, боханские, нукутские и т. д.Как и другие монголы, бурят-монголы пользовались письменностью, созданной на основе уйгурской графики. Большая часть бурят (восточные) пользовалась этой письменностью до 1930 г., с 1931 г. - письменностью на основе латинского алфавита, а с 1939 г. - на основе кириллического алфавита. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI - начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры.К началу XVII век булагаты, эхириты и, по крайней мере часть хондогоров, находились на определенной стадии этнической консолидации, а население Забайкалья находилось в среде непосредственного влияния халха-монгольских ханов.Новый импульс происходившим в регионе этническим процессам дало появление первых русских поселенцев в Восточной Сибири. К середине XVII века территории по обе стороны Байкала вошли в состав Российского государства. Часть бурят в этот период (с 1630-х по 1660-х гг.) переместилось в Монголию. Однако после нашествия хана Галдана началось обратное переселение, продолжавшееся с 1665 по 1710 гг. К концу XIX века образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо прочих в него вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха- и ойрат-монголов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы.

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы - охота и рыболовство. В XVIII - XIX вв. интенсивно распространилось земледелие, особенно в Иркутской губернии и Западном Забайкалье.

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурят. С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые школы, начала складываться национальная интеллигенция. В 1766 году из бурят были сформированны четыре полка для содержания караулов по Селенгинской границе: 1-й ашебагатский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. Полки были реформированы в 1851 году при формировании Забайкальского казачьего войска.

С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм. Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Рождество, Пасха, Ильин день, святки и др. В 1741 году буддизм признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь - Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. Со второй половины XIX по начало XX века - период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали философские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х годов. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят. Со второй половины 1980-х годов началось также возрождение шаманизма, на территории республики Бурятия. Западные буряты, проживающие на территории Иркутской области положительно воспринимали веяния Буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Усть-Ордынском Бурятском округе, шаманизм остается основным религиозным направлением.

Традиционное жилище - юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба - тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны - сундуки, стол для гостей. На одной стене - полка с бурханами или онгонами. Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов (саламат, тарасун - алкогольный напиток, получаемый путём перегонки кисломолочного продукта и другие). Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса - хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту.Символом бурятской кухни являются позы (трад. название буузы), приготовляемое на пару́ блюдо, родственное пельменям. Мастерство их изготовления чрезвычайно ценится.

Верхняя одежда Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовалист халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Нижняя одежда Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани - дабы. Обувь Обувь - зимой унты из кож жеребят, или сапоги. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечно небо. Женская одежда Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке. Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Фольклор Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовыхгимнов, сказкок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры - эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Содержание поэм героическое. Исполняли улигеры речитативом сказители. Дуунууд - песни-импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие. Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта. Литература Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты - единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.Традиционная светская литература бурят включала также ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств. После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. В 1922 году быОсновная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом. л издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинов) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год). В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей. В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова.

Музыка Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника. Выдающиеся персоналии Бурятский народ представлен рядом значительных фигур, внесших замечательный вклад в развитие мировой науки, дипломатии, медицины, культуры и искусства. Известна деятельность Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Гомбожаба Цыбикова, в международной политике на рубеже XIX - XX вв., по устанавлению и укреплению дипломатических контактов России с Монголией и Тибетом. Агван Доржиев провел огромную работу в распространении буддизма на европейском континенте, выстроил первый в Европе буддийский храм. После 1917 года такие бурятские специалисты, как Элбек-Доржи Ринчино, сыграли значительную роль как в создании бурятской автономии, так и в создании Монгольской Народной Республики. В Тибете и тибетской эмиграции в Индию бурятские буддийские учителя продолжали сохранять влияние, хотя почти утратили связь с родиной. Работы ряда современных бурятских художников и скульпторов представлены в крупнейших музеях и галереях мира. Среди них Даши Намдаков, Сэренжав Балдано, Вячеслав Бухаев, Зорикто Доржиев.Достижениями первой величины известны многие бурятские спортсмены. Так Баир Бадёнов на летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине завоевал первую за 20 лет медаль Российской Федерации по стрельбе из лука, повторив успех Владимира Ешеева, получившего олимпийскую медаль в 1988 году.

Колесница Майдари, конец XIX века. Сагаалган - Праздник Белого месяца (Новый год) Сурхарбан Цам; Дуйнхор (Калачакра); Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни); Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи); Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита); Зула-хурал (день памяти Цонкапы).

Над презентацией работала Васильева Юлия из 8 «А» класса. Спасибо за просмотр!

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

В их числе развитый культ
обо, культ гор, поклонение
Вечно Синему Небу (Хухэ
Мунхэ Тэнгри). Возле обо
надо
обязательно
остановиться
и
почтительно преподнести
дары духам. Если не
остановиться у обо и не
сделать
жертвоприношения
удачи
не
будет.
По
поверью бурят, каждая
гора, долина, река, озеро
имеет своего духа.

К одной из главных традиций
относится
священное
почитание природы. Нельзя
наносить вред природе.
Ловить
или
убивать
молодых
птиц.
Рубить
молодые деревья. Нельзя
бросать мусор и плевать в
священные воды Байкала. У
источника воды "аршана"
нельзя стирать грязные
вещи.
Нельзя
ломать,
выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом
костер.
Не
следует
осквернять
священное
место плохими действиями,
мыслями или словами.

Огню приписывается магическое очистительное воздействие.
Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости
не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории известен
случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь
за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана.
Очищение огнем широко используется и сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).

Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы.

Религиозные взгляды в Бурятии делятся на 2 группы - восточную и западную.

На востоке проповедуют буддизм ламаистского толка, а на западе - православие и шаманизм.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Традиции и обычаи бурятского народа

Традиции и обычаи бурятского народа тесно связаны с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Зачастую из родовых юрт доносились различные звуки животных - уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает.

Многие игры и танцы были не просто развлечением, но и неким обрядом. Например, игра "Земхэн" устраивалась для того, чтобы незнакомые роды стали ближе друг другу в общении.

У кузнецов также были интересные обычаи. Для того, чтобы освятить свою кузницу, они проводили обряд "Хихиин хуурай". Если после этого обряда сгорало жилище или человек погибал от удара молнией, устраивался "Нэрьеэри наадан", в дни проведения которого, проводились специальные обряды.

Статьи по теме