Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада "Золотая хохлома". Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада "Золотая хохлома" По мотивам хохломской росписи нод ст группа
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Беседа «История Хохломы»

Слайд № 1

Воспитатель : Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Слайд № 3

Сказ о "Хохломе"

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Слайд № 4

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Слайд № 5

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Слайд № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Слайд № 16, 17

Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» - вьющиеся волосы).

Слайд № 18,19

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Вопрос : Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Вопросы:

  • Как называется предмет?
  • Из какого материала сделан предмет?
  • А какие узоры нарисованы на предмете?
  • Как вы думаете, для чего применяется этот предмет?

Игра «Укрась посуду»

На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.

Воспитатель подводит итог :

  1. Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
  2. Напомните мне, как же она называется?
  3. А какого цвета ваша посуда?
  4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Программное содержание:

Образовательная:

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Хохломская роспись».

Развивающая:

Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.

Развива т ь у дете й эстет ич е с к ое в о с п рия т и е , ч у вст в о ри т м а, к о мп о з и ции, ц в ет а , умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательная:

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,

Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка; тычки из поролона и дерева; полоска из бумаги для пробы рисования.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе.

Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.

Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у человека все предназначено для самого себя, (глаза – смотреть; уши – слушать). Все это нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Так давайте мы с вами улыбнемся, и подарим улыбки нашим гостям, и дружно поздороваемся.

Здравствуйте гости званные,

Гостьюшки наши желанные.

Много гостей, много и новостей.

Я хочу сказать вам новость. Мы сегодня отправимся в путешествие в село Хохлома, и познакомимся с «Хохломской росписью». А в путешествие отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер– самолет.

Сели удобно, взялись крепко за руки и закрыли глаза. И так, наше удивительное путешествие начинается (представляем как летим).

И вот мы приземляемся. Раз – два – три и мы попали в мир чудесной хохломы.

Воспитатель: Ребята, вот это и то село под названием Хохлома.

Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. И сегодня мы с вами познакомимся с росписью, которая называется - хохломская.

В далекие времена здесь люди делали игрушки, посуду, и изделия эти расписывали узорами. А потом везли в большие деревни, города на ярмарку и кричали: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки. К вам приехала сама, «Золотая Хохлома».

Золотая она потому что, изделия расписывали узорами и покрывали лаком, потом ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и изделия казались золотыми.

Ребята, посмотрите какие здесь изделия (ложки, плошки, подставки, матрешки и т. д).

Ребята, а из какого материала они сделаны?

Дети: Дерева.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего эти изделия нужны?

Дети: Это сувениры, для подарков.

Ребята, давайте мы посмотрим, какого цвета в них больше?

Дети: Красного, черного, желтого, немного зеленого.

Посмотрите на изделия и назовите элементы росписи.

Дети: Ягодки, листочки, завитки, травинки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что роспись на изделиях ягодно - травянная.

Посмотрите еще раз: Вот изделия хохломские.

Разные ложки и ковши.

Вы разглядите, не спишите.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди,

Называют Хохломой.

Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый.

(Достаю, записку из коробки. Мастера, просят помощи у детей.)

Воспитатель: Поможем ребята.

Разбирайте изделия и садитесь за столы.

Воспитатель: Сели красиво.

Давайте вспомним еще раз особенности хохломской росписи.

1. Фон - (красный, черный, желтый)

2. Цветовая гамма - (красный, черный, желтый, немного зеленого)

3. Орнамент – (ягодно-травянной)

4. Виды ягод – (смородина, клубника, рябина).

Воспитатель: А сейчас я покажу и научу как рисовать волнистую линию и завитки, слитным плавным движением.

Ягоды – методом тычка.

Листья – методом примакивания.

Завитки – тонкой кисточкой.

Ребята рисуем, чередуя листья, ягоды, завитки.

А теперь подготовим руки к рисованию, и скажем волшебные слова.

Кисти, кисти помогите

Хохлому рисовать начните.

Во время работы помогаю словесно, показом.

Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились, мастерам помогли, расколдовали заклятья.

Ирина Волкова
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе

Тема : «Золотая хохлома »

Задачи : Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью . Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки) . Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом) . Прививать интерес к народным промыслам.

Материалы и оборудование

Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью , образцы элементов хохломской росписи , бумажные заготовки посуды, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, диск с русской - народной музыкой.

Ход занятия:

Сегодня утром мне принесли посылку, а я совсем про неё забыла, давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью ) . Да тут еще конверт (в конверте письмо и заготовки посуды)

«Здравствуйте девченки и мальчишки! Пишут Вам торговцы с Нижегородской ярмарки». Скоро состоится ярмарка, а посуды не расписанной много осталось, помогите нам.»

Ну, что ребята поможем (ответы детей)

Давайте рассмотрим посылку внимательнее. Какая ребята роспись на посуде? (ответы)

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета . Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой » .

Ребята, посмотрите, как расписана чаша. Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Мы с Вами уже пробовали рисовать завиток . Потом на ветке изобразить ягоды и листья (листья и ягоды лучше рисовать концом кисти ) .

Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными)

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии) .

Теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду (дети выбирают себе понравившуюся заготовку)

Но перед тем как рисовать , давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни :

(дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (встряхивание кистями) .

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели .

Дети выполняют работу под русскую народную музыку. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.

Подведение итогов.

Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы ребята. Несите свои работы, полюбуемся на вашу хохломскую посуду , а потом отправим ее на ярмарку.

Публикации по теме:

Цель: приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Задачи Образовательные: - продолжать знакомить с хохломской росписью, её колоритом,.

Конспект открытого занятия на тему:«Золотая Хохлома». Воспитатель: Сотникова Наталья Николаевна Реализация содержания программы в образовательных.

Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома» Программное содержание. 1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве 2. Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Программное содержание: Образовательные: - Учить детей рисовать золотую рыбку. -Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую.

Тема: "Золотая хохлома". Программные задачи: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №51» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель : Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях .

Программное содержание :

Учить рисовать «завитки» . Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла .

Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;

Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Демонстрационный материал : готовые изделия хохломских мастеров , образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка) , лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью .

Раздаточный материал : готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков» .

Методические приемы :

1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи .

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью , раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа : «завиток» , криуль, растительность.

Интеграция с ОО :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети :Хохлома .

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись . - Почему роспись назвали «Хохломской » , откуда она к нам пришла?

Воспитатель : Давным-давно зародилась эта роспись . Свое название она получила от названия села Хохлома , где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда , притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель : -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров» .

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла : Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары !

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель : - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель : Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий . Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором . Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель : -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель : - Какие цвета используются при росписи ?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель : -Что является главным рисунком?

Дети : -Растительность.

Воспитатель :-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Дети : «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» .

Воспитатель : - Поиграем в игру «Угадайка» . Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи , а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети : Да.

Воспитатель : -На чем расположены все элементы?

Дети : На центральном стебле (криуль) .

Воспитатель : А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток» .

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель : Сначала начинаем рисовать концом кисти , делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель : Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью .

Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети : Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки» , «усики» , «капельки» ,

«завиток» , «травка» .

Воспитатель : Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель : - С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки ?

Дети : хохломской .

Воспитатель : - Почему роспись назвали хохломской ?

Дети : свое название получила от села Хохлома .

Воспитатель : Какие элементы росписи вы знаете ?

Дети :: «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» , «завиток» . Воспитатель : Хочется сказать такие слова :

"Как волшебница жар - птица,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома

Воспитатель : Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка» Программное содержание: 1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «В лес по ягоды» Ход образовательной ситуации: На столе стоит хохломская посуда. Дети подходят и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите какая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с элементом хохломской росписи «смородина» Программное содержание: - воспитывать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками, приемами хохломской росписи;.

Доклад «Экспериментальные формы работы с детьми III г. о. по ознакомлению с хохломской росписью» Доклад на тему:«Экспериментальные формы работы с детьми III г. о., по ознакомлению хохломской росписи». Доклад подготовил: СарапуловаВ. С.

МАДОУ «Эврика» г. Перми

Конспект

занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе детского сада.

Воспитатель первой квалификационной категории

Ширяева Анастасия Павловна

г. Пермь

Декоративная роспись шаблонов посуды.

Цели: актуализировать знания детей о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: хохломская посуда, шаблоны посуды.

Ход занятия.

    Вступление.

Сегодня мы с вами отправимся под Нижний Новгород там, где живут мастера Золотой хохломы.

Звучит русская народная музыка.

Слайды

коробейник: Низко кланяюсь вам, дорогие гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Вот, посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.

Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором я привёз из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

слайды по щелчку

Воспитатель : золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

слайды

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Дети рассматривают хохломские изделия.

Все предметы выставляются на столе.

слайды

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

Дети знакомятся с элементами растительного орнамента.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.



- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Посмотрите:

ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.

Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.


Выставка. Показ и анализ работ.

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашему коробейнику не стыдно будет ехать на ярмарку.

Слайд по щелчку

Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

История хохломской росписи.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Зарождение хохломской росписи

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода. Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью. Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев. Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и

Статьи по теме