Скачать презентацию тему луна спутник земли. Луна - спутник земли. II. Повторение пройденного

Слайд 2

Подрастал, подрастал,Был рогатым - круглым стал.Только круг, чудо-кругСтал опять рогатым вдруг.

Слайд 3

Слайд 4

В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится - В зеркало глядится.

Слайд 5

Слайд 6

Луна и месяц - это разные небесные тела? Живут ли на Луне люди?

Слайд 7

Среди вас нет ни одного ребенка, который бы не видел Луну. Какой вы ее запомнили? Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в точном небе Луну. Только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появились два названия: «луна» и «месяц». Но все это - одна и та же Луна. Почему тогда мы видим ее такой разной?

Слайд 8

Почему у месяца нет платья? (сербская сказка) Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то и узко, и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришёл к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц, не месяц, а целая луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.

Слайд 9

О Луне ученые сегодня знают больше, чем о любой другой планете, кроме Земли. Если смотреть на Луну с Земли, то кажется, что она меняет форму. Эти различные формы называются фазами Луныи возникают они из-за того, что мы видим только освещенную Солнцем часть Луны при ее движении вокруг Земли. Луна двигается вокруг Земли и является ее естественным спутником. Что такое спутник? Спутник- это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, то есть те, которые не созданы человеком.

Слайд 10

Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос. Естественные спутники создает природа, а не человек. Спутник должен двигаться вокруг тела, которое больше него по размерам. Какой вывод о размерах Земли и Луны мы можем сделать?

Слайд 11

Правильно. Земля - больше Луны. На сколько больше? Мы видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в шесть раз меньше Земли. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в шесть этажей. Так что Луна - огромная! От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров космической ракете это расстояние можно преодолеть за два-три дня. Так как Луна - естественный спутник Земли, то ученые постоянно за ней наблюдают. Теперь любой ученик может объяснить: почему она такая разная.

Слайд 12

Слайд 13

Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью ее видно, потому что Солнце ее освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному. Когда Луна находится между Землёй и Солнцем, к Земле обращена неосвещённая половина Луны, и Луну на небе не видно. Эта фаза называется новолунием. Через 2-3 дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращённого выпуклостью в сторону Солнца. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днём. Луна принимает вид целого диска. Это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять становится серпом, но уже обращённым в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется.

Слайд 14

Слайд 15

Луна вращается вокруг своей оси и одновременно совершает свой путь вокруг Земли, так как она является спутником нашей планеты. Оборот вокруг Земли она совершает за 29 с половиной суток. Столько же времени ей требуется, чтобы обернуться вокруг своей оси. Земля вокруг своей оси поворачивается за сутки. Вот такая разница. Все это мы знаем благодаря ученым. Как они изучают Луну? Что вы об этом знаете?

Слайд 16

Слайд 17

С Земли на Луне всегда видно одно и то же, так как Луна постоянно обращена к Земле одной стороной. Даже в мощный бинокль можно увидеть на Луне какие-то сероватые пятна. Эти пятна в старину считали морями. Интересно то, что в этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Хотя сегодня учёные знают, что морей на Луне нет, они решили не изменять названия на карте этой планеты, поэтому там можно найти Океан Бурь, Море Облаков, Море Дождей и много других морей.

Слайд 18

Светлые части Луны – это её горные районы. На Луне есть высокие горных хребты и много кольцевых гор – кратеров. Кратеры – большие ямы, окружённые холмами. Некоторые из этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов. У самых больших кратеров дно плоское и похоже на стадион, окружённый трибунами.

Слайд 19

Как же там, на Луне? Там всегда тихо. На Луне нет воздуха, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня. День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой длинный день поверхность Луны успевает раскалиться до температуры +130 градусов. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает температуры -170 градусов. Так же резко там отличается температура на солнце и в тени – ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады температур.

Слайд 20

Если бы оказались на Луне, подняли головы и посмотрели на небо, то увидели бы непривычную для нас картину. Небо на Луне не похоже на земное. Оно не голубое, а чёрное. Чёрное и днём, и ночью.

Слайд 21

Луну постоянно изучают лунные космические аппараты. В 1959 году впервые была запущена ракета, которая облетела наш естественный спутник и сделала снимки другой стороны Луны. Благодаря этим снимкам учёные составили первую карту обеих сторон лунной поверхности. Оказалось, что обратная сторона Луны совершенно не похожа на видимую. Она почти сплошь гористая и там всего несколько «морей». В 1966 году на спутнике Земли впервые прилунилась первая в мире ракета. За эти годы на Луну прилетало много ракет. Автоматы и космонавты доставляли на Землю уникальные снимки и пробы грунта. Исследования планеты продолжаются.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Автор презентации – Котова Ирина[email protected] Вы скачали эту презентацию на сайте - viki.rdf.ru http://www.junior.ru/students/sadikova/moon.gif http://www.photohost.ru/pictures/127241.jpg http://www.hitlife.net.ua/pictures/435e4c91370cbc1a.jpg http://www.llama.ru/other/mesyaz.gif http://www.turkmenistan.gov.tm/foto/science/2009/150909-1.jpg http://kashkin.files.wordpress.com/2009/03/pia02441.jpg?w=500&h=406 http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/icraft/moon.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/42/265/42265929_space020.jpg http://i.focus.ua/img/a/8/9/61698.jpg?1251976431 http://i329.photobucket.com/albums/l362/Nemosix/ASTRONAUTIK/APOLLO11.png http://schools.keldysh.ru/sch444/projekts/2008-2/Sait/pictures/as8-14-2383c75.jpg http://img.oboz.obozrevatel.com/files/NewsPhoto/308771/163217_image_large.jpg

Посмотреть все слайды

Радиус = 1738 км Температура поверхности = от до +120° С Сутки = 708 часов Римляне называли нашу спутницу Луной, греки - Селеной.


Расстояние до Земли = км






Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, - это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Большая часть поверхности покрыта реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, полученных из столкновений с метеорами. По непонятной причине лунные моря сконцентрированы на обращенной к нам стороне.


Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27.3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.


На Луне невооруженным глазом можно видеть темные пятна. В бинокль, а еще лучше в телескоп очертания их выступают более отчетливо. Это обширные равнины на лунной поверхности. Первые наблюдатели, рассматривавшие Луну в телескоп, приняли их за водоемы и назвали морями.


Но на Луне нет ни воды, ни льда. Если когда- нибудь они там и были, то давно уже испарились и улетучились в пространство. Объясняется это тем, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Луна не могла долгое время удерживать около себя сколько- нибудь значительное количество паров воды и газов.










Для начинающих очень трудно бывает отличить растущий от новолуния к полнолунию месяц от убывающего к новолунию от полнолуния. В северном полушарии пользуются известным приемом: если к лунному серпу можно так приставить воображаемую палочку, чтобы получилась буква "Р" (растущий), то месяц растет, если же месяц выглядит, как буква "С" (старый), то он убывает.

Слайд 1

Наша спутница Луна

Выполнила: Погребняк Ксения. 11 класс. Колыбельская СОШ. 2007г.

Слайд 2

Первые сведения о луне

ЛУНА – это, пожалуй, единственное небесное тело, в отношении которого с древнейших времен ни у кого не было сомнений, что оно движется вокруг Земли. Во II в. До н.э. Гиппарх определил наклон лунной орбиты к плоскости эклиптики и выявил ряд особенностей движения Луны. Он создал весьма совершенную для своего времени теорию ее движения, а также теорию солнечных и лунных затмений. ЛУНА, естественный спутник Земли, находится от нее на среднем расстоянии 384400км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики 5 °8" 43", масса 7,349.1022 кг (1/81,3=0,0123 массы Земли), средний радиус Луны 1737,1 км (0,2727 Земли), ускорение силы тяжести на поверхности 1,62 м/с2. Средняя плотность 3341 кг/м3, сидерический период обращения 27,3 сут, синодический период обращения 29,5 сут (708 часов). Светит отраженным солнечным светом, визуальное сферическое альбедо 0,075 (отражает 7,5% падающего солнечного света). После периодов бурной солнечной активности отдельные места лунной поверхности могут слабо светиться под действием люминесценции. Температура на поверхности Луны 100-400 К (днем на экваторе достигает 130оС, а ночью минус 170оС. За 1,5 часа затмения охлаждается до минус 100оС), магнитное поле 0,4 гамм.

Слайд 3

Внешний вид

Как все планеты и их спутники, Луна светит отраженным солнечным светом. Обычно бывает видна та часть Луны, которую освещает Солнце. Исключение составляют периоды вблизи новолуния, когда отраженный от Земли свет слабо освещает и темную сторону Луны, создавая картину «старой Луны в объятиях молодой».

Слайд 4

Поверхность луны

На Луне можно выделить три основных типа образований: 1) моря – обширные, темные и довольно плоские участки поверхности, покрытые базальтовой лавой. Берега большинства морей представляют собой обрывы, а по дну тянутся невысокие валы в десятки метров.

Слайд 5

Яркие приподнятые перекрывающихся, на долю которых приходится немногим области, заполненные множеством больших и маленьких круглых кратеров, часто более 83% площади поверхности Луны. Поверхность «материков», являющаяся более старой, гориста, ее уровень выше, чем у «морей», и разность средних высот достигает 2,3 км. Трещины и крутые каньоны шириной 1–2 км часто тянутся на сотни километров почти по прямой. Их глубина составляет от одной до нескольких сотен метров; более тысячи из них внесены в каталоги. Эти разрывные трещины в лавовой коре часто параллельны краям морей. Некоторые из них напоминают меандры русел земных рек.

Материки

Слайд 6

Горные цепи

Столь знакомые нам на Земле, такие, как Апеннины, довольно редки на Луне и много небольших горных систем - кольцевые структуры (цирки), подобные той, что окружают кратер Коперник. Основные цепи гор на видимой стороне Луны (Апеннины, Альпы и Кавказ), конечно, были сформированы столкновением, породившим Море Дождей. Концентрические цепи гор окружают и некоторые другие моря. Некоторые горы вдоль южного края Луны сравнимы по высоте с Эверестом. Максимальные высоты лунных гор ~ 5 км. Горы пологие с уклоном в 15-200. Более гориста обратная сторона Луны.

Слайд 7

Строение и состав луны

Плотность лунных пород составляет в среднем 3,343 г/см3, что заметно уступает средней плотности для Земли (5,518 г/см3) Поверхностный слой - лунная кора средней толщины 68 км (от 6 км в Море Кризисов до 107 км на невидимой - в северной части кратера Королева) - имеет состав, близкий к составу «материков». Кора со стороны повернутой к Земле тоньше. Под корой располагается верхняя мантия - слой толщиной около 250 км. Еще глубже - средняя мантия толщиной порядка 500 км; полагают, что именно в этом слое в результате частичного выплавления формировались «морские» базальты. На глубинах порядка 600-800 км, то есть у подошвы твердой оболочки Луны - литосферы, располагаются глубокофокусные лунные сейсмические очаги. Нужно, однако, отметить, что естественная сейсмическая активность на Луне невелика. Основными причинами сейсмической активности Луны являются приливное воздействие 3емли и падения крупных метеоритов. .

Слайд 8

Кратеры луны

Самая большая структура на Луне, официально внесенная в список кратеров, - Герцшпрунг, диаметром 591 км, который расположен на обратной сторон Луны и поэтому не виден с Земли. Этот кратер представляет собой многокольцевую ударную деталь. Подобные ударные структуры на видимой стороне Луны позже были заполнены лавой, которая, отвердев, превратилась в темную твердую породу.

Слайд 9

Гассенди. Лунный кратер 100 км в диаметре, расположенный на северной границе Моря Влажности. В кратере имеется несколько пиков, а его дно пересекается расселинами. Кратер Гассенди получил известность, в частности, в связи с исследованием нестационарными явлениями на Луне.

Слайд 10

Циолковский (Tsiolkovskii) Кратер на обратной стороне Луны, имеющий в диаметре180 км. Кратер наполовину заполнен темной лавой, через которую пробивается центральный пик. В полушарии, лишенном темных морей, этот кратер по контрасту является одной из наиболее заметных деталей. Астронавты Аполлона 13 сфотографировали его при возвращении домой как место кандидат будущей посадки Аполлона 17. Затем пришлось отказаться из-за сложности связи с местом на обратной стороне Луны.

Слайд 11

Исследование Луны КА

Исследования Луны проводилось несколькими сериями КА: Луна (первые три Лунник, СССР), Рейнджер (США), Сервейор ("Исследователь", США), Лунар Орбитер ("Лунный орбитальный аппарат", США), Зонд (СССР) и пилотируемыми КА "Аполлон". Последний полет по программе «Аполлон» состоялся в конце 1972 года, а через 4 года прекратились и полеты советских «лунников». Лишь через два десятка лет, в 1990 году, свой искусственный спутник «Хитен» послала к Луне Япония, ставшая третьей «лунной державой». Затем было еще два американских спутника - «Clementine» (1994 год) и «Lunar Prospector» (1998 год). Наконец в 2003 году свой КА запустило Европейского космического агентство.

Слайд 12

Гаррисон Шмидт, геолог, собирает образцы лунного грунта с помощью регулируемого совка. Устройство на скале на переднем плане обеспечивает устойчивую вертикаль.

Слайд 13

Аполло (посадочный лунный модуль "Орел") и луноход.

Время пребывания на Луне

Слайд 14

Иллюзия Луны

Вблизи горизонта Луна выглядит гораздо большей, чем высоко в небе. Это оптическая иллюзия. Психологические опыты показали, что наблюдатель подсознательно регулирует свое восприятие размера объекта в зависимости от размера других объектов в поле зрения. Луна кажется меньше, когда она высоко в небе и окружена большим пустым пространством; но когда она у горизонта, ее размер легко сравнить с расстоянием между ней и горизонтом. Под влиянием этого сравнения мы неосознанно усиливаем свое впечатление о размере Луны.

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная (с использованием ИКТ).

Цель урока: формирование представления о холодном небесном теле – Луне.

  1. Познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли, установить причину смены фаз Луны в течение месяца.
  2. Развивать наблюдательность, воображение и фантазию, умение строить сообщения в устной форме, находить ответ на заданный вопрос, умение принимать роль в учебном сотрудничестве.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, теллурий, иллюстрации с изображением Луны, презентация, таблица “Солнечная система”, учебник “Окр.мир” Н.Я.Дмитриева.

Ход урока

I. Орг.момент

(слайд 1)

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Учимся мы наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать, наша любознательность.

– Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

II. Повторение пройденного

– Какую тему по окружающему миру мы проходим?

– С какими космическими объектами познакомились?

– Что узнали о солнце, планетах, звездах?

III. Тест

– Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2-7)

Тест

  1. Планеты Солнечной системы изучают...
  2. А) географы; Б) химики; В) астрономы; Г) физики.

  3. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...
  4. А) 7; Б) 9; В) 11.

  5. Плутон – это...
  6. А) самая большая планета Солнечной системы;
    Б) самая маленькая планета Солнечной системы;
    В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

  7. Относительно Солнца планеты расположены так:
  8. А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
    Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
    В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

  9. Что такое Земля?
    А) звезда;
    Б) планета;
    В) пылающий шар. (Дети ответы показывают карточкой)

IV. Постановка темы и целей урока

Все ли тайны Галактики мы открыли? Чтобы узнать тему урока, отгадаем загадки.

  1. Белые цветочки
    Вечером расцветают,
    А утром увядают.
  2. Искры небо прожигают,
    А до нас не долетают (метеориты )
  3. Вечером рассыпался горох,
    Утром встал – нет ничего
  4. Украшал ночную синь
    Серебристый апельсин
    А прошла неделька только-
    От него осталась долька
  5. Синенькая шубейка весь мир покрыла (небо )

Отгадывая загадки, дети прикрепили на доску отгадки (звезды, луну, метеориты )

Какое небо изобразили?

Какие объекты мы видим ночью, а какие днем и ночью?

– Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (Слайд 8)

  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля?
  2. Самая удаленная от Солнца планета?
  3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?
  4. Небесное тело, которое само светится?

– Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

– Видели ли вы Луну?

– Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

– А хотите ли узнать больше? (да)

– Ребята тема нашего урока называется “Спутник Земли – Луна” (слайд 9)

– Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течении этого урока, (слайд 10)

  1. Луна - спутник Земли.
  2. Поверхность Луны.
  3. Лунные фазы.
  4. Изучение Луны человеком.

– Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

V. Изучение новой темы.

– Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна – спутник Земли. (Слайд 11)

– Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

– Как вы думаете, каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

– Прочитайте на с. 65, что сказано о размерах Луны.

Луна меньше и легче Земли и притяжение меньше. Человек в 60 кг весит 10 кг. А сколько весить будете вы?

Какое расстояние до Луны?

– Расстояние до Луны примерно 400 тысяч километров. Это самое близкое к Земле космическое тело. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

Используется таблица: на доске:

– Работа в парах.

Решение шутливой задачки о том, как второклассник отправился на Луну. Сколько лет будет старичку, когда он вернётся обратно?

(40л + 40л + 8л = 88л)

– Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

– Давайте чтобы это все лучше представить, рассмотрим движение Земли и Луны вокруг солнца при помощи теллурия.

– Во время практической деятельности дети получают дополнительную информацию, опираясь на наблюдения и факты. (Луна обращена к Земле одной стороной, смена дня и ночи через 14 земных суток, температура + 130,– 170. Период оборота вокруг Земли – 1 месяц, за это время проходят сутки на луне. Отсутствие атмосферы, воздуха, ветра)

– Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

– Почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны.(слайд 13)

– Что вы видите на изображении?

– Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

– Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., к-е расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями.

У лунного моря
Особый секрет, –
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!

(Учащиеся высказывают предположения:

Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.

– Эти впадины называются кратерами или по другому их называют “лунными морями”.

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

– Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

– Значит, что такое “лунные моря”? (кратеры, образованные в следствии падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

3. Лунные фазы


А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она “Почему у месяца нет платья?” И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками)

Заглянул Полумесяц к Портному,
Не к небесному, а к земному.
Сшей мне, мастер, нарядное платье,
Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.
Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней
Вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно
– Так поправился Месяц небесный!
– Чуть не плачет с досады Портной:
Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела
Иль от стирки материя села,

Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет Портной ни минутки.
Ну, а Месяц – гуляка ночной
– Стал тем временем полной Луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последние три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,
Где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж Месяц стучится в окошко.
Да не Месяц, а тоненький Серп
– В это время он шёл на ущерб,
– Не Луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной:
Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин.
То худым, точно этот аршин.
Шить Вам платье - пустое занятье,
Оставайтесь-ка лучше без платья!

– Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

– Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

– А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

– Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. Изменение формы Луны называется фазами. Они существуют только для нас, на Луне никаких фаз нет. То Луна похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп “молодой”, “растущей” Луны отличается от Луны “стареющей”. Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква “Р”, т.е. первая буква слова “растущий”. Значит мы нарисовали молодую Луну. А “стареющий” серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву “С” – первую букву слова “стареющий”.

4. Изучение человеком Луны

(слайд 15)

– Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

– Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция “Луна-9” прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция “Луна-16” произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

– А сейчас мы прочитаем о том, кому удалось побывать на Луне. Внимательно слушайте и запоминайте. (один ученик читает)

Карточка (читает ученик) В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат “Луноход – 1”. Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

– Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

VI. Закрепление изученного материала

(слайд 16)

– Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений и т.д.)

VII. Итог

– Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

– Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Мы получили много научной информации. А можно ли любоваться Луной? И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

1. Послушайте отрывок из “Сказки о мёртвой царевне” А.С.Пушкина:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

2. Л Бетховен “Лунная соната”. Во время музыки просмотр слайдов.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Статьи по теме