Порядок лицензирования транспортной деятельности. Нужна ли лицензия на осуществление перевозки пассажиров и грузоперевозки Лицензирование перевозок грузов различными видами транспорта

Транспортная деятельность - это комплекс мероприятий, направленных на перевозку грузов, пассажиров либо багажа морским, авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом, выполняемых на законных основаниях.

Лицензия представляет собой разрешение на осуществление транспортной деятельности при соблюдении условий и требований, согласно лицензии. Лицензирование транспортной деятельности производится специальным лицензирующим органом. Этот документ могут оформить все юридические и физические лица, их компании и предприятия, которые занимаются транспортной деятельностью.

Существуют различные виды лицензирования транспортной деятельности:

  1. лицензия погрузочно-разгрузочной деятельности, которая относится к опасным грузам в морских портах, на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте
  2. на инвестиционную деятельность и деятельность по управлению инвестиционными, а также паевыми инвестиционными фондами
  3. на осуществление деятельности по воздушной перевозке грузов, пассажиров и почты
  4. на осуществление деятельности по буксировке морским транспортом
  5. на перевозку пассажиров и грузов железнодорожным транспортом
  6. на перевозку пассажиров не более 8 человек автотранспортом
  7. на перевозку пассажиров и грузов морским транспортом
  8. на перевозку грузов внутренним водным транспортом.

Лицензирование транспортной деятельности осуществляется на основании законодательства. Для того, чтобы оформить лицензию, юридическое или физическое лицо должны предоставить в лицензирующий орган соответствующий пакет документов. Прежде всего, это заявление на предоставление лицензии. Также необходимо предоставить нотариально заверенные копии устава и учредительного договора.

Заказать услугу по лицензированию деятельности

Отдельные виды транспортной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба гражданам, безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Порядок лицензирования осуществляется в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых правительством Российской Федерации, которые определяют лицензирующие органы, их полномочия, конкретные виды деятельности и порядок лицензирования. Согласно положению о лицензировании конкретных видов деятельности на внутреннем водном транспорте лицензированию на этом виде транспорта подлежат перевозки пассажиров и грузов, а также погрузочно- разгрузочные работы с опасными грузами.

Лицензирование осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорт.

Обязательными лицензированными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемых видов деятельности на внутреннем водным транспорте являются:

  • - наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании судов, технических средств и объектов, предназначенных для выполнения лицензируемой деятельности, соответствие их установленным нормам и требованиям, а также квалифицированных профессионально подготовленных и аттестованных в установленном порядке специалистов;
  • - выполнение установленных требований по обеспечению безопасности судоходства, наличие мероприятий по обеспечению безаварийной работы судов;
  • - наличие договора с Бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте по обеспечению диспетчерского регулирования движения судов, радиотелефонной связи с судами, оперативной путевой информации и прогнозов погоды;
  • -наличие договора страхования членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровья при исполнении ими служебных обязанностей;
  • -соблюдение нормативных правовых актов, касающихся судоходства и правил перевозок, экологических, санитарных и противопожарных норм.

Для получения лицензии предоставляются:

  • -заявление о предоставлении лицензии;
  • - учредительные документы о государственной регистрации заявителя лицензии;
  • -свидетельство о постановке заявителя лицензии на налоговый учет;
  • - документ, подтверждающий уплату заявителем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом его заявления о предоставлении лицензии;
  • - сведения о квалификации специалистов заявителя лицензии;
  • - иные документы, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими нормативными правовыми актами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

  • - наличие недостоверной информации в предоставленных документах;
  • - несоответствие деятельности заявителя лицензии лицензированным требованиям и условиям.

Заявитель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия лицензии не может быть менее, чем 5 лет. По окончанию срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта непосредственно, либо через его территориальные органы.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий и установить срок устранения лицензиатом нарушений, который не должен превышать 6 месяцев.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранит указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии и об ее аннулировании может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление транспортной и перевозочной деятельности сопровождается наличием повышенных требований безопасности, поскольку любой автомобиль отнесен к источникам повышенной опасности. В настоящее время в Российской Федерации порядок лицензирования указанных направлений деятельности также сопровождается сертификацией транспортных средств. Как осуществляется процедура по получению разрешительного документа рассмотрим подробнее в нашем материале.

Лицензирование и сертификация транспортной деятельности

Транспортная деятельность в Российской Федерации требует проведения сертификации и лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ). Под сертификацией понимается процедура подтверждения гарантий качества работ и услуг, которые осуществляются в ходе осуществления транспортной деятельности.

Сертификации подлежат следующие направления:

  • эксплуатация транспортных средств в процессе перевозки грузов и пассажиров;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту;
  • услуги по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте;
  • перевозки грузов с использованием транспортных средств.

Сертификация осуществляется по национальным и международным стандартам качества, при этом помимо обязательных систем доступны различные программы добровольной сертификации.

При этом учитываются следующие особенности:

  • по итогам прохождения данной процедуры на каждую единицу транспорта выдается сертификат соответствия законодательным требованиям;
  • проведение сертификации входит в компетенцию Федеральной службы Госстандарта;
  • сертификации подлежит не только транспорт, но и работы и услуги, связанные с эксплуатацией указанных средств.

Для прохождения подается заявка, на основании которой проводится экспертиза качества. Необходимо учитывать, что срок действия любого сертификата устанавливается контрольным органом Госстандарта РФ, но не может превышать три года.

О факте прохождения указанной процедуры свидетельствует не только выданный уполномоченным органом бланк, но и внесение записи в единый реестр Системы сертификации ГОСТ РФ. Если в процессе эксплуатации транспорта или оказания транспортных услуг выявляется нарушение условий сертификата, он подлежит аннулированию с исключением сведений из федерального реестра.

Лицензирование транспортной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Закона № 99-ФЗ, а для международных перевозок транспортом в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.1998 № 127-ФЗ.

Предметом лицензирования является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые официально зарегистрированы в налоговых органах. Для получения разрешительной документации указанные субъекты должны обращаться в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Возможность осуществлять различные виды деятельности связана не только с выдачей лицензии, но и с внесением ее в федеральный реестр.

Лицензирование и сертификация транспортной деятельности связана с установлением повышенных требований безопасности, так как все категории транспорта относятся к источнику повышенной опасности. В соответствии с Законом № 99-ФЗ практически любая деятельность по организации перевозок грузов и пассажиров с использованием транспорта осуществляется при наличии лицензии.

Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности

Под транспортной деятельностью в Российской Федерации понимается перевозка грузов и пассажиров различными видами транспорта, прошедшего сертификацию. Направления лицензирования данной деятельности подразделяется на следующие группы:

  • перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, предназначенном для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, когда такие перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280;
  • перевозки пассажиров легковым транспортом на коммерческой основе;
  • перевозки грузов автомобилями массой свыше 3.5 тонн (за исключением случаев, когда перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица);
  • перевозки пассажиров и грузов морским транспортом, на внутреннем водным, воздушном и железнодорожном транспорте;
  • обслуживание морских судов в морских портах;
  • иные возможные виды перевозки пассажиров и грузов.

Лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется территориальными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации. Получение отдельных видов лицензий осуществляется с учетом требований Воздушного кодекса, Водного кодекса и т.д.

Для того, чтобы получить разрешительный документ на осуществление перевозочной и транспортной деятельности в Российской Федерации, следует пройти проверку квалификационных требований к сотрудникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая реализовывается в рамках экзаменов на специальные категории водительских прав и курсов повышения квалификации.

Обратите внимание!

Лицензированию подлежит только коммерческая деятельность предприятий и ИП, лицензия дает право на заключение гражданских договоров со сторонними лицами.

Разрешительный документ может выдаваться бессрочно или на определенный срок, это зависит от срока и оснований владения транспортными средствами.

Если вам необходима помощь в получении лицензии, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, с помощью которых можно подготовить документы для подачи заявки, а так же получить полное правовое сопровождение на каждом этапе при лицензировании в уполномоченных органах.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Как получить лицензию на перевозку более 8 пассажиров автомобильным транспортом?

Утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров (более 8 человек) автомобильным транспортом. Речь идет о перевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лицензирующий орган – Ространснадзор.

К соискателю лицензии (лицензиату) предъявляются следующие требования. В частности, это наличие принадлежащих ему помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Последние с 1 января 2013 г. обязательно должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха. Кроме того, в штате организации должны быть водители, с которыми заключен трудовой договор, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы.
Для получения лицензии необходимо подать заявление. При ее переоформлении следует указать сведения о новых видах работ, которые лицензиат намерен выполнять.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата на бумажном носителе уплачивается госпошлина.

Порядок принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, а также формы контроля определены федеральным законодательством. Сведения об этом размещаются на Едином портале государственных услуг.
Прежнее положение утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711); пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316); пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076); постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552). 3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 г. 4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров). 2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. 4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров; г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования. 7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения. 8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. 12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Введение

Лицензирование как гражданско-правовой институт ведет начало с "доперестроечных времен", поэтому стадии его правового регулирования необходимо рассматривать в тесной динамике развития базовых законодательных актов.

В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. С началом перестройки институт лицензирования вышел на качественно иной правовой уровень. Так, после принятия Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, во всех сферах и отраслях народного хозяйства. При этом отдельные виды деятельности предприятия могли осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии). Определение перечня видов деятельности и порядка выдачи лицензий было отнесено к компетенции Совета Министров РСФСР и Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, или уполномоченных ими органов.

После принятия Конституции РФ в 1993 г. процесс упорядочения вопросов лицензирования проходил медленно и трудно, поскольку большое количество актов, противоречащих принятому Основному закону России, необходимо было подвергнуть экспертизе, отмене или опротестованию в судебном порядке. К тому же Правительство РФ не снижало активность в правовой регламентации вопросов лицензирования. Одним из основных законов, установивших принципиальные положения применения такого административно-правового режима в экономике, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом. Такой Закон - "О лицензировании отдельных видов деятельности" - был принят в 1998 г.

Тем не менее порочная практика органов исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности подзаконными актами длительное время не прекращалась. Потребовалось немало времени и усилий судебных органов, органов прокуратуры России для того, чтобы привести правоприменительную практику в соответствие с Конституцией РФ, ГК РФ и иным федеральным законодательством.

В настоящее время специальным законом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с установленным перечнем, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование транспортной деятельности

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутреннего водного и автомобильного транспорта, которая позволила физическим и юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность (перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторские и другие виды работ). При этом особо отмечалось, что такая деятельность может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). На железнодорожном транспорте предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте». Это стало возможным в результате изменения формы собственности на железнодорожном транспорте от 10января2003года N15-ФЗ. Это уже второе постановление Правительства РФ по вопросам лицензирования, которое издано в развитие основополагающегося Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением были утверждены Положение о лицензировании перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения договора - перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с указанным постановлением общим для всех положений является порядок выдачи лицензии. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было особо отмечено, что со дня его вступления в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный данным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, т.е, было установлено (и еще раз подтверждено ст. 49 ГК), что любой вид деятельности, подлежащий лицензированию, может быть установлен только на федеральном уровне.

Статья 5 федерального закона определяет полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования. Правительству предоставлено право утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определять федеральные органы исполнительной власти, которые могут осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 17 федерального закона"О лицензировании отдельных видов деятельности" к числу лицензируемых видов деятельности отнесен целый ряд видов предпринимательской деятельности, связанных с перевозкой грузов и пассажиров.

На морском транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой морским транспортом пассажиров и грузов; сюрвейрское обслуживание морских судов в морских портах; по грузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; деятельность по обслуживанию буксировок морским транспортом (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На внутреннем водном (речном) транспорте обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой внутренним водным транспортом пассажиров и грузов; погрузочно-разгрузочной деятельностью на внутреннем водном транспорте.

На воздушном транспорте лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой грузов и пассажиров; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики.

На автомобильном транспорте обязательному лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; перевозки грузов емкостью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Руководствуясь полномочиями, предоставленными ему Федеральным-законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (как ранее действующим, так и нынешним), Правительство Российской Федерации утвердило на каждом виде транспорта положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № 134, которое упоминалось выше, для осуществления предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте и, соответственно, получения лицензии необходимо соблюдение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила перевозок грузов, пассажиров, и требований по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте; соответствие подвижного состава, железнодорожных станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при перевозках грузов и пассажиров, а также технологических процессов установленным техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта; наличие работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; предоставление пассажирам информации о режиме работы лицензиата, месте его нахождения, наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации; осуществление перевозок пассажиров в соответствии с нормами и правилами, установленными на железнодорожном транспорте; наличие в штате лицензиата лиц, ответственных за перевозки грузов и пассажиров, имеющих высшее или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3(5) лет за последние 10 лет трудовой деятельности.

В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозочным процессом на морском транспорте, физические и юридические лица руководствуются положениями о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, пассажиров, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом; погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490.

В соответствии с этими положениями лицензированию подлежит вышеперечисленная деятельность юридических лиц независимо от формы собственности, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанная с:

а) перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;

б) обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;

в) транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочной деятельностью в морских портах.

Лицензия выдается и соответствии с новым порядком, на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что Положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии заявитель представляет в лицензионный орган: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического адреса, номера расчетного счета и названия соответствующего банка (для юридических лиц); для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, -- фамилию, имя, отчество, место жительства в соответствии с паспортными данными; сведения о виде деятельности, которой намерены заниматься юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель; копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации предприятия, заверенные нотариусом; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; характеристики судов и плавучих объектов, погрузочно-разгрузочного оборудования, причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида деятельности. В случае аренды основных средств предоставляются копии документов, подтверждающих право их использования для лицензированного вида деятельности. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления нетления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Установление указанного срока осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании этой же статьи соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. приватизация транспортная деятельность лицензия

При осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с воздушным транспортом, следует руководствоваться Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. № 397. И соответствии с этими правилами (п. 2) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;

б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;

в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;

г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала.

Лицензии выдаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» Федеральным агентством воздушного транспорта. Некоммерческая деятельность в области гражданской авиации может осуществляться без лицензий.

Для получения лицензии заявитель представляет все документы, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также документы, предусмотренные Федеральными авиационными правилами: копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензированный вид деятельности (свидетельства эксплуатанта, сертификаты).

Лицензирование перевозочной (перевозка грузов и пассажиров) погрузочно-разгрузочной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте в Российской Федерации, производится в соответствии с Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490. В данных Положениях детально регулируются отношения, связанные с выдачей лицензии юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью при осуществлении ими перевозок грузов и пассажиров по внутренним водным путям; осуществлении ими погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте.

Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок не менее пяти лет по установленной им форме. На автомобильном транспорте при осуществлении деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию, руководствуются Положением, которое устанавливает ее виды и порядок их лицензирования,

Обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. Она регулируется Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637. В соответствии с ним (п. 2) лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

а) городские, пригородные и междугородные перевозки, в том числе межобластные (имеются в виду перевозки между субъектами Российской Федерации);

б) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

Выдача лицензий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые на это уполномочены.

В настоящее время деятельность, связанная с транспортно - экспедиционным обслуживанием, лицензированию не подлежит (статья 7 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусматривающая лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности, исключена из Закона).

В тех случаях, когда необходимо получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации, следует руководствоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 118. В соответствии с ним лицензии на осуществление деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием автотранспортных средств, выдаются региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами.

Контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта непосредственно или через свои территориальные органы. Наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д. Например, на внутреннем водном транспорте обязательной сертификации подлежат суда внутреннего и смешанного плавания, судовые устройства, механизмы и оборудование. Такой же порядок установлен и на воздушном транспорте.

Список используемой литературы

1. Егиазаров В. А., Транспортное право: учебник. - 5-е изд., доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 552 с.

2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»,2008 г.

Статьи по теме