Темы для обсуждения фокус группы. Практикум по гендерной психологии. Пример плана проведения фокус-группы

Перед началом проведения фокус-группы необходимо раздать всем участникам анкеты, ручки, беджики с именами. Попросите участников заполнить анкеты.


Обсуждение потребления сока (15 минут).

Это вступительная часть дискуссии, во время которой модератор должен установить контакт с участниками фокус-группы, попытаться втянуть всех в беседу, определить для себя более и менее энергичных участников.

– Напишите, пожалуйста, какие представления, характеристики всплывают в памяти, когда говорят «хороший сок». Назовите не более трех отличительных качеств, ассоциаций.

– Напишите, пожалуйста, первое наименование, марку или производителя сока, которое всплывает у Вас в памяти.

– Напишите, пожалуйста, как часто Вы пили сок за последний месяц.

– Напишите, сколько, ориентировочно, сока Вы пьете в неделю в последнее время?

– Давайте поговорим.

1. Как Вы останавливаете свой выбор на том или ином соке?

2. Какие качества сока бывают основными при принятии решения о его покупке?

3. Насколько Вы довольны тем соком, который приобретаете?

4. Каких отличительных качеств или свойств не достает маркам сока, представленным в настоящее время на рынке?

Тестирование концепции нового продукта (15 минут).

Модератор должен установить на столе коробки сока и положить листы с описаниями концепций сока и таблички с баллами, пояснить сущность концепции каждой марки сока.

Модератор должен предложить участникам остановить свой выбор на какой-либо из марок сока, которую они бы скорее всего приобрели.

Участники могут положить табличку с баллами согласно одному из вариантов: все таблички напротив одной коробки с концепцией, по несколько табличек около двух-трех коробок с концепциями или по одной табличке рядом с каждой коробкой.


«Тайное» тестирование сока (30 минут).

Модератор должен предложить респондентам попробовать все марки сока без оглашения их названия. При этом для себя он должен непременно отметить такую информацию: к какому наименованию сока относится порядковый номер дегустируемой марки (марка 1 – номер 1, марка 2 – номер 2 и т. д.).

Процесс дегустации.

Вначале все дегустируют сок под номером 1 и дают ему оценку. Затем пробуют сок под номером 2 и помечают в анкете и т. д. По завершении дегустации у респондентов спрашивают, не изменили ли они свое мнение. Если это случилось, то первую оценку в анкете необходимо аккуратно зачеркнуть и поставить новую.

– Зафиксируйте, пожалуйста, в анкете данные сока:

3) что уверило Вас в том, что Вы покупаете качественный сок: упаковка (ее дизайн), информация о самом продукте, наличие витаминов, состав, срок хранения и т. п., данные о заводе-изготовителе, информация о категориях потребителей, для которых предназначен сок и т. п., рекламная информация о соке, характеристики самого товара (вкус, запах и т. п.)?


«Публичное» тестирование нового продукта (30 минут).

Модератору необходимо предложить участникам попробовать все марки сока, оглашая их наименования и напоминая о концепции каждой марки. Вместе с этим надлежит карточки с концепциями марок положить на стол.

Процедура дегустации схожа с предыдущей.

Прежде чем пробовать сок каждой марки, модератор представляет упаковку и концепцию.

Вначале все дегустируют сок номер 1 и дают ему оценку. Затем пробуют сок номер 2 и помечают в анкете и т. д. После дегустации респондентам задают вопрос, не изменили ли они свои оценки. Если это случилось, то первую оценку в анкете необходимо аккуратно зачеркнуть и поставить новую.

– Зафиксируйте, пожалуйста, в анкете показатели по каждой марке сока:

1) удовлетворены или не удовлетворены его вкусом;

2) приобретете или не приобретете Вы этот сок;

3) каково соотношение цены и качества данного товара при заявленной цене.

Необходимо обсудить, как участники оценили каждую марку сока. Какой сок им больше всего понравился? Почему они дали именно такую оценку?

Следует обсудить каждую концепцию сока. Какое у респондентов сформировалось впечатление об описании сока, достаточно ли оно детальное или, может быть, слишком доскональное? Отвечают ли концепции марок сока их вкусовым качествам. Какая вариация концепции им понравилась больше всего. Какие еще концепции имеют одобрительную оценку?

Необходимо предложить участникам оценить варианты упаковки сока по 5-балльной шкале, где 1 – «всецело не соответствует Вашему мнению», 5 – «всецело соответствует Вашему мнению». Какая упаковка сока больше всего понравилась респондентам и почему? В какой степени привлекательными кажутся упаковки? Какая привлекает больше и почему? Удовлетворяет ли форма упаковки, дизайн, наименование и почему? Какая упаковка выглядит более законченной и гармоничной?

Качество продукции ООО "Плёс-В" глазами покупателя

Маркетинговые исследования - фактически это деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения маркетинговой политики. Эти исследования начинают и завершают целостный цикл маркетинговых мероприятий...

Маркетинговые исследования рынка туризма

Фокус-группа в методике Белановского С.А. Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей...

Метод фокус группы

Метод фокус-группы относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора)...

Организация и обработка результатов работы фокус-групп

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на 2 группы: 1. количественные (обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа...

Организация и обработка результатов работы фокус-групп

Процесс проведения фокус-группы состоит из следующих этапов: 1) Предварительный отбор в группу, повторная фильтрация. По оценкам специалистов, оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек...

Основные формы первичной маркетинговой информации

Метод фокус-группы - неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий (модератор) непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения поставленной проблемы...

Планирование PR-кампаний по укреплению деловой репутации фирмы

Видеоролик запускается на телевидении в первую очередь для того, чтобы убедить целевую в натуральности, качественности и полезности продукта, повысив тем самым объём продаж...

Разработка мультимедийного проекта

Мною был разработан простой ролик, включающий логотип, интерьер предприятия, и элементы его фирменного стиля. Создание ролика производилось в программе Sony Vegas Pro 10...

В данной радиорекламе мы будем разрабатывать рекламу одного товара, выпускаемого ЗАО "Пищекомбинат" - мороженого. Диктор: И опять в нашем лето! И опять в нашем городе жара! Так хочется окунуться в прохладу! Аудио: звук открываемой двери...

(Слова из мультика) А, привези мне батюшка - цветочек Аленький. ДИКТОР: Если бы в то время существовал магазин подарков и интерьера «Красный Куб», то это была бы не сказка, а быль...

Телефонный маркетинг и его особенности

Для начала необходимо уяснить, что создание хорошего сценария - дело коллективное. Один человек, каким бы хорошим специалистом он не был, на это не способен. Необходимо собрать команду, призванную создать сценарий переговоров...

Фокус-группа и онлайн-опрос

Фокус-группа. Для разработки позиционирования нового товара на рынке был выбран качественный метод исследования: фокус-группа. Целью нашего исследования являлось выявление позиционирования нового товара на рынке...

Эффективность количественных и качественных методов сбора информации в маркетинговых исследованиях

Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой "типичных" представителей изучаемой части населения...

План

1. Фокус-группа как метод качественного исследования.

2. Технология проведения фокус-группы.

Основные понятия и термины

Глубинное интервью, групповая динамика, групповая дискуссия, качественные методы, малая группа, модератор, отчет, топик-гайд, фокус-группа, фокусированное интервью.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 163-230, 265-278.

Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. М., 2001.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.

Брянцева Е.А. Метод «фокус-групп» в комплексном исследовании. М., 1998.

Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов // Маркетолог. 1999. № 1.

Глушакова Т., Грызунова Н. Качественные исследования в рекламе: возможности и ограничения // Практический маркетинг. 1997. № 10. С. 2-4.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. М., 2009. С. 182-193.

Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие. Ростов на дону, 2001. С. 150-167.

Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа: Учебное пособие. Барнаул, 1995.

Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 49-59.

Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Инструкция по проведению фокус-групп. М., 1996.

Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

Копылова С.С. Фокус-группы: ответ на вопрос «почему» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 2.



Маслова О.М. Количественная и качественная социология: Методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология. М., 1995. № 5-6.

Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991.

Нанеишвили Б. Фокус-группы как метод качественных маркетинговых исследований // Практический маркетинг. 1998. № 8-9.

Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. М., 2009. С. 153-178.

Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории «Би-Би-Си» // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 3. С. 45-52.

Шарков В.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие: В 2-х ч. Ч. 1. М., 2002. С. 133-148.

Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М. М., 1991. № 1. С. 14-31.

Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов // Социология 4 М. М., 1995. № 5-6. С. 16-28.

Интернет-ресурсы

www.c-s-r.ru – Маркетинговые, имиджевые, рекламные исследования.

www.ecsocman.edu.ru/db/msg/242488/3960.html – Социологические исследования рекламы (Кольцова О.Ю.).

www.europexxi.kiеw.ua – Социологическое сопровождение избирательной кампании (Башкирова Е. И.)

www.F:/TEMP/!/golubkov3/htm/ – Маркетинговые исследования рекламной деятельности (Голубков Е.П.)

www.lab.advertology.ru/arhiv/2003/frem_zakuskin1.htm/ – Анализ потребительских предпочтений и оценка воздействия рекламы на образ фирмы, товара, торговой марки

www.dux.ru/yes! YES! Журнал о рекламе и маркетинге

Качественные методы исследования обычно применяются в тех случаях, когда у исследователя нет достаточного уровня понимания проблемы или достаточной информации для проведения количественных исследований. В отличие от массовых стандартизированных опросов качественные исследования не преследуют цели получения однотипных и сравнимых между собой ответов на один и тот же набор вопросов.

Основными методами качественных исследований являются фокус-группы и глубинные интервью. Глубинное интервью – это неструктурированное, прямое, личное интервью. В ходе беседы интервьюер выясняет мнения респондента. Индивидуальное глубинное интервью применяется для исследования таких ситуаций, когда обсуждаются конфиденциальные темы (здоровье, взаимоотношения в семье, финансовые вопросы и т.п.), а также в интервью с экспертами или конкурентами.

Разновидностью качественного исследования является метод фокус-групп. Проведение первой фокус-группы датируется ноябрем 1941 г., когда Р. Мертон и П. Лазарсфельд изучали эффективность работы радио во время Второй мировой войны. В 1956 г. была выпущена книга «Фокусированное интервью», в которой описывалась методика анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению в армии.

Метод фокус-групп позволяет респондентам свободно излагать свои мысли, относящиеся к теме коллективного разговора, тогда как в массовом опросе респондент только отвечает на задаваемые вопросы. При этом свободная беседа позволяет респонденту вспомнить гораздо больше фактов, а детальный анализ стенограмм, видеозаписей фокус-группы позволяет выявлять скрытые детерминанты восприятия и поведения респондентов.

Существует множество определений фокус-групп. И. Голдман (1962) дает следующее определение. Фокус-группа – групповое глубинное фокусированное интервью, в котором «групповое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; «глубинное» означает поиск информации более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; «интервью» означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; «фокусированное» означает, что интервью ограничено малым числом вопросов. Из этого определения следует, что спецификой данного метода является производство нового знания в специально подобранной группе, в ходе постоянного взаимодействия респондентов и их взаимного влияния во время общения. При этом концентрация внимания фокусируется на определенной теме.

Фокус-группы заняли свое достойное место среди других групповых методов исследования. «В отличие от номинальных методов в них используется принцип групповой динамики, т.е. участники фокус-групп взаимодействуют между собой как в реальной ситуации – и это влияет на формирование их выводов. В дельфийских группах участники разобщены территориально. Здесь исследователь не направляет групповые процессы, а лишь обобщает их мнение. Метод мозговой атаки (мозгового штурма) обращает внимание на выработку взаимоприемлемого решения в определенной проблемной ситуации».

Итак, метод фокус-группы позволяет выявить интересы и ценности, сознательные и бессознательные установки представителей различных сегментов общественности; определить наиболее популярные и доступные для избирателей информационно-коммуникативные каналы; изучать реакцию респондентов на различные сообщения. Он позволяет получить обширную информацию об общественных настроениях и понять тенденции формирования и функционирования общественного мнения.

Конечно, в отношении данных фокус-групп нельзя вести разговор о репрезентативности (для этого потребовалось слишком большое количество фокус-групп, что свело бы на нет все их преимущества). Вместе с тем важно, чтобы при отборе респондентов в фокус-группах были представлены различные категории населения, являющиеся объектом исследования, тогда данные фокус-групп могут найти эффективное применение для оценки ситуации, формулировки новых идей, выдвижения гипотез. Метод фокус-групп является одним из способов «пробиться» к потребителю, избирателю и т.д. и с высокой степенью точности определить характер рекламного, ПР- и любого другого воздействия на общественное мнение.

Проведение фокус-групп осуществляется в восемь этапов .

1. Подготовка программы исследования . На этом этапе дается краткая характеристика проблемы и предмета исследования, ставится цель и описываются основные задачи, дается краткое описание информации, которую получит заказчик. Выявляются целевые группы как объект исследования. Определяются масштабы исследования (число фокус-групп, стоимость работ и т.д.). Например, если исследуются приоритеты избирателей, то в качестве главной цели фокус-группового исследования будет выступать определение важнейших приоритетов избирателей на данный момент времени в данном социальном пространстве (регионе, городе и т.д.). Если надо протестировать рекламные ролики, то следует понять, как они воспринимаются той или иной социальной группой.

Итак, первое, что необходимо понять для проведения исследования – какая общая проблема стоит перед заказчиком, а тем самым и перед вами. Например, понять, как увеличить спрос на тот или иной продукт на рынке или разработать максимально эффективную рекламную стратегию, или понять, как увеличить рейтинг данной политической партии на выборах. Поняв проблему, далее надо сформулировать конкретные задачи исследования, т.е. понять, как именно результаты могут быть использованы клиентом, уяснить возможности клиента, разработать бюджет исследования. Например, выяснить, какие недостатки и достоинства видят покупатели в данном продукте илипротестировать рекламные ролики и понять, как они воспринимаются той или иной группой, или протестировать рекламные ролики и понять, как они воспринимаются той или иной группой, или понять, как воспринимается программа политической партии разными социальными группами.

Чем яснее и конкретнее представляется, для чего исследование нужно, тем точнее можно определить состав групп и правильнее составить гайд для проведения групповых дискуссий. Желательно вместе с заказчиком выдвинуть гипотезы, которые либо будут подтверждены в ходе исследования, либо опровергнуты. Без гипотез нельзя ни определить состав групп, ни написать разумный сценарий проведения.

2. Определение критериев подбора. Количество фокус-групп в одном исследовании колеблется от трех до десяти. На практике используется 3-6 фокус-групп. При этом каждая отдельная фокус-группа подбирается
гомогенной. Существует очень много критериев подбора участников
фокус-групп (пол, возраст, социальный статус, уровень образования, место
проживания и т.д.), поэтому распределение респондентов осуществляется
в соответствии с целями и задачами исследования. Например, в
электоральном социологическом исследовании в качестве однородных
категорий респондентов могут выступать рядовые члены партии,
беспартийные избиратели, «целевые» группы и т.д.

Итак, состав участников группы зависит от обсуждаемой темы и конкретных задач исследования. Исходя из этого, исследователь планирует тип группы и договаривается с клиентом о критериях отборах-характеристиках, определяющих «фокус» для тех конкретных лиц, которые придут на группу. Эти характеристики являются важным условием успешного проведения дискуссий и имеют непосредственное отношение к теме исследования, поэтому их необходимо строго соблюдать во время набора. Часто это демографические критерии (пол, возраст, уровень дохода), но иногда отбор может основываться и на других характеристиках. Например, могут отбираться владельцы дорогих автомобилей, члены семьи, ответственные за приобретение бытовой техники, люди, поддерживающие ту или иную партию на выборах и т.д.

3. Подбор участников . Обычно состав группы отбирается на основе фильтрующей анкеты, применение которой преследует две цели: а)добиться необходимой гомогенности в соответствии с выбранными критериями; б) предотвратить попадание лиц, участие которых в исследовании будет мешать проведению фокус-группы (профессиональные психологи, социологи и маркетологи; знакомые модератора; лица, которые уже участвовали в фокус-группах в течение последнего года; застенчивые, косноязычные и т.п. лица).

В качестве основных стратегий формирования групп респондентов являются: 1) охват широких целевых групп, 2) охват активных потребителей, избирателей и т.п., 3) охват потенциальных потребителей, избирателей и т.д. Основными техниками отбора респондентов являются: случайный отбор (по телефонной книге, по спискам жителей и т.д.), фильтрующие анкеты, метод «снежного кома», формирование специальной выборки и т.д. Но если проводить с каждой из гипотетических целевых групп отдельные дискуссии, исследование окажется слишком дорогим и займет много времени. Кроме того, возникнут сложности при обработке. Поэтому надо стараться свести количество фокус-групп к разумному минимуму и совмещать в одной дискуссии представителей разных целевых групп.

Состав одной группы необходим однородный для того, чтобы у участников была общая почва для дискуссии, чтобы они чувствовали себя свободно при обсуждении данной темы. В целом же состав групп – это всегда некий компромисс. При этом есть общие правила, которым следуют при подборе состава фокус-групп: участники группы не должны быть знакомы друг с другом; участниками фокус-групп не могут быть люди, представляющие сферы деятельности, связанные с информацией; в группу не должны попадать люди, обладающие специальными познаниями в обсуждаемом вопросе, поскольку их мнение не может считаться объективным.

Пример отбора участников

Рекрутированием участников фокус-групп должен заниматься рекрутер, сотрудник, умеющий вступать в контакт с людьми и налаживать с ними доверительные отношения. При этом он должен не просто набирать тех, кто соглашается прийти, а подвергать потенциальных участников целенаправленному отбору в соответствии с характеристиками, которые определяются исследователем и клиентом. Эти характеристики сообщаются рекрутеру, прежде чем он начинает производить рекрутирование.

Вот образец «расписания» фокус-групп с характеристиками участников для каждой из них:

Групповые дискуссии для тестирования товара «X»

Требуется 8 групп, из которых:

Две с женщинами, которые являются основными покупателями в семье и приобретали товар «X» в течение последнего месяца: 18-24 лет - понедельник, 11 июня в 7.30 вечера и 25-39 лет - вторник, 12 июня в 7.30 вечера

Две с мужчинами, которые делают ряд покупок в семье и покупали товар «X» в течение последнего месяца: 18-24 лет - вторник, 12 июня в 6.00 вечера и 25-39 лет - понедельник, 11 июня в 6.00 вечера

Две с подростками, которые знают товар «X» и использовали его в течение последнего месяца: 14-17 лет - вторник, 12 июня в 4.30 дня и 14-17 лет-среда, 13 июня в 4.30 дня

Две смешанные группы, состоящие из людей, которые не покупали сорт «X» в течение последнего месяца. Покупательские привычки не имеют значения для этих двух групп: 18-24 лет- среда, 13 июня в 6.00 вечера и 25-39 лет- среда, 13 июня в 8.00 вечера

Каждая группа должна состоять из 8-10 респондентов. Группы будут проводиться в наших помещениях по адресу: указывается адрес

Каждое обсуждение займет примерно полтора часа. Вознаграждение будет составлять X рублей для взрослых и X рублей для подростков.

Роль рекрутера состоит в том, чтобы отобрать участников для конкретной группы в соответствии с конкретными требованиями. После того, как рекрутер получил характеристики группы (и фильтрующие критерии), он должен подумать о том, как найти нужных ему людей. Для этого есть несколько способов: набирать людей по случайным адресам или телефонам, использовать банки адресов и респондентов, которые есть в организации, регулярно проводящей опросы общественного мнения.

4. Приготовление помещения и необходимого оборудования. Эффективные фокус-группы проводятся в специально оборудованных помещениях. Основная комната должна быть достаточно большой, чтобы в ней могли разместиться до 10-15 человек, включая модератора и его ассистентов, а также техника. В помещении не должно быть отвлекающих внимание вещей и постороннего шума. Необходимо подготовить телевизор, магнитофон, аудио- и видеозаписывающие устройства, которые потребуются для демонстрации видеороликов и т.п. Как правило, участники фокус-группы рассаживаются по кругу, чтобы видеть друг друга и модератора. Желательно предусмотреть для участников фокус-группы кофе-брейк, подарки или денежное вознаграждение.

5. Разработка топик-гайда. Модератор ведет фокус-группу по определенному плану, который включает конспективное изложение вопросов фокус-группы. На обсуждение выносится 5-10 вопросов. Причем они должны быть одинаковы для всех фокус-групп. Гайд – это сценарий для проведения фокус-групповых дискуссий, как правило, это список тем, вопросов, которые должны быть раскрыты в ходе дискуссии, а также описание тех способов и приемов, которые помогут реагировать на проблему и давать необходимую информацию.

План ведущего разбивается на несколько частей: представление ведущего (имя, независимый исследователь и т.п.), объяснение сути исследования и основных правил работы фокус-группы (такой-то центр исследований проводит изучение восприятия данной партии избирательным корпусом), представление участников (имя, место работы, место жительства), дискуссия (детальное обсуждение каждого вопроса, проблемы), демонстрация материалов (плакатов, брошюр и т.п.), роликов, упаковок и т.п. с целью выявления мнения участников.

Общие требования к топик-гайду: установление рамок дискуссии, определение круга вопросов, прямо или косвенно связанных с главной темой обсуждения. Дискуссия в фокус-группах строится на открытых вопросах. При этом порядок вопросов должен быть таким, чтобы наблюдалось следование от более общих к специфическим, а от более важных к менее важным. Вопросы могут быть основные, направляющие («почему...»), проверочные или уточняющие (возврат фокус-группы к обсуждаемой теме), вопросы в безличной формулировке (при обсуждении деликатных тем), фактологические (позволяют уточнить факты и детали), несвязанные с дискуссией для организации работы группы).

Гайд должен начинаться с общего знакомства (представления) и «разогревания» группы: ведущий должен представиться сам, ввести людей в курс дела, объяснить, что будет происходить на группе и попросить каждого сказать несколько слов о себе. Самое главное в начале дискуссии - это добиться того, чтобы люди расслабились, перестали стесняться друг друга и модератора, начали свободно выражать свое мнение. Модератор должен составить первое впечатление об участниках, чтобы знать, как вести группу в дальнейшем.

Пример плана проведения фокус-группы

(Проект маркетингового исследования по изучению восприятия

шампуня «X» российским потребителем)

Вступление (5-10 минут)

Цели групповой дискуссии, правила проведения и участия в ней.

Знакомство участников.

Основная часть (80 минут)

Информация о целевой группе

1. Цель: изучить степень важности для женщин ухода за волосами и используемые для этого средства (15 минут)

Что нужно для того, чтобы выглядеть женственно?

Что для Вас лично важнее всего в облике женщины (макияж, одеж­да, походка, прическа) и почему?

Влияет ли прическа на Вашу уверенность в себе, самооценку?

Что такое, по Вашему мнению, «красивые волосы»?

Какие типы волос Вы можете назвать?

Какие средства по уходу за волосами Вы используете в настоящее время?

Используете ли Вы кондиционер при уходе за волосами? Почему?

Какими шампунями Вы пользуетесь?

Как долго Вы пользуетесь данным шампунем?

Сколько раз в неделю Вы моете голову?

2. Цель: выявить (если имеются) и изучить различия между сред­ствами по уходу за волосами для мужчин, для женщин и для детей (10 минут).

Покупаете ли Вы один для всей семьи шампунь или для всех членов семьи разные шампуни? Почему?

Какой шампунь Вы покупаете или купили бы для мужчины?

Существуют ли специальные средства по уходу за волосами для мужчин? Нужны ли они или нет? Почему?

Чем, на Ваш взгляд, отличаются мужские шампуни от других шам­пуней?

Есть ли необходимость в специальных шампунях для детей или нет? Почему? Информированность целевой группы о средствах по уходу за во­лосами (шампунях).

Цель: изучить состояние рынка шампуней в России и информиро­ванность о нем целевой группы (10 минут).

Метод. Попросите участников фокус - группы назвать известные им марки шампуней и запишите эти названия на большом ли­сте бумаги или на доске. После того, как названо 15-20различ­ных марок шампуней, попросите сгруппировать их, и запи­шите названия полученных групп.

Какие шампуни Вы знаете? Назовите, пожалуйста.

Различаются ли все вышеназванные шампуни? Если «да», то по ка­ким критериям?

По каким критериям Вы выбираете шампунь?

Представление об идеальном шампуне

Цель изучить ожидания целевой группы от средств по уходу за волосами (шампуней)(10 минут).

Метод. Запишите перечисленные респондентами качества иде­ального шампуня на большом листе бумаги или на доске.

Каким должен быть, по Вашему мнению, идеальный шампунь (пе­речислите качества)?

Какими должны стать волосы после применения шампуня?

Метод. Раздайте респондентам розничные картинки или фото­графии из журналов и попросите их выбрать те картинки, которые, по их мнению, лучше всего иллюстрируют идеаль­ный шампунь. (При этом для каждой фокус - группы должен быть подготовлен одинаковый набор картинок, фотогра­фий). Модератор наклеивает выбранные картинки па большой лист бумаги и просит респондентов описать полученный коллаж.

Как можно назвать полученный коллаж?

Какое настроение создает данный коллаж?

Тестирование роликов.

Цель: изучить реакцию целевой группы на рекламный ролик шам­пуня «Х» и предложенный слоган (15-20 минут) Метод. Показ рекламного ролика шампуня «X».

Общее восприятие ролика.

Поправился Вам или не понравился показанный ролик? Почему?

Что Вам запомнилось больше всего? Какие фрагменты? Почему?

Какое настроение создает данный ролик?

Какие фрагменты показанного ролика создают такое настроение?

Хочется ли Вам купить этот шампунь?

Восприятие основной идеи.

(Если респондент отвечает «Продать товар/марку» или «Создать рекламу товару/марке», то модератор должен задать другой вопрос).

Помимо всего вышесказанного, какую основную идею несет рек­ламный ролик о рекламируемом товаре?

О каких качествах данного шампуня Вы узнали из этого ролика?

Есть ли что-то непонятное в этом ролике?

Достоинства и недостатки ролика.

Что вызывало у Вас неприятные ассоциации и не понравилось в ролике?

Нравятся или не нравятся Вам показанные лица?

Естественно или неестественно выглядели главные действующие лица рекламного ролика?

Восприятие музыки.

Понравилось ли Вам или нет музыкальное сопровождение ролика? Подходит или не подходит музыка к этому рекламному сюжету? Почему?

Высказанные пожелания по изменению ролика.

Что Вам хотелось бы изменить в данном ролике с целью его улуч­шения?

Аудитория и каналы трансляции данного ролика.

Кому, по Вашему мнению, больше всего понравится этот ролик и почему?

После показа роликов попросите участников фокус - групп срав­нить их и назвать наиболее понравившийся.

Тестирование слоганов (девизов).

Отражает ли данный слоган основное достоинство рекламируе­мого шампуня?

Привлекает ли внимание этот слоган? Если да, то чем именно?

Что лучше всего запоминается из этого слогана?

Какие основные, на Ваш взгляд, качества и достоинства шампуня остались незатронутыми в данном слогане (девизе)? Что бы Вы предложили в качестве слогана?

Какой слоган Вам нравится больше всего и почему?

Заключение (5-10 минут)

Что, по Вашему мнению, очень важное мы не сказали и не обсуди­ли сегодня?

Что Вам показалось самым интересным и важным?

Спасибо за Ваше участие.

Непосредственное обсуждение (70-100 минут)

Фокус-группы не только более эффективны по сравнению с индивидуальными интервью, но и одновременно являются более дешевым методом, так как не требуют большого штата интервьюеров. В фокус-группе модератору удается смоделировать реальную ситуацию (разговор покупателей в магазине, спор приверженцев разных партий и т.д.), что предоставляет дополнительную информацию.

С точки зрения К. Богословской, на сегодняшний день можно выделить следующие области применения фокус-групп в Российской Федерации: исследования потребительских товаров, исследования имиджа, исследования аудитории СМИ, исследования в области рекламы, политические исследования и исследования по социальным проблемам.

Фокус-группы широко применяются для тестирования рекламы. Исследования рекламных продуктов подразделяются на две группы: pre-test и post-test. Первый метод тестирования используется для оценки эффективности рекламного воздействия на этапе создания рекламного продукта. Подобное исследование позволяет уяснить, насколько понятны креативная идея, сценарий, слоган, как они влияют на имидж товара или услуги, какие ассоциации вызывают у потребителей. Второй метод исследования осуществляется в отношении готовой рекламной продукции (этикетки, плакаты, ролики и т.п.), но – до «запуска в массы». Подобная методика применяется также в случае адаптации иностранной рекламной продукции к отечественному рынку товаров или услуг.

Метод фокус-групп, а первую очередь, применяется для разработки и апробаций вопросников, по которым в дальнейшем будут проводиться массовые опросы. Например, если перед исследователем поставлена задача выявления точки зрения специалистов определенной области о состоянии спроса на определенный вид продукции (об отношении к социальным институтам и т.д.), то перед окончательным формулированием соответствующего вопросника предварительно проводят фокус-группу, где уточняют детали будущих бесед или интервью.

Особенно эффективным является использование метода фокус-групп для выявления оптимального имиджа того или иного субъекта политической жизни, для выбора наиболее целесообразной формы пропаганды той или иной идеи и т.п. Например, во время президентства Р.Рейгана его многочисленные выступления сначала апробировались в ходе фокус-групп. При этом состав фокус-групп отражал демографический состав будущей аудитории. Все президентские выступления проходили в эфир после внесения изменений в текст и характер выступления.

Таким образом, метод фокус-группы позволяет «выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы, так как группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность».

Вот пример рекламного обеспечения строительного бизнеса на основе проведения фокус-групп. В качестве респондентов при проведении фокус-групп на рынке строительных технологий нередко выступают руководители крупных и средних частных российских предприятий, имеющие опыт приобретения и использования кровельных систем различных типов как в качестве частных лиц, так и юридических (с привлечением дизайнеров и архитекторов и без них). В нашем случае в состав первой фокус-группы входили 8 человек, представители малого и среднего бизнеса из 6 российских регионов (один из респондентов – дизайнер СИК «Девелопмент-Юг», Краснодар): Москва и Московская область, Архангельск и Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар и Ростов, Ульяновск, Иркутск. Состав второй фокус-группы – 12 человек, представители малого и среднего бизнеса из Москвы, Московской области (7 респондентов – частные застройщики, 3 прибегли на этапе проектирования к услугам архитекторов и дизайнеров). Пол - мужской.

Выявленные результаты.

Фокус-группа 1. Основная группа опрошенных (5 респондентов) обратили внимание на вариант № 1, который ассоциировался прежде всего со сложной бытовой техникой, при сообщении дополнительных деталей – со снежинкой, с сечением трубы, в котором прописана буква «У».

Фокус-группа 2. Отмечено удачное композиционное решение, первая буква логотипа, но слабая проработка цветовых вариантов. В целом – положительное восприятие (7 респондентов). Обращалось внимание на некоторую связь логотипа с погодными условиями – «снежинкой» (3 респондента), вентиляционной системой (2 респондента) и, возможно, с кровельными системами.

Фокус-группа 1. Вариант № 2 был назван эмблемой экологической организации (4 респондента), при сообщении дополнительных деталей – сечение трубы.

Фокус-группа 2. Отмечено удачное композиционное решение, но «вводящие в заблуждения ассоциации» (3 респондента). Примечание: в обоих случаях респондентами (в целом 5 отзывов) обращалось внимание на недопустимость написания заглавия компании с маленькой буквы.

Фокус-группа 1. Вариант № 3 вызвал стойкое неприятие у 7 респондентов («падающее и колючее окно»), при сообщении дополнительных сведений никаких ассоциаций с кровельными системами не последовало.

Фокус-группа 2. Композиция названа «неудачной» и «грубой» (3 респондента). Остальные опрашиваемые выразили в целом негативное отношение к тексту, который не ассоциировался с кровельными системами даже после введения дополнительной информации.

Фокус-группа 1. Вариант № 4 ассоциировался «скорее со спортивной тематикой» (5 опрошенных).

Фокус-группа 2. Логотип и шрифтовое нанесение ассоциировалось с «сантехническим оборудованием» и «турбизнесом» (4 и 6 опрошенных соответственно).

Фокус-группа 1. Вариант № 5 напомнил респондентам эмблему модной одежды, при введении дополнительной информации ассоциация с кровельными системами отсутствовала.

Фокус-группа 2. Разнообразные ассоциации – военная техника, военная одежда (3 респондента), спортинвентарь (2 респондента), лакокрасочные материалы (2 респондента). Ассоциация с кровельными системами отсутствовала как до, так и после получения дополнительной информации по фирме.

Что касается собственно предложенных к анализу рекламных материалов, то, в целом, наибольший интерес у опрошенных (это мнение высказали 15 опрошенных из обеих фокус-групп) вызвала реклама «фактура-кровля-чешуя», которая точно и ясно информировала о виде и качестве продвигаемого продукта, ассоциировалась с «живым» организмом, который требует «человеческого теплого отношения». Наименьший – вариант фирменного стиля «варианты с домиком», ассоциирующийся с лекарственными препаратами (по 5 опрошенных); карточным домиком, у которого отсутствует устойчивость (4 опрошенных в первой фокус-группе и 5 респондентов во второй). Вариант «яйца-перья» напоминал скорее продукцию, которая помогает потребителю «уютно и тепло» устроится, укрыться от «вьюг и невзгод» (3 респондента первой фокус-группы 4 респондента второй фокус-группы), однако при этом отмечалось (3 опрошенных первой фокус-группы и 2 второй фокус-группы), что перо «очень свободно», «летит – куда ветер несет».

Вывод: очевидно, что реклама на конечного потребителя и профессионала (дизайнера-архитектора) должна быть разной. Данный вывод подтверждается и вызванной ассоциацией (тот же респондент из Московской области) корпоративности рекламы, что значительно облегчает (по его мнению) выбор необходим кровельных систем и строительных материалов. Иными словами, у профессионала реклама в журнале «Строительные материалы» (февраль 2002) вызывает ассоциацию фирмы, у которой «все есть». Остальные опрошенные не обнаружили такого видения вопроса. Таким образом, по мнению респондентов, наиболее удачными элементами фирменного стиля являются варианты, подчеркивающие нестандартность и гибкость решения, предоставляемых компанией «Уникма», но, в то же время, требующие нового цветового наполнения, больше ассоциирующегося с кровлей и сходными кровельными, теплоизоляционными материалами. Имя «Уникма» должно писаться с прописной буквы, а сама литера должна в точности повторять букву, заверстанную в логотип (всего этот факт при использовании наводящих вопросов отметили 11 респондентов). Реклама фирмы воспринимается положительно, но непоследовательность в использовании фирменной цветовой гаммы способствует некоторой потере узнаваемости (серебряные стены, красные стены домика, синяя крыша, красная крыша, красная и серебристая надпись фирменного имени, наличие и отсутствие тени у литер, называющих имя компании). Отмечена непоследовательность в присутствии других торговых марок, появляющихся в рекламе (различное число и последовательность компаний-партнеров и т.д.)

Несмотря на очевидную попытку фирмы позиционировать себя в качестве кровельной компании, подавляющее большинство опрошенных (13) не подтвердили данных тезис. В качестве альтернативы высказывалось мнение о деятельности компании в сфере вентиляционных работ и сантехники: если убрать слова «кровельные системы», то цветовая гамма в рекламном тексте («Строительные материалы» за февраль 2002) рождает именно такие ассоциации. Для усиления потребительской лояльности к данной марке требуется наряду с визуальным однообразием и цветовой узнаваемостью обратить особое внимание на рекламный девиз, который должен «разворачиваться» в знакомую и любимую всем «картинку». В целом, на фоне конкурентов реклама смотрится, но не читается. Рекламный блок – создается такое впечатление – не доработан или находится в стадии реформирования.

Наиболее приемлемым вариантом написания логотипа компании признать вариант № 1 с учетом высказанных замечаний и пожеланий: написание фирменного имени и логотип должны быть выполнены в едином стиле, цветовой и шрифтовой гамме, т.е. с однообразными закруглениями, цветовыми связками. Возможно, в канву фирменного стиля следует внести наряду со «снежинкой» и «дождинку», мы же говорим о всепогодных условиях. На эту позицию обратили внимание всего 5 респондентов – 4 «южанина» и 1 «северянин».

Фокус-группа – это метод сбора социологической информации. Он позволяет получить достаточно достоверные результаты, не требует длительной подготовки и существенных затрат времени для своего проведения.

Фокус-группа проводится модератором среди 8-12 человек, которые не были знакомы друг с другом до проведения исследования. Участники фокус-группы должны быть знакомы с обсуждаемым вопросом, для этого проводится их отбор. Отбирать участников можно среди случайно встреченных людей. Для социолога это не составит проблемы, если он будет знать, что обычно участников фокус-группы требуется материально стимулировать, так как процесс иссследования занимает 1-2 часа, которые, конечно же, не являются лишним для участников временем. В качестве стимула могут служить не только деньги, но и календарики, письменные принадлежности... Если фокус-группа растягивается больше, чем на час, участникам предлагают чай, кофе, печенье.

Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы. Задача модератора – не дать обсуждению затухнуть, расшевелить всех участников, заставить их высказывать собственные мысли, даже спорить. Для этого задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы. Один из распространенных приемов следующий: модератор зачитывает небольшой матерал и спрашивает: «А что вы об этом думаете?». Высказаться должен каждый, модератор не должен разрешать участникам отвечать односложно, повторять слова, прозвучавшие ранее.

Модератор заранее составляет программу фокус-группы, он должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь четко различить тот момент, когда в разговоре затронется совершенно посторонняя тема, тогда необходимо вернуть беседу в первоначальное русло.

Рекомендуется использовать при проведении фокус-группы различную аппаратуру для фиксации слов участников. Это могут быть видеокамеры, диктофоны, хотя вполне можно обойтись более простыми средствами: ручкой и блокнотом. Поученные сведения затем интерпретируются специалистами, на их основе делаются выводы, подтвержается или опровергается поставленная гипотеза.

Фокус-группа - метод качественных исследований в социологии.

Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком - группу людей-респондентов .

Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей .



Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и по сей день

По курсовику МАШИ.

ООО «Подарочки.Ру» планирует создать линейку новогодних подарков, предназначенных для молодых людей 19-20 лет. Однако компания не располагает полной информацией об основных предпочтениях нынешней молодёжи и хочет выяснить, какие подарки они ценят, с чем у них ассоциируется Новый Год и т.п. Ведь без таких данных фирма не сможет создать товар, соответствующий требованиям современных молодых людей.

Актуальность данного исследования состоит в том, что хороший новогодний подарок найти нелегко, особенно молодым людям, студентам, ограниченным в средствах. Потому данная фирма планирует заняться разработкой уникальных товаров, готовых стать отличным подарком для каждого представителя выбранной ими целевой аудитории. Компания ищет новый взгляд на традиционные вещи и праздники, такие как новый год, и желает разработать продукт соответствующий целевой аудитории.

Объект исследования – участники фокус группы, а именно студенты 19-20 лет.

Предмет исследования – потребность в интересах и предпочтениях целевой аудитории для создания нового новогоднего продукта.

Цель исследования - определение потребностей потенциальных клиентов в создании нового новогоднего продукта и выяснение основных потребительских предпочтений.

Задачи исследования

1.​Выяснение ассоциаций с Новым Годом у респондентов (запахи, цвета, эмоции);

2.​Выяснение предпочтений респондентов в новогодних подарках;

3.​Определение отношения респондентов к упаковке подарка;

4.​Выявление позитивных и негативных сторон подарка;

5.​Выяснение окружения, в котором респонденты справляют Новый Год;

6.​Анализ полученных от респондентов данных для разработки товара.

Тема: "Какие подарки подарить на Новый год"

Рынок: переработка опасных отходов

География : г. Барнаул

Цель исследования: получение информации об актуальности проблемы загрязнения окружающей среды среди ЦА, актуальность вывода на рынок услуг компанииOOO «ЭКОТЕХПРОМ»

Целевая группа : Для участия в фокус- группе были приглашены люди, являющиеся представителями нашей потенциальной целевой аудитории:

Мужчины и женщины в возрасте от 30-60 лет. Среднего и высокого достатка. Преимущественно с высшим образованием. Интересуются происходящим вокруг. Смотрят новости. Есть дети. Проживают в многоквартирных домах в пределах г.Барнаула.

Участниками фокус -группы стали 8 человек: 4 мужчины и 4 женщины в возрасте от 40 до 50 лет. Фокус-группа состоялась 5 ноября 2013г. Связь между участниками фокус-группы происходило с помощью личного контакта, а также видеосвязи Skype. (с помощью нее модератор общался с участниками)

Первый блок «Общие вопросы»:

1. Что для Вас входит в понятие «Защита окружающей среды»?

Респондент 1 :То, что люди должны делать, чтобы охранять нашу природу от всевозможных загрязнений.

Респондент 2 :Это целый комплекс идей, концепций и мер по предотвращению загрязнения природы.

Респондент 3 : Это комплексное понятие, защита окружающей среды начинается со школьных занятий на уроках Безопасности жизнедеятельности и заканчивается законопроектами. В то же время защитить окружающую среду очень просто, достаточно каждому из нас иногда пройти чуть дальше и выкинуть мусор в урну

Респондент 4 Это когда для тебя важно каким будет твое завтра

Респондент 5 :не мусорить, не дымить, использовать хорошее топливо;

Респондент6 борьба с людьми, которые мусорят;

Респондент 7: Заботиться о животных и растениях. Этим должны заниматься специализированные органы, которые будут отлавливать браконьеров и лесорубов.\

Респондент 8 : Не загрязнять природу, не мусорить. Следить за тем, чтобы вокруг тебя твои друзья и близкие проявляли заботу о природе.

2. Назовите известные Вам источники загрязнения окружающей среды

Респондент 1 : Выхлопные газы, химические отходы, отходы содержащие жидкие металлы.

Респондент 2 : Все то, что при разложении выделяет опасные вещества, химические отходы, батарейки, лампочки, радиаторы, аккумуляторы.

Респондент 3: Промышленные предприятия, заводы, фабрики, автомобили, человек

Респондент 4 : Никто и не что не загрязняет природу больше чем человек, человек в машине, на работе, даже просто курящий на улице

Респондент 5 : выхлопные газы при работе автотранспорта, мусор и мусор, который сжигают;

Респондент 6 : промышленные предприятия и мусор из городов

Респондент 7: Машины, которые производят смертельно-опасные выхлопные газы. Заводы, которые сбрасывают все свои отходы в реки и озера.

Респондент 8: Главная – это, конечно же, человек. Именно он и только он является источником почти всего мусора на планете.

3. Назовите известные Вам, способы защиты окружающей среды (на основе названых ранее источников загрязнения)

Респондент 1: Утилизация на специальных предприятиях, распределение мусора по специальным бакам.

Респондент 2: Утилизация или переработка на специальных предприятиях опасные отходы. Уборка территории.

Респондент 3 : Я знаю, что некоторые предприятия тратят огромные суммы денег на установку на производстве очистительных приспособлений, которые фильтруют выбросы в атмосферу, нейтрализуют химические вещества и делают выбросы более безопасными. Вроде бы производители машинного топлива тоже стараются делать свое сырье более экологически чистым. Для людей устанавливают мусорные баки, контейнеры, недавно начали устанавливать специальные мусорные баки для пластиковых бутылок».

Респондент 4 : Воспитание, если человек если человеку не привили привычку заботиться о природе с детства, то урны на улицах города не помогут

Респондент 5 : фильтр высокой очистки, сжигать мусор за пределами города, создание мусороперерабатывающих организаций, вывоз мусора д.б. мусора;

Респондент 6: переработка мусора БЕСПЛАТНАЯ для всех людей

Респондент 7: Нужно создавать очистные сооружения. Автомобилистам - ездить на газе вместо бензина, чтобы было меньше выбросов.

Респондент 8: На мой взгляд хороший способ – установить как можно больше мусорных контейнеров, в частности вне города. Так же нужно взять под контроль экологическое законодательство.

Второй блок «Отношение респондентов к экологической ситуации»:

1. Что Вы делаете для защиты окружающей среды?

Респондент 1: Мало чего, так как нет возможностей для того чтобы простому гражданину принимать участие в загрязнении среды.

Респондент 2: Мало чего, в чаще всего поддерживаем частоту у себя во дворе.

Респондент 3: Стараюсь всегда выбрасывать мусор в контейнер. Иногда, когда выезжаю на природу, забираю склянки и полиэтилен с собой и выбрасываю их в городе, в контейнер

Респондент 4: Машину не вожу, курить бросил, мусор выкидываю в баки – делаю все

Респондент 5: при выезде на природу убираю территорию окружающую, собираю за собой мусор,

Респондент 6: не курю, не бросаю мусор на улице, пользуюсь мусоркой

Респондент 7: Не бросаю мусор где попало. Так же я слежу за исправностью своего автомобиля, таким образом стараюсь контролировать уровень вредных выбросов в воздух.

Респондент 8: Я убираю вокруг себя мусор, когда отдыхаю на природе. Иногда приходится и за предыдущими посетителями речки или леса убирать различные банки и бутылки. В городе стараюсь не бросать мусор на улице.

2. Опишите мотивы Вашего действия / бездействия

Респондент 1: Как уже ранее сказано, нет возможности совершать действие.

Респондент 2: В нашей стране плохо развита экологическая обстановка, человеку предоставляется мало возможностей по защите окружающей среды.

Респондент 3: У меня есть дети и я должна подавать им пример, к тому же у моих детей тоже будут дети, а я не хочу, чтобы мои внуки росли в и без того загрязненном городе

Респондент 4: Просто не хочется чтобы внуки, гуляя на улице, игрались со ржавыми банками и стеклянными бутылками

Респондент 5: хочу чистый воздух, жалко природу, сохранять природу истинно чистой и таким образом-красивой;

Респондент 6: хочу жить в чистой среде

Респондент 7: Потому что я порядочный человек, мне жалко природу

Респондент 8: Я так поступаю, потому что не терплю беспорядка вокруг себя. Не могу жить и находиться в замусоренной и грязной среде.

3. Что может помешать человеку, проявлять заботу об окружающей среде?

Респондент 1: Отсутствие поддержки администрации и управляющих компаний. Но если иметь желание, то ничего помешать не сможет.

Респондент 2: Если задаться целью, то ничего не помешает.

Респондент 3: Безответственность, не уважение к окружающим и себе, а иногда действительно нет возможности выбросить мусор в мусорный бак

Респондент 4: Отсутствие должного воспитания и безрассудность, до любой урны можно дойти, не так уж это и трудно

Респондент 5: власти

Респондент 6: воспитание

Респондент 7: Иногда отсутствие совести. Иногда – отсутствие возможности.

Респондент 8: Собственная лень и равнодушие.

Третий блок «Вред»

1. Какой вред наносят окружающей среде неутилизированные элементы питания

Респондент 1: Большой вред, если не утилизировать.

Респондент 2: Большой вред

Респондент 3: В них же содержатся химикаты, и эти химикаты попадают в почву, а затем в сточные воды и тд.

Респондент 4: В батарейках много свинца и ртути, а еще ртуть есть в энергосберегающих лампочках и они мне кажется даже опаснее

2. Респондент 5: ртуть заражает/отравляет организм;

Респондент 6: отравление окружающей среды

Респондент 7: Отравляют все вокруг ядовитыми парами и выделениями. Эти вещества, попадая в природу почти не разлагаются и годами заражают ее и губят.

Респондент 8: Отравляют землю различными ядовитыми выделениями.

3. Как можно этого избежать?

Респондент 1 : Утилизировать

Респондент 2: Отвозить в специальные места утилизации

Респондент 3: Нужно чтобы такие отходы немедленно перерабатывались, ведь их можно использовать как вторсырье для производства

Респондент 4: Можно просто поставить специальные баки для таких опасных отходов, хотя бы так».

Респондент 5:

Респондент 6: утилизация элементов питания, воспитания экологической культуры, поощрение людей и предприятий, участвующих в утилизации элементов питания

Респондент 7: Если люди перестанут выбрасывать батарейки, лампочки и аккумуляторы в условиях природы или с бытовым мусором.

Респондент 8: Насколько я знаю, в некоторых городах существуют специальные отдельные контейнеры для их утилизации.

4. Встречали ли Вы в нашем городе, специальные места по утилизации элементов питания?

Респондент 1: Нет, не встречал

Респондент 2: Не встречала

Респондент 3: Не встречала таких.

Респондент 4: Нет

Респондент 5: Нет

Респондент 6: Нет

Респондент 7: Нет, не встречал.

Респондент 8: Нет, к сожалению.

5. Пользовались ли Вы ими?

Респондент 1: Не встречал не пользовался.

Респондент 2: НЕ встречала никогда у нас в стране.

Респондент 3 : Нет

Респондент 4: Нет

Респондент 5: Нет

Респондент 6: Нет

Респондент 7: Нет

Респондент 8: Нет

Четвертый блок «Действия по защите среды »:

1. Как вы относитесь к тому, что рядом с вашим домом будут установлены специальные баки, по утилизации опасных отходов?

Респондент 1: Отлично отношусь!

Респондент 2: Крайне положительно!

Респондент 3: Буду рада, потому что дома скопилось много ненужных батареек

Респондент 4: Я бы даже привел к нему своих соседей и показал куда теперь нужно выкидывать такой мусор

Респондент 5:

Респондент 6: положительно.можно даже возле квартиры

Респондент 7: Не знаю. Это зависит от многих факторов. Мой гараж находится рядом с обычными мусорными баками. Их и так много и мусора много, что затрудняет подъезд к гаражу. А если там установят еще один бак, то мне вообще туда не заехать. Если выберут хорошее место, где он не будет мешать, то отнесусь положительно.

Респондент 8: Это смотря как и где его установят. Отнесусь отрицательно, если он будет бесхозно стоять, если никто не будет контролировать его вывоз, его состояние. Положительно, только если их будут вовремя увозить, чтобы из них ничего не сыпалось.

2. Как должен, по Вашему, выглядеть такой бак:

· Отличительные особенности?

· Наличие или отсутствие информации. Какой?

· Цвет бака?

· Дополнительные особенности, связанные с этим баком?

Респондент 1,2: Возможно он должен быть другой формы, отличающейся от формы обычных баков.

На нем может также быть дополнительная информация, призывающая людей задуматься, обратить внимание.

Информация о том куда этот бак потом повезут, какое предприятие будет утилизировать отходы в этом баке.

Как выше было сказано, изображение конкретных отходов, которые туда должны сбрасываться и место, где эти отходу будут утилизироваться.

Это должен быть яркий цвет, и в то же время ассоциирующийся с чистотой. Может быть зеленый или желтый

Желтый яркий бросающийся в глаза.

Респондент 3,4: Такой бак должен привлекать внимание, к нему должно хотеться подойти, он должен хорошо закрываться. Он не должен стоять рядом с обычными мусроными баками, там плохо пахнет и грязно. Было бы неплохо если бы мне объяснили что именно произойдет с батарейками после того как я их выброшу.

Он не должен стоять рядом с другими баками. Цвет должен быть ярким, может зелено-синий? Я бы посадил вокруг бака газон или рядом какой-нибудь красивый куст. Информация была бы очень кстати.

Респондент 5,6: цвет-яркий, желтый. Обязательно. Информация что это за ящик и результат к чему это приведет. Чтобы человек включил визуальное мышление. Чтобы не нужно открывать крышку, не касаться бака; стоять в максимально проходимом месте.

Респондент 7,8: Чтобы он отличался от обычных баков, был заметен. Обязательно нужна крышка с замком на случай, если он случайно упадет. Цвет не важен, но должен быть ярким. Обязательно на нем должны быть какая-то информация о его назначении. Он должен быть черного цвета с яркими надписями. Нужно сделать так, можно было кидать батарейки и элементы питания, но не было возможности брать оттуда их, а то бомжи быстро растащат.

3. Готовы ли вы взять на себя ответственность распределять опасные отходы?

Респондент 1: Если предоставляется возможность, то да, безусловно.

Респондент 2: Да, конечно.

Респондент 3: Конечно готова, я и на работе всем о нем расскажу, если он появится

Респондент 4: Всегда готов.

Респондент 5: Запросто

Респондент 6: Да

4. Готовы ли вы доплачивать организации, отвечающей за вывоз мусора, если она установит такие контейнеры ы вашем дворе? Если нет- почему? Если да, то какую сумму?

Респондент 1: Нет, если цель – получение прибыли, то нет.

Респондент 2: Смотря для чего, или если аргументированно объяснят на что пойдут эти деньги, то да могу но не много, 300 р максимум.

Респондент 3: Если от этого будет видна реальная польза - готова

Респондент 4: А вот доплачивать не готов, не дорогое это дело, поставить пластиковый ящик

Респондент 5: Нет. за это должно платить государство

Респондент 6: Да 100

Респондент 7: Готов, главное, чтобы было не сильно дорого. И чтобы вывоз осуществлялся регулярно, чтобы все эти отходы не гнили в моем дворе.

Респондент 8: Мы и так платим управляющей компании за вывоз мусора, так что за это не хотелось бы. Но если это будет нужно, что небольшую плату я готова внести.

Вывод


Похожая информация.


Статьи по теме